Размер:
Цвет:

Модельное положение о контрольном органе муниципального образования

МОДЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О КОНТРОЛЬНОМ ОРГАНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Настоящее Положение “О Контрольном органе муниципального образования” (далее – Положение) устанавливает статус и правовые основы организации контрольного органа муниципального образования в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

 

(Контрольный орган муниципального образования – новый орган в системе местного самоуправления, впервые императивно образуемый на основании ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. На основании п. 1 и 2 ст. 38 названного Закона муниципальные образования вправе самостоятельно избрать название, а также одну из моделей создания и организации деятельности своего контрольного органа. Законодательством предусматриваются следующие варианты: а) контрольный орган реализует финансово-контрольную функцию представительного органа местного самоуправления и подотчетен ему; б) контрольный орган реализует финансово-контрольную функцию администрации муниципального образования и ей подотчетен; в) контрольный орган является самостоятельным органом местного самоуправления, не находящимся в подчинении ни у одного из муниципальных органов. При формировании муниципального контрольного органа следует иметь в виду, что он может быть сформирован на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Предлагаемый вариант модельного положения «О контрольном органе муниципального образования» основан на концепции формирования контрольного органа представительным органом местного самоуправления в целях реализации парламентом функции финансового контроля).

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Статус Контрольного органа муниципального образования

1.1. Контрольный орган муниципального образования (далее - Контрольный орган) является постоянно действующим органом муниципального финансового контроля, образуемым представительным органом муниципального образования подотчетным ему.

1.2. В своей деятельности Контрольный орган руководствуется законодательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, Уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и настоящим Положением.

1.3. В рамках задач, определенных действующим законодательством и настоящим Положением, Контрольный орган обладает организационной и функциональной независимостью.

1.4. Контрольный орган является юридическим лицом, имеет печать с собственным наименованием, угловой штамп, бланки с полным наименованием, расчетный и другие счета в банковских учреждениях.

1.5. Контрольный орган вправе от своего имени заключать соглашения, договора, приобретать имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах

 

2. Задачи Контрольного органа

Задачами Контрольного органа являются:

2.1. Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей местного бюджета по объемам, структуре и целевому назначению.

2.2. Организация и осуществление контроля за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении.

2.3. Организация и осуществление контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

2.4.. Организация и осуществление контроля за исполнением бюджетов муниципальных целевых бюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению.

2.5. Определение эффективности и целесообразности расходов бюджетных средств и использования муниципальной собственности.

2.6. Оценка эффективности и целесообразности предоставления льгот по налогам, кредитов за счет средств местного бюджета.

2.7. Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов местного бюджета и муниципальных целевых бюджетных фондов.

2.8. Финансовая экспертиза проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств местного бюджета, или влияющих на формирование и исполнение местного бюджета и бюджетов муниципальных целевых бюджетных фондов.

2.9. Анализ выявленных отклонений от установленных показателей местного бюджета, бюджетов муниципальных целевых бюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

2.10. Контроль за законностью и своевременностью движения средств местного бюджета, средств муниципальных целевых бюджетных фондов в уполномоченных банках и других финансово-кредитных учреждениях в части обслуживания ими местного бюджета.

2.11. Контроль за законностью, рациональностью и эффективностью использования средств, получаемых муниципальным образованием из бюджета субъекта Российской Федерации и иных финансовых источников, за состоянием внутреннего долга, а также эффективностью размещения финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной и безвозвратной основе.

2.12. Регулярное представление Главе Администрации муниципального образования, представительному органу местного самоуправления информации о ходе исполнения местного бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

 

 3. Принципы деятельности Контрольного органа

3.1. Контрольный орган осуществляет свою работу на основе принципов законности, гласности, объективности и независимости от объектов контроля.

 

  4. Взаимодействие Контрольного органа с органами местного самоуправления

4.1. Органы местного самоуправления оказывают содействие деятельности Контрольного органа, представляют по ее запросам информацию о результатах проводимых ими ревизий и проверок.

4.2.Контрольный орган инициирует внеочередные заседания представительного органа местного самоуправления в соответствии с регламентом, по предметам своей деятельности имеет право вносить предложения о включении вопросов в повестку дня заседания представительного органа местного самоуправления.

4.3. Контрольный орган на основе ревизионных стандартов и накопленного опыта разрабатывает методики проведения ревизий и проверок, которые могут быть применены в практической деятельности органами местного самоуправления.

4.4. В пределах своей компетенции Контрольный орган вправе осуществлять контрольно-ревизионные мероприятия, взаимодействовать с государственными контрольными органами

4.5.Контрольный орган вправе привлекать на договорной основе негосударственные аудиторские фирмы или отдельных специалистов.

 

 

ГЛАВА II. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И СОСТАВ

КОНТРОЛЬНОГО ОРГАНА

 

5. Состав Контрольного органа

5.1. Контрольный орган состоит из председателя, заместителя председателя, работников аппарата и инспекторов, обеспечивающих полномочия Контрольного органа; других работников Контрольного органа, исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности контрольного органа.

Председатель, заместитель председателя, работники аппарата и инспектора Контрольного органа являются муниципальными служащими.

5.2. В служебные обязанности инспекторов Контрольного органа входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Контрольного органа.

5.3. Структуру и штатное расписание Контрольного органа утверждает представительный орган местного самоуправления по представлению председателя Контрольного органа в пределах средств, выделенных на ее содержание.

 

 6. Назначение на должность Председателя, заместитель Председателя и инспекторов Контрольного органа

 Председатель, заместитель Председателя и инспектора Контрольного органа назначается на должность сроком на 4 года. Председатель Контрольного органа назначается на должность представительным органом местного самоуправления Решение об этом принимается простым большинством голосов от установленного числа депутатов.

 

7. Председатель Контрольного органа

7.1. Председателем Контрольного органа может быть гражданин Российской Федерации, имеющий опыт профессиональной деятельности в сфере управления, экономики или права.

7.2. Председатель Контрольного органа осуществляет руководство деятельностью Контрольного органа, организует ее работу в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, Уставом муниципального образования и настоящим Положением.

7.3. Председатель Контрольного органа представляет Контрольно-счетную палату в органах местного самоуправления и иных организациях, структурах, создаваемых ими для решения задач формирования и использования финансовых ресурсов муниципального образования.

7.4. Председатель Контрольного органа представительному органу местного самоуправления ежеквартальные отчеты о работе Контрольного органа.

7.5. Председатель Контрольного органа вправе принимать участие в заседаниях представительного органа местного самоуправления и депутатских комиссий, а также в совещаниях, проводимых в органах местного самоуправления при рассмотрении вопросов по управлению и распоряжению финансовыми и материальными ресурсами муниципального образования.

7.6. Во исполнение возложенных на него полномочий председатель Контрольного органа осуществляет прием и увольнение работников аппарата и инспекторов, обеспечивающих полномочия Контрольного органа, других работников Контрольного органа, исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности контрольного органа, заключает договоры на проведение необходимых работ, о чем издает приказы и распоряжения, касающиеся внутренней деятельности Контрольного органа.

 

ГЛАВА III. ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНОГО ОРГАНА

8. Виды деятельности Контрольного органа

1. В целях решения задач, указанных в статье 2 настоящего Положения, Контрольный орган обеспечивает единую систему контроля за исполнением местного бюджета, что предусматривает:

-         организацию и проведение предварительного, текущего и последующего контроля за исполнением местного бюджета в отчетном году;

- организацию и проведение контроля за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении;

- организацию и проведение контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

-         экспертизу проектов местного бюджета, иных нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы местного бюджета и финансов муниципального образования;

-         анализ и исследование фактов нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в представительный орган местного самоуправления предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом;

-         анализ эффективности использования предоставленных льгот по налогам и кредитам за счет средств местного бюджета;

-         подготовку и представление в представительный орган местного самоуправления заключений по исполнению местного бюджета и целевых бюджетных фондов;

2.Контрольный орган осуществляет подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам своей деятельности.

 

 9. Организация и планирование деятельности Контрольного органа

9.1. Контрольный орган является коллегиальным. Заседания Контрольного органа проводятся по мере необходимости, решения принимаются коллегиально большинством голосов. При равенстве голосов Председатель Контрольного органа имеет право решающего голоса.

9.2. Контрольный орган строит свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые формируются, исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением местного бюджета с учетом направлений деятельности Контрольного органа на основе технико-экономических норм и нормативов, контрольных и ревизионных стандартов, методических указаний.

9.3. Обязательному включению в планы работы Контрольного органа подлежат мероприятия по запросам Главы Администрации муниципального образования, Председателя представительного органа местного самоуправления, а также обращения групп депутатов представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от установленного числа. Обязательному рассмотрению при формировании планов и программ работы подлежат запросы органов государственной власти и местного самоуправления. Годовой план работы Контрольного органа утверждается Контрольным органом самостоятельно.

9.4. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании постановлений представительного органа местного самоуправления, принимаемых по инициативе: Главы Администрации муниципального образования, группы депутатов представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от установленного числа, органов местного самоуправления.

9.5. Внутренние вопросы деятельности Контрольного органа, распределение обязанностей между сотрудниками, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм регулируются решениями председателя Контрольного органа. Методические документы по проведению контрольных и иных мероприятий Контрольного органа разрабатываются на основе федеральных и республиканских стандартов и утверждаются приказом председателя Контрольного органа.

 

 10. Сфера действия контрольных полномочий Контрольного органа

10.1. Контрольные полномочия Контрольного органа распространяются на все органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, а также организации, предприятия, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования, вне зависимости от форм их собственности, в части прохождения и использования средств местного бюджета, использования муниципальной собственности, полученных налоговых и иных льгот и преимуществ.

10.2. На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Контрольного органа распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств местного бюджета, использованием муниципальной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных налоговых и иных льгот и преимуществ.

 

11. Предоставление информации по запросам Контрольного органа

11.1. Органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования, независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны представлять по запросам Контрольного органа информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

11.2. При проведении комплексных ревизий и проверок работники Контрольного органа получают от проверяемых органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию.

11.3. Отказ или уклонение должностных лиц перечисленных выше органов, предприятий, учреждений и организаций от своевременного предоставления необходимой информации или документации по требованию должностных лиц Контрольного органа, а также представление заведомо ложной информации влекут за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

12. Проведение комплексных ревизий и проверок Контрольно-счетной палатой и оформление их результатов

12.1. Комплексные ревизии и тематические проверки проводятся по месту расположения проверяемых объектов. Сроки, объемы и способы их проведения устанавливаются Контрольно-счетной палатой.

12.2. В ходе проведения ревизий и проверок работники Контрольного органа изучают подлинные бухгалтерские документы проверяемого объекта и устанавливают достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности, правильность расходования средств, сохранность муниципального имущества, а также законность и эффективность распоряжения им.

12.3. При проведении комплексных ревизий и проверок работники Контрольного органа не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, а также предавать гласности свои выводы до завершения контрольных мероприятий.

12.4. Должностные лица Контрольного органа и привлеченные к ее работе специалисты могут использовать данные, полученные в ходе ревизий и проверок, только при выполнении работ, поручаемых Контрольно-счетной палатой.

12.5. Результаты проведенных работниками Контрольного органа комплексных ревизий и проверок оформляются актом, который подписывается Главой (ревизионной) группы, проводившим проверку (ревизию), и руководителями проверенного органа местного самоуправления и управления, предприятия, учреждения или организации. При наличии обоснованных возражений (замечаний) акты комплексных ревизий и проверок подписываются руководителями проверенной организации с указанием на наличие этих разногласий.

12.6. О результатах проведенных ревизий и проверок Контрольный орган информирует представительный орган местного самоуправления и Главу Администрации муниципального образования, доводит их до сведения руководителей соответствующих органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций.

12.7. При выявлении в ходе комплексных ревизий и проверок нарушений законов, влекущих за собой уголовную ответственность, Контрольный орган передает соответствующие материалы в правоохранительные органы для правовой оценки выявленных фактов.

 

  13. Представления и предписания Контрольного органа

13.1. По результатам проведенных контрольных мероприятий Контрольный орган обязана направить органам местного самоуправления, а также руководителям проверенных предприятий, учреждения или организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

13.2. Представления Контрольного органа должны быть рассмотрены в установленные для них сроки. О результатах рассмотрения представления Контрольный орган уведомляется незамедлительно.

13.3. При выявлении на проверяемых объектах нарушений, наносящих ущерб муниципальному образованию и требующих безотлагательного пресечения, а также в случае создания препятствий для проведения контрольных мероприятий, Контрольный орган имеет право давать руководителям проверяемых объектов обязательные для исполнения предписания.

13.4. При неисполнении или ненадлежащем исполнении своих представлений и предписаний Контрольный орган имеет право давать соответствующим органам местного самоуправления обязательные для исполнения указания о приостановлении финансирования из местного бюджета.

13.5. Председатель Контрольного органа может отменить предписание или внести в него изменения в случае, если проверяемой организацией будет документально доказана необоснованность предъявляемых требований.

 

  14. Полномочия работников Контрольного органа при проведении контрольных мероприятий

14.1. При обнаружении хищений бюджетных средств, подделок документов, подлогов и других злоупотреблений работники Контрольного органа должны принимать меры для обеспечения сохранности подлинников соответствующих документов.

14.2. Требования работников Контрольного органа, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей, являются обязательными для органов местного самоуправления, а также для предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, независимо от форм собственности.

14.3. Руководители проверяемых организаций обязаны создавать необходимые условия для инспекторов Контрольного органа, проводящих проверку или ревизию, представлять им необходимые помещения, средства связи, транспорт и осуществлять техническое обеспечение их деятельности.

 

  15. Ответственность работников Контрольного органа

15.1. Работники Контрольного органа несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за достоверность результатов проводимых ими ревизий и проверок, представляемых в органы местного самоуправления и предаваемых гласности, а также за разглашение окончательных или промежуточных результатов проверок и иных сведений, полученных ими в результате профессиональной деятельности.

15.2. Неправомерные действия работников Контрольного органа могут быть обжалованы в Администрацию муниципального образования, представительный орган местного самоуправления, а также суд.

 

  16. Морально-этические нормы поведения работников Контрольного органа

16.1. Работники Контрольного органа не вправе принимать какие-либо подношения и подарки, а также услуги от иных подконтрольных субъектов.

 

  17. Гарантии правового статуса сотрудников Контрольного органа

17.1. Воздействие на должностных лиц Контрольного органа с целью воспрепятствования ими исполнения своих служебных обязанностей либо принятия решения в чью-либо пользу, насильственные действия, оскорбления, а равно клевета либо распространение искаженной информации о выполнении ими служебных обязанностей влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

17.2. Председатель Контрольного органа, инспекторы обладают гарантиями профессиональной независимости. Они могут быть освобождены от занимаемой должности по основаниям, предусмотренным законодательством о муниципальной службе.

 

 

  18. Средства на содержание Контрольного органа

18.1. Средства на содержание Контрольного органа выделяются из местного бюджета.

 

  19. Информация о деятельности Контрольного органа

19.1. Контрольный орган регулярно информирует о ходе исполнения местного бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий Главу Администрации муниципального образования, Председателя представительного органа местного самоуправления и ежегодно представляет отчет о своей деятельности представительному органу местного самоуправления, который заслушивается на сессии представительного органа местного самоуправления.

19.2. Результаты проверок, проведенных Контрольным органом, подлежат опубликованию в местной печати.

19.3. Годовой отчет Контрольного органа подлежит обязательному официальному опубликованию в муниципальной газете или обнародованию иным способом.

 

  20. Правовые гарантии деятельности Контрольного органа

20.1. Деятельность Контрольного органа не может быть приостановлена в связи с перевыборами Главы Администрации муниципального образования или роспуском представительного органа местного самоуправления.

Опубликовано: 01.04.2019 10:55        Обновлено: 01.04.2019 11:02