Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Метдические рекомендации по созданию территориального общественного самоуправления (по состоянию на 28.11.2017)

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Ханты-Мансийск

2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение в вопрос о территориальном общественном самоуправлении…………………………………………………………………………………………..…2

Нормативная правовая основа территориального общественного самоуправления………………………………………………………………………………………….….5

Поэтапный алгоритм создания территориального общественного самоуправления………………………………………………………………………………………………6

Приложение 1. Примерная форма листа регистрации участников собрания по вопросу создания ТОС……………………………………………………………16

Приложение 2. Примерная форма протокола собрания инициативной группы граждан по созданию ТОС………………………………………………………………17

Приложение 3. Примерная форма подписного листа по выбору делегатов учредительной конференции граждан……………………………………………………….20

Приложение 4. Примерная форма предложения об установлении границы территории осуществления ТОС………………………………………………………………….21


Введение в вопрос о территориальном общественном самоуправлении

Решать вопросы всем миром – такая традиция существовала на Руси с самых древних времён.

Местное самоуправление – это один из мощнейших инструментов, с помощью которого граждане реализуют свое конституционное право на участие в управлении государством. Все больше внимания уделяется поддержке гражданских инициатив, развитию институтов гражданского общества. В современном обществе граждане имеют право участвовать в управлении страной, в принятии решений, в которых они заинтересованы.

1 декабря 2016 года в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России Владимир Путин отметил важную роль участия населения в развитии институтов гражданского общества и оказания всесторонней помощи социально-ориентированным некоммерческим организациям.

7 сентября 2017 года по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, состоявшемся 5 августа 2017 года, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано создать условия для развития территориального общественного самоуправления.

Сегодня территориальное общественное самоуправление рассматривается как перспективная форма самоорганизации граждан. Большинство исследователей вопросов местного самоуправления возлагают на территориальное общественное самоуправление большие надежды, связывая с ним становление «подлинно народного местного самоуправления», и рассматривают его как один из важных резервов развития непосредственной демократии и реального вовлечения населения в процессы управления.

По своей природе территориальное общественное самоуправление является локальной самоорганизацией жителей на отдельно взятой территории, которые объединились под едиными целями и задачами, затрагивающими качество жизни на территории проживания. Территориальное общественное самоуправление - это сообщество активных и небезразличных жителей, готовых вкладывать свои силы и время в развитие своей территории, поддерживать ее в чистоте, комфорте и безопасности, готовых сообща создавать благоприятную материальную и культурную среду в месте своего проживания. Применительно к Конституции Российской Федерации, территориальное общественное самоуправление – это форма реализации гражданами конституционных прав на собрания и объединения для защиты общественных интересов. Также понятие территориального общественного самоуправления закреплено в статье 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный факт делает институт территориального общественного самоуправления признанным и гарантированным государством как форма участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Такая форма организации активных граждан как территориальное общественное самоуправление является именно тем инструментом, который способен стать связующим звеном между властью, органами местного самоуправления и населением, который сделает эти отношения партнерскими и доверительными.

К сожалению, на сегодняшний день, в России данный общественный институт является недооценённым и во многих регионах и населённых пунктах страны отсутствует полностью.

В Югре институт территориального общественного самоуправления начал активно развиваться с 1997 года. Наибольшее количество учрежденных территориальных общественных самоуправлений приходится на город Сургут и Нефтеюганский район.

Основная деятельность территориального общественного самоуправления, как правило, заключается в следующем:

- аккумулирование общественного мнения;

- оказание консультативной помощи жителям по различным вопросам, представление их интересов;

- проведение мероприятий по благоустройству, озеленению, поддержанию чистоты и порядка, участию населения в местных и государственных акциях;

- проведение организационно-воспитательной работы с детьми и молодежью;

- содействие развитию народного творчества, проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий;

- развитие спортивного движения;

- создание условий для организации досуга и занятости молодежи, пенсионеров, инвалидов;

- содействие охране общественного порядка.

Почерпнуть больше информации вы можете на следующих открытых информационных ресурсах:

http://atosrf.netdo.ru (сайт Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления)

http://okmo.news (сайт Общероссийского Конгресса муниципальных образований)

http://www.komitet4.km.duma.gov.ru (сайт Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления)

http://www.komitet2-22.km.duma.gov.ru (сайт Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и делам религиозных организаций)

http://minjust.ru (сайт Министерства юстиции Российской Федерации)

http://www.vsmsinfo.ru (сайт Всероссийского Совета местного самоуправления)

Координаты для связи по вопросам ТОС:

Общенациональная ассоциация территориального общественного самоуправления:

E-mail: atos.rf@mail.ru

https://facebook.com/groups/oatos/

Региональная Ассоциация территориальных общественных самоуправлений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

E-mail: patocxmao@mail.ru

http://vk.com/patoc_hmao

https://facebook.com/PATOCHMAO

Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

телефон: (3467) 39-28-40

факс: (3467) 39-26-41

E-mail: Deppolitiki@admhmao.ru

Департамент общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры:

телефон/факс: (3467) 33-22-55

E-mail: dos@admhmao.ru

Управление Минюста России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре:

телефон/факс: (3467) 33-10-60


Нормативная правовая основа территориального общественного самоуправления

1.   Конституция Российской Федерации

2.   Гражданский кодекс Российской Федерации

3.   Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

4.   Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

5.   Устав муниципального образования

6.   Положение о порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании (утверждается решением представительного органа муниципального образования)


Поэтапный алгоритм создания территориального общественного самоуправления

Этап 1. Создание инициативной группы граждан

7

Этап 2. Установление границ ТОС и назначение даты проведения учредительного собрания, конференции граждан

11

Этап 3. Извещение жителей территории о проведении учредительного собрания или конференции граждан

12

Этап 4. Проведение учредительного собрания или конференции граждан

13

Этап 5. Регистрация Устава ТОС в администрации муниципального образования

14

Этап 6. Регистрация ТОС в качестве юридического лица

14

Этап 7. Заключительный этап

15




ЭТАП 1. СОЗДАНИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ ГРАЖДАН

№ п/п

Действие

Полезная информация

1.

Появление общественного запроса на участие в осуществлении местного самоуправления путем создания ТОС

2.

Появление инициативной группы, готовой обеспечить организацию и проведение мероприятий по созданию ТОС. Принятие решения о формировании инициативной группы

Минимальное количество членов инициативной группы определено в решении представительного органа вашего муниципального образования «Об организации и осуществлении ТОС» (далее – Положение о ТОС) и составляет, как правило, не менее 3 человек, проживающих на территории создаваемого ТОС и достигших 16-летнего возраста.

Совет: Оптимальным является то количество членов инициативной группы, которое будет достаточным для работы с другими жителями: им нужно рассказать о ТОС, объяснить, почему вы хотите его создать, пригласить на собрание/или собрать подписи и т.д. Практика показывает, что один человек может эффективно провести работу с 10 – 15 людьми. Поэтому, инициаторам лучше на первом этапе постараться расширить свои ряды, привлекая своих друзей и родственников, если они являются соседями и живут на территории будущего ТОС.

В многоквартирных домах хорошо найти по одному человеку на каждый подъезд, чтобы он/она могли пообщаться по вопросу создания ТОС со своими соседями (так будет больше доверия, если обращается знакомый человек).

Хороший результат достигается тогда, когда у членов инициативной группы уже есть предложения о том, что будет делать создаваемый ТОС. Тогда проще заручиться поддержкой других жителей.

3.

Проведение собрания инициативной группы

Проведение собрания оформляется протоколом собрания инициативной группы по созданию ТОС. В протоколе обознается повестка собрания. Как правило, на этом собрании обсуждаются следующие вопросы:

1. Избрание председателя и секретаря собрания (необходимы для оформления протокола и его представления в органы местного самоуправления).

2. Формирование инициативной группы для проведения мероприятий по созданию ТОС, назначение уполномоченного представителя инициативной группы для взаимодействия с органами местного самоуправления и населением.

3. Предложения по:

1) наименованию ТОС

Примечание: обратите внимание, что наименование вновь создаваемого ТОС не может быть идентичным наименованию уже действующих ТОС в границах вашего муниципального образования

2) границам ТОС

Совет: Определение границ вопрос не простой.

Что важно учесть при подготовке предложений по границам ТОС?

Границы будущего ТОС должны быть таковы, чтобы вы (инициативная группа) смогли реализовывать свои инициативы, ради которых вы и создаете ТОС.

Например, если вы хотите благоустроить территорию своего двора, навести порядок в подъездах, организовать работу с детьми, молодежью, пенсионерами то, возможно, для вас подойдут границы одного или нескольких близлежащих домов. А если вы хотите наладить жизнь на целой улице или в микрорайоне, то границы лучше расширить. Но при расширении границ нужно понимать, что увеличится и организационная работа по созданию ТОС, так как в соответствии с законодательством решение о создании ТОС должны принять не менее трети жителей конкретной территории, в возрасте от 16 лет. А это значит, что всем нужно рассказать о ТОС, проинформировать о проведении учредительного собрания (конференции), убедить принять участие в работе.

3) проекту Устава ТОС

На собрании обсуждаются 4 основных вопроса будущего проекта Устава:

- Какими будут основные направления деятельности ТОС и какие задачи в связи с этим он будет решать?

Совет: Проект Устава ТОС, который Вы планируете предложить к принятию на учредительном собрании (конференции), должен, с одной стороны, обеспечивать возможность реализации Ваших инициатив, а с другой соответствовать нормам законодательства.

Наиболее внимательного обсуждения при разработке Устава требует перечень полномочий, который может быть как расширен, так и сокращен, в зависимости от Вашего видения деятельности ТОС.

При этом, готовить устав лучше «на вырост» с учетом развития деятельности, чтобы не сталкиваться с ограничениями в будущей работе. Так как для внесения ЛЮБЫХ изменений в Устав придется созывать собрание или конференцию, очень внимательно подойдите к вопросу подготовки проекта Устава ТОС.

- Будете ли вы регистрировать ТОС как юридическое лицо или нет?

Примечание. ТОС может быть создано и зарегистрировано в двух вариантах:

1.Без создания юридического лица.

В этом случае регистрация ТОС проводится только в органах местного самоуправления. Для реализации ваших инициатив могут использоваться только собственные ресурсы (средства самих жителей), а также средства на поддержку инициатив ТОС, если они таковое предусмотрено в вашем муниципальном образовании.

Если вы выбрали этот вариант создания ТОС, то данный алгоритм вам пригодится в первой своей части (этапы 1-5).

2.Создание ТОС с регистрацией в качестве юридического лица. Если вы решили идти дальше и регистрировать ТОС как юридическое лицо в форме НКО (некоммерческая организация), то ваши дальнейшие шаги на этом пути описаны в этапах 6 и 7.

Вопрос: Почему ТОС лучше регистрировать в качестве юридического лица?

Ответ: Потому что ТОС - юридические лица могут предлагать свои проекты и получать ресурсы для их реализации через участие в различных конкурсах.

Кроме того, юридические лица могут вести хозяйственную деятельность, заключать договоры, как с органами местного самоуправления, так и с другими юридическими лицами (коммерческими и некоммерческими) или гражданами. Наличие статуса юридического лица и счета в банке позволяет ТОС активнее привлекать финансирование для реализации своих проектов.

- Что будет проводится в целях решения вопросов организации и осуществления ТОС собрание или конференция?

Вопрос: Чем отличаются собрания от конференций? Когда проводится собрание, а когда конференция для учреждения ТОС?

Ответ: На собраниях граждане присутствуют лично, а на конференцию направляют делегатов, с учетом нормы представительства (количества человек от которых избирается делегат).

Обычно, если численность граждан территории, на которой организовывается ТОС, составляет менее 100 человек, то проводится собрание, а если более 100 человек — конференция (необходимо узнать какие нормы установлены в Вашем муниципалитете, для этого можно обратиться в юридическую службу администрации или представительного органа).

Выбор делегатов конференции может проводиться на собрании – тогда нужно провести собрания по участкам и выбрать делегатов, с учетом нормы представительства (норма представительства определяется в Положении о ТОС).

Повесткой таких собраний является выбор делегата конференции граждан. Факт избрания делегата подтверждается протоколом собрания.

Примерная форма подписного листа по выбору делегатов учредительной конференции приведена в приложении 3.

В практике работы ТОС апробирован также вариант заочного собрания (сбор подписей в поддержку кандидата в делегаты конференции). Этот путь организационно проще, так как не нужно находить помещения для проведения нескольких собраний, а жителям тратить время на достаточно формальную процедуру.

4) структуре органов ТОС, сроке их избрания, кандидатуре председателя ТОС

Примечание: обратите внимание, что если вы приняли решение о дальнейшем регистрации ТОС в качестве юридического лица законодательством определена обязательность формирования руководящих и контрольно-ревизионных органов.

4. Организация работы по проведению учредительного собрания (конференции) граждан по образованию ТОС.

Примечание: в случае принятия решения о проведении учредительной конференции необходимо определить единые нормы представительства делегатов конференции и принять решение о проведении собраний жителей по избранию делегатов учредительной конференции;

Обратите внимание на то, что основные полномочия инициативной группы закреплены в Положении о ТОС.

4.

Оформление листа регистрации участников собрания и протокола собрания инициативной группы

Примерные формы листа регистрации участников собрания и протокола собрания инициативной группы граждан приведены в приложении 1 и 2.



ЭТАП 2. УСТАНОВЛЕНИЕ ГРАНИЦ ТОС И НАЗНАЧЕНИЕ ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ, КОНФЕРЕНЦИИ

Вы провели собрание инициативной группы, на котором обсудили свои предложения о границах будущего ТОС. У вас имеется соответствующий протокол. Теперь, чтобы утвердить границы ТОС, инициативной группе необходимо выполнить следующие действия:

№ п/п

Действие

Примечание

1.

Обратиться в администрацию муниципального образования с заявлением о необходимости подготовки проекта схемы границы территории осуществления ТОС и проекта описания границы территории осуществления ТОС

В заявлении должны быть указаны предполагаемые территории осуществления ТОС с указанием их адресных данных. При этом необходимо учитывать требования к границам ТОС, установленные Положением о ТОС.

2.

Направить в представительный орган муниципального образования предложение об установлении границы территории осуществления ТОС

К предложению должны прилагаться подготовленные администрацией муниципального образования проекты схемы и описания границы территории осуществления ТОС.

Форма предложения об установлении границы территории осуществления ТОС представлена в приложении 4.

Представительный орган на основе заявления инициативной группы должен принять Решение об установлении границ ТОС, которое позволит начать практическую работу по организации учредительного собрания или конференции.

После получения Решения представительного органа об утверждении границ ТОС, инициативная группа принимает решение о назначении даты, времени и месте проведения учредительного собрания /конференции.

Примечание: При выборе времени для проведения собрания рекомендуется учитывать сезонный фактор.

В осенне-зимний период (октябрь-март) собрание/конференцию лучше назначать на выходной день (например, субботу), лучшее время - 11 часов утра или в 14.00.

В весенне-летний период более удобным будет вечер буднего дня (светлое время суток), например, в 19.00 – 19.30. В это время года выходные дни большинство жителей проводят на природе, на огородах, дачах.


ЭТАП 3. ИЗВЕЩЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ ТЕРРИТОРИИ О ПРОВЕДЕНИИ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ИЛИ КОНФЕРЕНЦИИ ГРАЖДАН

Необходимо проинформировать население о дате, месте и времени проведения собрания/конференции, как правило, не менее чем за 15 дней до начала мероприятия (указанный срок необходимо сверить с Положением о ТОС). Сообщение о проведении учредительного собрания или конференции граждан должно быть направлено каждому жителю, достигшему 16-летнего возраста, проживающему на территории создаваемого ТОС.

Также допускаются иные методы оповещения граждан об учредительном собрании или конференции граждан – объявления, подомовой/поквартирный обход.

Примечание: Наиболее эффективным методом является подомовой (поквартирный) обход, так как кроме информирования он позволяет установить личный контакт с людьми, рассказать им о ТОС и убедить в необходимости его создания.

Для организации такой работы нужно разделить всю территорию будущего ТОС на участки (по количеству членов инициативной группы) и закрепить участки за конкретным ее членом. Более комфортным является участие в обходе 2 человек по каждому участку. Один проводит информирование, другой оказывает ему моральную поддержку.

Для обхода нужно выбрать удобное время. Наиболее удобным является выходной день в период с 11 до 13 часов или с 14 до 17 часов. Если приходится использовать будни, то наиболее удобным является период с 19.30 до 21 часа.

Технология результативного подомового (поквартирного) обхода различается в зависимости от того, проводится собрание или конференция.

Если готовится собрание, то при обходе лучше раздать листовку, в которой кроме информирования о времени, месте и повестке собрания, написать также аргументы в пользу создания ТОС. Лучше заранее подготовить небольшую на 3-5 мин. речь, в которой рассказать, что вы просите поддержать вашу инициативу по созданию ТОС, для того, чтобы… (нужно рассказать о своих планах после регистрации ТОС).

Для создания ТОС необходимо, чтобы не менее 1/3 (т.е. 33,5%) жителей поддержали вашу инициативу. Для этого вы и организовываете собрание и просите на него прийти.

Далее спросить, как человек относится к этой инициативе и сможет ли он/она прийти на собрание и привести членов своей семьи? Если у него/нее будут вопросы – ответить на них и при согласии участвовать в собрании, можно попросить номер телефона для связи. Это позволит напомнить о собрании в день его проведения или накануне.

Если вы готовите учредительную конференцию, то листовку лучше заранее (за 2-4 дня до обхода) разложить по почтовым ящикам. Во время обхода представиться как член инициативной группы, спросить ознакомился ли открывший дверь человек с листовкой? Есть ли у него/нее вопросы по вашей инициативе (ответить на них). Сказать, что вы собираете подписи за выдвижение делегатов на конференцию и предложить подписать согласие на выдвижение конкретного делегата.

Если житель готов сам принять личное участие в конференции - сообщить ему о времени и месте ее проведения.

Как правило в Положении о ТОС предусмотрена необходимость информирования органов местного самоуправления о проведении учредительного собрания/конференции. В адрес органов местного самоуправления направляется письменное извещение, в котором указывается дата, место и время проведения собрания/конференции, а также вопросы повестки дня.

Это подготовит их к регистрации устава ТОС и дальнейшему сотрудничеству с органами ТОС.


ЭТАП 4. ПРОВЕДЕНИЕ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ИЛИ КОНФЕРЕНЦИИ ГРАЖДАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТОС

Учредительное собрание или конференцию граждан проводит инициативная группа.

Как собрание, так и конференция проводятся открыто и на них могут присутствовать (не мешая работе) представители органов местного самоуправления, государственных органов, СМИ и другие заинтересованные лица.

Участвовать в принятии решения (голосовать) могут только жители территории, на которой создается ТОС (достигшие 16-летнего возраста), а на конференции только делегаты, уполномоченные установленным числом жителей (по норме представительства). Поэтому при регистрации делегатов проверяются документы, удостоверяющие их полномочия (протоколы собраний, подписные листы), при этом обязательно заполняется лист регистрации участников.

Ход и решения учредительного собрания/конференции граждан оформляются протоколом.

Как правило, на учредительном собрании/конференции граждан рассматриваются следующие вопросы (повестка дня):

1. Об избрании председателя и секретаря учредительного собрания/конференции граждан.

2. О создании территориального общественного самоуправления.

3. Об определении наименования ТОС.

4. О правовом положении ТОС (регистрации ТОС в качестве юридического лица).

5. Об определении структуры органов ТОС, избрании органов ТОС.

6. О принятии Устава ТОС.

После проведения учредительного собрания или конференции необходимо заполнить протокол.


ЭТАП 5. РЕГИСТРАЦИЯ УСТАВА ТОС В АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

После проведения учредительного собрания или конференции граждан уполномоченное лицо подает документы в администрацию муниципального образования для регистрации Устава ТОС:

1. Заявление о регистрации устава ТОС.

Заявление подается на имя руководителя исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.

2. Копия решения представительного органа об установлении границы территории осуществления ТОС (см. этап №2).

3. Протокол учредительного собрания или конференции граждан (см. этап №4).

4. Четыре экземпляра Устава ТОС.

5. Лист регистрации участников учредительного собрания или конференции граждан с указанием их Ф.И.О., адреса проживания и даты рождения (см. этап №4).

Экземпляры должны быть прошиты, страницы пронумерованы, подписаны заявителем на последнем листе каждого экземпляра.

Примечание. В случае проведения учредительной конференции граждан также представляются протоколы собраний жителей домов, улиц и иных территорий, подтверждающие избрание делегатов конференции, с листами регистрации участников указанных собраний, с указанием их Ф.И.О., адреса проживания и дат рождения;

Сроки регистрации Устава устанавливаются Положением о ТОС и как правило не превышают 30 дней.

ТОС считается учрежденным с момента регистрации Устава.

Но в данный момент ТОС не является юридическим лицом.

Дальнейшие шаги описывают регистрацию ТОС в качестве юридического лица.

ЭТАП 6. РЕГИСТРАЦИЯ ТОС В КАЧЕСТВЕ

ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Для регистрации ТОС необходимо обратиться в Управление Минюста России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по адресу:

628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Крупской, д. 23а, тел./факс: 8 (3467) 33-10-60


ЭТАП 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Как только вы получили все регистрационные документы, необходимо:

1. Сделать печать ТОС.

Примечание: Обращаем ваше внимание, что при создании печати нельзя использовать официальную символику. Иначе, в дальнейшем печать признают не действительной.

Рекомендуем расположить по окружности печати полное наименование ТОС (НКО), включая присвоенные ИНН и ОГРН, а в центре расположить краткое наименование ТОС.

2. В течение 30 календарных дней с момента регистрации подать заявление в налоговую на упрощенную систему налогообложения (УСН). Мы рекомендуем в заявлении выбрать объект налогообложения «доходы минус расходы».

3. Сдать в территориальный орган федеральной службы государственной статистики «Сведения о среднесписочной численности работников» — Форма по КНД 1110018.

Сведения необходимо сдать до 20–го числа месяца, следующего за месяцем регистрации.

4. Открыть расчетный счет в банке.

Поздравляем вас!

Теперь вы полноправный хозяйствующий субъект и можете участвовать в конкурсах в качестве НКО.


Приложение 1. Примерная форма листа регистрации участников собрания по вопросу создания ТОС

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ УЧАСТНИКОВ СОБРАНИЯ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ ПО ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ ТОС

п/п

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Дата рождения

Адрес проживания

Подпись


Приложение 2. Примерная форма протокола собрания инициативной группы граждан по созданию ТОС

ПРОТОКОЛ № 1

СОБРАНИЯ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ ГРАЖДАН ПО СОЗДАНИЮ ТОС

Дата, время проведения собрания______________________________________

Место проведения собрания ___________________________________________

Присутствует _______ чел.

Сведения о регистрации участников собрания граждан прилагаются.

СЛУШАЛИ: __________, который открыл собрание граждан и предложил следующую повестку дня:

1. Об избрании председателя и секретаря собрания граждан.

2. О формировании инициативной группы граждан для проведения мероприятий по созданию ТОС.

3. Предложения по:

3.1. Наименованию ТОС;

3.2. Границам ТОС;

3.3. Проекту Устава ТОС;

3.4. Структуре органов ТОС, сроке их избрания, кандидатуре председателя ТОС.

4. Об уполномоченном представителе инициативной группы граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и жителями.

5. Об организации работы по проведению учредительного собрания (конференции) граждан по образованию ТОС.

Голосовали: «за» - _____; «против» - ____; «воздержались» - ____.

Повестка дня принимается.

По первому вопросу СЛУШАЛИ: __________, который предложил_________________________________________________________.

РЕШИЛИ: Избрать председателем собрания граждан __________, секретарем собрания граждан ___________.

Голосовали:

«за» - _____; «против» - ____; «воздержались» - ____.

Решение принято.

По второму вопросу СЛУШАЛИ: _________, который проинформировал собравшихся об инициативе граждан по организации территориального общественного самоуправления.

Учитывая сказанное и руководствуясь Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», докладчик предложил сформировать инициативную группу граждан для проведения мероприятий по созданию ТОС.

РЕШИЛИ: Сформировать инициативную группу граждан для проведения мероприятий по созданию ТОС в составе согласно приложению.

Голосовали:

«за» - _____; «против» - ____; «воздержались» - ____.

Решение принято.

По третьему вопросу СЛУШАЛИ: _____ , который предложил

3.1. Территориальное общественное самоуправление наименовать «_______________».

РЕШИЛИ: Утвердить проектное наименование: «____________».

Голосовали:

«за» - _____; «против» - ____; «воздержались» - ____.

Решение принято.

3.2. Обсудить границы осуществления ТОС в пределах __________________________________________________________________.

РЕШИЛИ: Утвердить проектные границы осуществления ТОС ____________.

Голосовали:

«за» - _____; «против» - ____; «воздержались» - ____.

Решение принято.

3.3. Обсудить проект Устава ТОС (основные направления деятельности, регистрацию ТОС в качестве юридического лица, форму высшего органа ТОС (собрание или конференция).

РЕШИЛИ: ____________.

Голосовали:

«за» - _____; «против» - ____; «воздержались» - ____.

Решение принято.

3.4. Обсудить структуру органов ТОС, срок их избрания, кандидатуру руководителя исполнительного органа ТОС.

РЕШИЛИ: ____________.

Голосовали:

«за» - _____; «против» - ____; «воздержались» - ____.

Решение принято.

По четвертому вопросу СЛУШАЛИ: _____, о выборе уполномоченного представителя инициативной группы граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и жителями

СЛУШАЛИ: _____, с предложением кандидатуры ____________________.

РЕШИЛИ: ____________.

Голосовали:

«за» - _____; «против» - ____; «воздержались» - ____.

Решение принято.

По пятому вопросу СЛУШАЛИ: _____, об организации работы по проведению учредительного собрания (конференции) граждан (при необходимости определение единой нормы представительства делегатов конференции)

РЕШИЛИ: ____________.

Голосовали:

«за» - _____; «против» - ____; «воздержались» - ____.

Решение принято.

Председатель собрания граждан      _________ Ф.И.О.

                                                         (подпись)                                

Секретарь собрания граждан      _________ Ф.И.О.

                                                  (подпись)

«__» _________ 20__ г.


Приложение 3. Примерная форма подписного листа по выбору делегатов учредительной конференции граждан

Подписной лист

Дата

Мы, нижеподписавшиеся жители (улица, номер дома) поддерживаем кандидатуру ФИО и выбираем его (ее) делегатом на учредительную конференцию ТОС.

№ п/п

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Дата рождения

Адрес проживания

Подпись

Подписи удостоверяем

Члены инициативной группы: _____________________


Приложение 4. Примерная форма предложения об установлении границы территории осуществления ТОС

В (наименование представительного органа МО)

Предложение населения об установлении границ территориального общественного самоуправления

Инициативная группа граждан, проживающая на части территории (наименование МО), просит установить границы территории, на которой планируется осуществление территориального общественного самоуправления в соответствии с подготовленными (наименование исполнительно-распорядительного органа МО) описанием и схемой.

Приложение:

1.     Проект описания границы, на которой планируется осуществление территориального общественного самоуправления, на ___л. в 1экз;

2.     Проект схемы границы, на которой планируется осуществление территориального общественного самоуправления, на ___л. в 1 экз.

3.    

Подписи инициативной группы:

1.Ф.И.О., дата рождения, адрес проживания, подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ханты-Мансийск

2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение в вопрос о территориальном общественном самоуправлении……………………………………………………………………………………………..2

Нормативная правовая основа территориального общественного самоуправления………………………………………………………………………………………………5

Пошаговая инструкция создания территориального общественного самоуправления………………………………………………………………………………………………6


 

Введение в вопрос о территориальном общественном самоуправлении

 

Решать вопросы всем миром – такая традиция существовала на Руси с самых древних времён.

Местное самоуправление – это один из мощнейших инструментов, с помощью которого граждане реализуют свое конституционное право на участие в управлении государством. Все больше внимания уделяется поддержке гражданских инициатив, развитию институтов гражданского общества. В современном обществе граждане имеют право участвовать в управлении страной, городом, в принятии решений, в которых они заинтересованы.

1 декабря 2016 года в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России Владимир Путин отметил важную роль участия населения в развитии институтов гражданского общества и оказания всесторонней помощи социально-ориентированным некоммерческим организациям.

7 сентября 2017 года по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, состоявшемся 5 августа 2017 года органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано создать условия для развития территориального общественного самоуправления.

Сегодня территориальное общественное самоуправление рассматривается как перспективная форма самоорганизации граждан. Большинство исследователей вопросов местного самоуправления возлагают на ТОС большие надежды, связывая с ним становление «подлинно народного местного самоуправления», и рассматривают его как один из важных резервов развития непосредственной демократии и реального вовлечения населения в процессы управления.

По своей природе ТОС является локальной самоорганизацией жителей на отдельно взятой территории, которые объединились под едиными целями и задачами, затрагивающими качество жизни на территории проживания. ТОС - это сообщество активных и небезразличных жителей, готовых вкладывать свои силы и время в развитие своей территории, поддерживать ее в чистоте, комфорте и безопасности, готовых сообща создавать благоприятную материальную и культурную среду в месте своего проживания. С точки зрения Конституции РФ, ТОС – это форма реализации гражданами конституционных прав на собрания и объединения для защиты общественных интересов. Также понятие о ТОС закреплено в статье 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный факт делает институт ТОС признанным и гарантированным государством как форму участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Такая форма организации активных граждан как ТОС является именно тем инструментом, который способен стать связующим звеном между властью, органами местного самоуправления и населением, который сделает эти отношения партнерскими и доверительными.

К сожалению, на сегодняшний день, в РФ данный общественный институт является недооценённым и во многих регионах и населённых пунктах страны отсутствует полностью.

В Югре институт ТОС начал активно развиваться с 1997 года. Наибольшее количество зарегистрированных ТОС приходится на город Сургут.

Основная деятельность ТОС, как правило, заключается в следующем:

- оказание консультативной помощи жителям по различным вопросам;

- проведение мероприятий по сохранности жилого фонда, озеленению, поддержанию чистоты и порядка, участию населения в местных и государственных акциях;

- проведение организационно-воспитательной работы с детьми и молодежью;

- содействие развитию народного творчества, проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий

- развитие спортивного движения;

- создание условий для организации досуга и занятости молодежи, пенсионеров, инвалидов;

- содействие охране общественного порядка, благоустройству города.

Почерпнуть больше информации вы можете на следующих открытых информационных ресурсах:

http://atosrf.netdo.ru (сайт Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления)

http://okmo.news (сайт Общероссийского Конгресса муниципальных образований)

http://www.komitet4.km.duma.gov.ru (сайт Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления)

http://www.komitet2-22.km.duma.gov.ru (сайт Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и делам религиозных организаций)

http://minjust.ru (сайт Министерства юстиции Российской Федерации)

http://www.vsmsinfo.ru (сайт Всероссийского Совета местного самоуправления)

Координаты для связи по вопросам ТОС:

Общенациональная ассоциация территориального общественного самоуправления:

E-mail: atos.rf@mail.ru

https://facebook.com/groups/oatos/

Региональная Ассоциация территориальных общественных самоуправлений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

E-mail: patocxmao@mail.ru

http://vk.com/patoc_hmao

https://facebook.com/PATOCHMAO
Нормативная правовая основа территориального общественного самоуправления

 

1. Конституция Российской Федерации

2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

4. Устав муниципального образования

5. Положение о порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления в территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании (утверждается решением представительного органа муниципального образования)


 

Пошаговая инструкция создания территориального общественного самоуправления

 

Выбор формы регистрации ТОС

 

7

Шаг 1. Образование инициативной группы

7

Шаг 2. Установление границ ТОС и назначение даты проведения учредительного собрания, конференции

10

Шаг 3. Извещение жителей территории о проведении учредительного собрания или конференции граждан

11

Шаг 4. Проведение учредительного собрания или конференции граждан

12

Шаг 5. Регистрация Устава ТОС в администрации муниципального образования

13

Шаг 6. Регистрация ТОС в качестве юридического лица

13

Шаг 7. Заключительный этап

13

 


 

ВЫБОР ФОРМЫ РЕГИСТРАЦИИ ТОС

ТОС может быть создано и зарегистрировано в двух вариантах:

1.Без создания юридического лица.

В этом случае регистрация ТОС проводится только в органах местного самоуправления. Для реализации ваших инициатив могут использоваться только собственные ресурсы (средства самих жителей), а также средства на поддержку инициатив ТОС, если они предусмотрены в бюджете вашего муниципального образования.

Если вы выбрали этот вариант создания ТОС, то данная пошаговая инструкция вам пригодится в первой своей части (шаги 1-5).

2.Создание ТОС с регистрацией в качестве юридического лица. Если вы решили идти дальше и регистрировать ТОС как юридическое лицо в форме НКО (некоммерческая организация), то ваши дальнейшие шаги на этом пути полностью описаны в инструкции (шаги 6, 7).

Вопрос: Почему ТОС лучше регистрировать в качестве юридического лица?

Ответ: Потому что ТОС - юридические лица могут предлагать свои проекты и получать ресурсы для их реализации через участие в различных конкурсах.

Кроме того, юридические лица могут вести хозяйственную деятельность, заключать договоры, как с органами местного самоуправления, так и с другими юридическими лицами (коммерческими и некоммерческими) или гражданами. Наличие статуса юридического лица и счета в банке позволяет ТОС активнее привлекать финансирование для реализации своих проектов.

Ниже описаны все практические шаги, необходимые для образования ТОС. Описание подготовлено на основе опыта действующих ТОС, а также норм законодательства.

ШАГ 1. ОБРАЗОВАНИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ

Создание ТОС начинается с создания и официального признания инициативной группы. Минимальное количество членов инициативной группы зафиксировано в Положении о ТОС, принятом в вашем муниципальном образовании (далее – Положение о ТОС) и составляет, как правило, не менее 3 человек, проживающих на территории создаваемого ТОС и достигших 16-летнего возраста.

Совет: Оптимальным является то количество членов инициативной группы, которое будет достаточным для работы с другими жителями: им нужно рассказать о ТОС, объяснить, почему вы хотите его создать, пригласить на собрание/или собрать подписи и т.д. Практика показывает, что один человек может эффективно провести работу с 10 – 15 людьми. Поэтому, инициаторам лучше на первом этапе постараться расширить свои ряды, привлекая своих друзей и родственников, если они являются соседями и живут на территории будущего ТОС.

В многоквартирных домах хорошо найти по одному человеку на каждый подъезд, чтобы он/она могли пообщаться по вопросу создания ТОС со своими соседями (так будет больше доверия, если обращается знакомый человек).

Хороший результат достигается тогда, когда у членов инициативной группы уже есть предложения о том, что будет делать создаваемый ТОС. Тогда проще заручиться поддержкой других жителей.

Образование инициативной группы оформляется протоколом собрания инициативной группы по созданию ТОС.

В протоколе обознается повестка собрания. Как правило, на этом собрании обсуждаются следующие вопросы:

1. Избрание председателя и секретаря собрания (необходимы для оформления протокола и его представления в органы местного самоуправления).

2. Формирование инициативной группы для проведения мероприятий по созданию ТОС.

3. Подготовка предложений по наименованию ТОС, по границам ТОС, по проекту Устава ТОС, по структуре органов ТОС, по кандидатуре председателя ТОС.

4. Организация работы по проведению учредительного собрания (конференции) граждан по образованию ТОС.

Обратите внимание на то, что основные полномочия инициативной группы закреплены в Положении о ТОС.

Проведите собрание, обсудите последовательно все вопросы, из которых содержательно важными (то есть требующими вдумчивого обсуждения) являются третий и четвертый.

Заполните протокол в соответствии с повесткой. Этот документ является самым первым, который необходим для образования ТОС.

Совет: Определение границ вопрос не простой, его нужно хорошо продумать и взвесить свои силы!

Что важно учесть при подготовке предложений по границам ТОС?

Границы будущего ТОС должны быть таковы, чтобы вы (инициативная группа) смогли реализовывать свои инициативы, ради которых вы и создаете ТОС.

Например, если вы хотите благоустроить территорию своего двора, навести порядок в подъездах, организовать работу с детьми, молодежью, пенсионерами то, возможно, для вас подойдут границы одного или нескольких близлежащих домов.

А если вы хотите наладить жизнь на целой улице или в микрорайоне, то границы лучше расширить. Но при расширении границ нужно понимать, что увеличится и организационная работа по созданию ТОС, так как в соответствии с законодательством решение о создании ТОС должны принять не менее трети жителей конкретной территории, в возрасте от 16 лет. А это значит, что всем нужно рассказать о ТОС, проинформировать о проведении учредительного собрания (конференции), убедить принять участие в работе.

 

СОВЕТ:

Проект Устава ТОС, который Вы планируете предложить к принятию на учредительном собрании (конференции), должен, с одной стороны, обеспечивать возможность реализации Ваших инициатив, а с другой соответствовать нормам законодательства.

Наиболее внимательного обсуждения при разработке Устава требует перечень полномочий, который может быть как расширен, так и сокращен, в зависимости от Вашего видения деятельности ТОС.

Лучше, чтобы перечень полномочий был шире (на вырост). Тогда не потребуется часто вносить изменения в Устав.

 

Совет: На собрании инициативной группы обсудите 4 основных вопроса будущего проекта Устава:

- Какими будут основные направления деятельности ТОС и какие задачи в связи с этим он будет решать?

- Будете ли вы регистрировать ТОС как юридическое лицо или нет?

- Что будет высшим органом ТОС собрание или конференция?

- На какой срок будут избираться органы ТОС?

Сформировав решения по этим вопросам, дальнейшую работу над проектом Устава можно поручить одному наиболее подготовленному члену инициативной группы или создать рабочую группу.

Советуем вам готовить устав «на вырост» с учетом развития деятельности, чтобы не сталкиваться с ограничениями в будущей работе. Так как для внесения ЛЮБЫХ изменений в Устав придется созывать собрание или конференцию, очень внимательно подойдите к вопросу подготовки проекта Устава ТОС.

ШАГ 2. УСТАНОВЛЕНИЕ ГРАНИЦ ТОС И НАЗНАЧЕНИЕ ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ, КОНФЕРЕНЦИИ

Вы провели собрание инициативной группы, на котором обсудили свои предложения о границах будущего ТОС. У вас имеется соответствующий протокол. Теперь, чтобы утвердить границы ТОС, необходимо подать предложение населения об установлении границ ТОС в представительный орган (совет депутатов, думу) муниципального образования.

Представительный орган на основе заявления инициативной группы должен принять Решение об установлении границ, которое позволит начать практическую работу по организации учредительного собрания или конференции.

Вопрос: Чем отличаются собрания от конференций? Когда проводится собрание, а когда конференция для учреждения ТОС?

Ответ: На собраниях граждане присутствуют лично, а на конференцию направляют делегатов, с учетом нормы представительства (количества человек от которых избирается делегат).

Обычно, если численность граждан территории, на которой организовывается ТОС, составляет менее 100 человек, то проводится собрание, а если более 100 человек — конференция (необходимо узнать какие нормы установлены в Вашем муниципалитете, для этого можно обратиться в юридическую службу (к специалисту) администрации или представительного органа).

Выбор делегатов конференции может проводиться на собрании – тогда нужно провести собрания по участкам и выбрать делегатов, с учетом нормы представительства, определенной инициативной группой граждан.

Повесткой таких собраний является выбор делегата конференции граждан. Факт избрания делегата подтверждается протоколом собрания (можно ориентироваться на протокол инициативной группы).

В практике работы ТОС апробирован также вариант заочного собрания (сбор подписей в поддержку кандидата в делегаты конференции). Этот путь организационно проще, так как не нужно находить помещения для проведения нескольких собраний, а жителям тратить время на достаточно формальную процедуру.

После получения Решения представительного органа об утверждении границ ТОС, инициативная группа принимает решение о назначении даты, времени и месте проведения учредительного собрания /конференции.

Совет: При выборе времени для проведения собрания рекомендуется учитывать сезонный фактор.

В осенне-зимний период (октябрь-март) собрание/конференцию лучше назначать на выходной день (например, субботу), лучшее время - 11 часов утра или в 14.00.

В весенне-летний период более удобным будет вечер буднего дня (светлое время суток), например, в 19.00 – 19.30. В это время года выходные дни большинство жителей проводят на природе, на огородах, дачах.

ШАГ 3. ИЗВЕЩЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ ТЕРРИТОРИИ О ПРОВЕДЕНИИ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ИЛИ КОНФЕРЕНЦИИ ГРАЖДАН

Необходимо проинформировать население о дате, месте и времени проведения собрания/конференции, как правило, не менее чем за 15 дней до начала мероприятия (указанный срок необходимо сверить с Положением о ТОС). Сообщение о проведении учредительного собрания или конференции граждан должно быть направлено каждому жителю, достигшему 16-летнего возраста, проживающему на территории создаваемого ТОС.

Также допускаются иные методы оповещения граждан об учредительном собрании или конференции граждан – объявления, подомовой/поквартирный обход.

Совет: Наиболее эффективным методом является подомовой (поквартирный) обход, так как кроме информирования он позволяет установить личный контакт с людьми, рассказать им о ТОС и убедить в необходимости его создания.

Для организации такой работы нужно разделить всю территорию будущего ТОС на участки (по количеству членов инициативной группы) и закрепить участки за конкретным ее членом. Более комфортным является участие в обходе 2 человек по каждому участку. Один проводит информирование, другой оказывает ему моральную поддержку.

Для обхода нужно выбрать удобное время. Наиболее удобным является выходной день в период с 11 до 13 часов или с 14 до 17 часов. Если приходится использовать будни, то наиболее удобным является период с 19.30 до 21 часа.

Технология результативного подомового (поквартирного) обхода различается в зависимости от того, проводится собрание или конференция.

Если готовится собрание, то при обходе лучше раздать листовку, в которой кроме информирования о времени, месте и повестке собрания, написать также аргументы в пользу создания ТОС. Лучше заранее подготовить небольшую на 3-5 мин. речь, в которой рассказать, что вы просите поддержать вашу инициативу по созданию ТОС, для того, чтобы… (нужно рассказать о своих планах после регистрации ТОС).

Для создания ТОС необходимо, чтобы не менее 30% жителей поддержали вашу инициативу. Для этого вы и организовываете собрание и просите на него прийти.

Далее спросить, как человек относится к этой инициативе и сможет ли он/она прийти на собрание и привести членов своей семьи? Если у него/нее будут вопросы – ответить на них и при согласии участвовать в собрании, можно попросить номер телефона для связи. Это позволит напомнить о собрании в день его проведения или накануне.

Если вы готовите учредительную конференцию, то листовку лучше заранее (за 1-2 дня до обхода) разложить по почтовым ящикам. Во время обхода представиться как член инициативной группы, спросить ознакомился ли открывший дверь человек с листовкой? Есть ли у него/нее вопросы по вашей инициативе (ответить на них). Сказать, что вы собираете подписи за выдвижение делегатов на конференцию и предложить подписать согласие на выдвижение конкретного делегата.

Если житель готов сам принять личное участие в конференции - сообщить ему о времени и месте ее проведения.

Желательно проинформировать органы местного самоуправления о проведении учредительного собрания/конференции. В адрес органов местного самоуправления направляется письменное извещение, в котором указывается место, дата и время проведения собрания/конференции, а также вопросы повестки дня.

Это подготовит их к регистрации устава ТОС и дальнейшему сотрудничеству с органами ТОС.

ШАГ 4. ПРОВЕДЕНИЕ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ИЛИ КОНФЕРЕНЦИИ ГРАЖДАН

Учредительное собрание или конференцию граждан проводит инициативная группа.

Как собрание, так и конференция проводятся открыто и на них могут присутствовать (не мешая работе) представители органов местного самоуправления, государственных органов, СМИ и другие заинтересованные лица.

Участвовать в принятии решения (голосовать) могут только жители территории, на которой создается ТОС (достигшие 16-летнего возраста), а на конференции только делегаты, уполномоченные установленным числом жителей (по норме представительства). Поэтому при регистрации делегатов проверяются документы, удостоверяющие их полномочия (протоколы собраний, подписные листы), при этом обязательно заполняется лист регистрации участников.

Учредительное собрание или конференция граждан считаются правомочными при участии в них не менее 30% жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

Ход и решения учредительного собрания/конференции граждан оформляются протоколом.

Как правило, на учредительном собрании/конференции граждан рассматриваются следующие вопросы (повестка дня):

1. Об избрании председателя и секретаря собрания/конференции граждан.

2. О создании территориального общественного самоуправления.

3. Об определении наименования ТОС.

4. О регистрации ТОС в качестве юридического лица.

5. Об определении структуры органов ТОС.

6. О принятии Устава ТОС.

7. Об основных направлениях деятельности ТОС на предстоящий период.

8. Об избрании органов ТОС.

После проведения учредительного собрания или конференции необходимо заполнить протокол.

ШАГ 5. РЕГИСТРАЦИЯ УСТАВА ТОС В АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

После проведения учредительного собрания или конференции граждан уполномоченное лицо (председатель ТОС) подает документы в администрацию муниципального образования для регистрации Устава ТОС:

1. Заявление о регистрации устава ТОС.

Заявление подается на имя главы администрации муниципального образования, подписанное председателем учредительного собрания или конференции граждан, с указанием Ф.И.О., адреса места жительства и контактных телефонов.

2. Копия решения представительного органа об установлении границ территории, на которой образовывается ТОС (см. шаг №2).

3. Протокол учредительного собрания или конференции граждан (см. шаг №4).

4. Два экземпляра Устава ТОС.

Экземпляры должны быть прошиты, страницы пронумерованы, подписаны заявителем на последнем листе каждого экземпляра.

5. Лист регистрации участников учредительного собрания или конференции граждан с указанием их адресов и даты рождения (см. шаг №4).

Сроки регистрации Устава устанавливаются Положением о ТОС и как правило не превышают 30 дней.

Поздравляем! ТОС зарегистрирован!

Вы может приступать к реализации своих планов и обращаться в органы местного самоуправления за поддержкой вашей деятельности!

Но в данный момент ТОС не является юридическим лицом.

Дальнейшие шаги описывают регистрацию ТОС в качестве юридического лица.

ШАГ 6. РЕГИСТРАЦИЯ ТОС В КАЧЕСТВЕ

ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Для регистрации ТОС необходимо обратиться в Управление Минюста России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по адресу:

628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Крупской, д. 23а, тел./факс: 8 (3467) 33-10-60

ШАГ 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Как только вы получили все регистрационные документы, необходимо:

1. Сделать печать ТОС.

Совет: Обращаем ваше внимание, что при создании печати нельзя использовать официальную символику. Иначе, в дальнейшем печать признают не действительной.

Рекомендуем расположить по окружности печати полное наименование ТОС (НКО), включая присвоенные ИНН и ОГРН, а в центре расположить краткое наименование ТОС.

2. В течение 30 календарных дней с момента регистрации подать заявление в налоговую на упрощенную систему налогообложения (УСН). Мы рекомендуем в заявлении выбрать объект налогообложения «доходы минус расходы».

3. Сдать в территориальный орган федеральной службы государственной статистики «Сведения о среднесписочной численности работников» — Форма по КНД 1110018.

Сведения необходимо сдать до 20–го числа месяца, следующего за месяцем регистрации.

4. Открыть расчетный счет в банке.

Еще раз поздравляем вас!

Теперь вы полноправный хозяйствующий субъект и можете участвовать в конкурсах в качестве НКО.

 

Опубликовано: 16.11.2017 14:51        Обновлено: 30.11.2017 17:10