Размер:
Цвет:

Анализ мер, принятых соответствующими органами власти и должностными лицами по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных преступлений по представлениям следователей, внесенным по результатам расследования уголовных дел указанной категории в соответствии с частью 2 статьи 158 УПК РФ

Анализ мер, принятых соответствующими органами власти и должностными лицами по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных преступлений по представлениям следователей, внесенным по результатам расследования уголовных дел указанной категории

в соответствии с частью 2 статьи 158 УПК РФ

 

Во исполнение п. 4.3. Протокола заседания Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе по противодействию коррупции от 13.03.2015 № 1 следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре проведен анализ мер, принятых соответствующими органами власти и должностными лицами по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных преступлений по представлениям следователей, внесенным по результатам расследования уголовных дел указанной категории в соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК РФ (далее – представление).

Основной формой реализации представлений является их обсуждение адресатами в коллективах на оперативных совещаниях, проведение мероприятий учебно-методического характера, а также дополнительное ознакомление сотрудников с действующим законодательством. Так, к примеру, характерными для учреждений здравоохранения являются коррупционные преступления, связанные с выдачей подложных листков нетрудоспособности с получением за это незаконного вознаграждения. На основании представлений следователей учреждениях, где подобные факты имели место с персоналом проведены внеочередные профилактические занятия, на которых факты совершения преступлений подвергнуты обсуждению.

Представления используются уполномоченными должностными лицами в качестве сигнала для проведения профилактической работы не только в органе, в котором было допущено уголовно-наказуемое деяние, но и за его пределами в системе учреждений. К примеру, отделом по расследованию особо важных дел при расследовании уголовного дела по фактам незаконного освобождения от призыва за денежное вознаграждение установлен факт ненадлежащего хранения медицинской документации на призывников и свободный к ним доступ со стороны посредника во взятках. На основании представлений, внесенных следователем, органом государственной власти автономного округа в адрес руководителей учреждений направлено информационное письмо об усилении контроля за порядком ведения первичной документации пациентов, а также проведено совещание, на котором рассмотрены вопросы организации медицинского освидетельствования при призыве на военную службу.

Информация, установленная следствием и изложенная в тексте представления, используется для устранения конкретных недостатков, допущенных ранее в организации работы. Так, при расследовании преступлений, совершенных директором ООО, установлено, что органом местного самоуправления муниципального образования подписаны акты приемки при том, что ремонтные работы жилого дома выполнены не в полном объеме и ненадлежащего качества. После рассмотрения представления следователя следственного отдела администрацией приняты меры по усилению контроля за организацией и проведением работ по капитальному ремонту жилищного фонда, а также проведен анализ договоров (контрактов), заключенных ранее с управляющей компанией с принятием решения об их расторжении.

После рассмотрения другого представления следственного отдела по уголовному делу о выставлении оценок за экзамены студентам за денежное вознаграждение учебным заведением аннулированы результаты сдачи экзаменов, создана антикоррупционная комиссия, а также проведена проверка образовательных программ и организации учебного процесса.

Результатом рассмотрения ряда представлений стало введение в практику таких упреждающих мер как проведение выборочных (контрольных) срезов результатов работы конкретных должностных лиц по направлениям деятельности. К примеру, расследованием уголовного дела о совершении хищений главным бухгалтером учебного заведения денежных средств учреждения установлено, что совершение преступления стало возможным ввиду значительной степени бесконтрольности бухгалтера при исполнении ею служебных обязанностей при составлении документации. По результатам внесенного представления адресатом представления принято решение о введении в практику внеплановых проверок обоснованности начислений заработной платы, а также внеочередных ревизий наличных денежных средств в кассе учреждения.

По той же схеме реализуется профилактическая работа в учреждении, где следствием установлены факты выдачи подложных листов нетрудоспособности. Главным врачом учреждения по результатам рассмотрения представления введен тестовый контроль с работниками кабинетов выписки листков нетрудоспособности, кроме того, практикуется проведение выездных проверок качества экспертизы временной нетрудоспособности.

В необходимых случаях адресатами представлений приняты меры дисциплинарного характера в отношении должностных лиц, под контролем которых находились сотрудники, совершившие преступления по службе. К примеру, при расследовании уголовного дела о получении участковым уполномоченным полиции взятки за вынесение решения об отказе в возбуждении уголовного дела установлены просчеты в профилактической работе, проводимой руководством отделения в целях предупреждения подобных фактов. По результатам служебной проверки, организованной на основании представления следователя, к дисциплинарной ответственности привлечены 4 сотрудника.

По результатам рассмотрения другого представления учреждения по уголовному делу о хищении товарно-материальных ценностей к дисциплинарной ответственности в виде замечания привлечен заместитель директора учреждения, своевременно не принявший мер к выявлению и пресечению преступной деятельности.

Большинством адресатов представлений принимаются комплексные меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений и приняты исчерпывающие комплексы профилактических мер.

В каждом случае при совершении коррупционного преступления при исполнении должностных обязанностей, надлежит оценивать существующую в органе систему ведомственного контроля, позволившую сотруднику совершать преступление, оставаясь бесконтрольным со стороны начальства.

К примеру, при расследовании уголовного дела по обвинению оперуполномоченного установлено, что последний на протяжении длительного времени неоднократно получал взятки от гражданина за предоставление информации о планируемых проверках со стороны правоохранительных органов по пресечению незаконной игорной деятельности.

При таких обстоятельствах, возможно, следовало проработать существующую схему работы по противодействию незаконным азартным играм, по результатам чего предложить механизм, который бы, во-первых, позволял исключить разглашение данных о планируемых проверках, а, во-вторых, минимизировал бы роль рядовых оперуполномоченных полиции при определении на перспективу объектов для проверки. Вместо с этого, по результатам рассмотрения представления руководство ограничилось проведением занятий с изучением нормативной базы по коррупционной составляющей.

Другим важным вопросом, который, на наш взгляд, подлежит решению в каждом случае при рассмотрении представлений следователей по уголовным делам о совершении коррупционных преступлений сотрудниками органов внутренних дел, является необходимость оценки степени ответственности непосредственного руководителя (начальника) лица, привлекаемого к уголовной ответственности.

Такая точка зрения основана на п. 4 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.10.2012 N 1377, в соответствии с которым служебная дисциплина в органах внутренних дел, в числе прочего, обеспечивается: ответственностью руководителя (начальника) за состояние служебной дисциплины среди подчиненных и воспитанием сотрудников, формированием у них высоких личных и деловых качеств, сознательного отношения к выполнению служебных обязанностей.

Так, представление следователя по уголовному делу в отношении инспектора отделения по делам несовершеннолетних, совершившей покушение на мошенничество в отношении генерального директора ООО с целью хищения у нее денежных средств в размере 40 тысяч рублей рассмотрено без постановки вопроса о наличии (либо отсутствии) просчетов в работе, проводимой непосредственно начальником отделения в целях предупреждения корыстного преступления.


Опубликовано: 16.03.2016 13:10        Обновлено: 22.03.2016 17:15