Размер:
Цвет:

Информационно-методические материалы о лучших практиках и действующих мерах финансовой поддержки территориального общественного самоуправления

Информационно-методические материалы о лучших практиках и действующих мерах финансовой поддержки территориального общественного самоуправления

Оглавление

1.   Федеральная финансовая поддержка.

2.   Региональная финансовая поддержка.

3.   Поддержка ТОС на муниципальном уровне.8

4.   Поддержка ТОС за счет средств населения.

 

Финансовую поддержку деятельности территориальных общественных самоуправлений (далее – ТОС) по субъектам финансирования можно разделить на следующие 3 категории:

государственная поддержка - федеральная и региональная;

муниципальная;

средства населения - благотворительность, пожертвования юридических и физических лиц.

 

1.                Федеральная финансовая поддержка.

На сегодняшний день ТОС могут получить федеральную финансовую поддержку в случае победы муниципального образования во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» или в случае победы в конкурсе на получение гранта Президента Российской Федерации.

1.1.         В Российской Федерации ежегодно проводится Всероссийский конкурс «Лучшая муниципальная практика», утвержденный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2016 года № 815.

Одной из номинаций Конкурса является номинация  «Обеспечение эффективной «обратной связи» с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах».

Муниципальные образования, ставшие победителями конкурса, получают денежную премию, средства которой могут использовать на реализацию муниципальных практик.


Контактные лица по вопросам участия в региональном этапе

Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика»

 в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

№ п/п

Наименование номинации

ФИО

ответственного лица

Наименование должности

Телефон,

E-mail

1.

Градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства

Ченцов Дмитрий Вячеславович

начальник отдела развития инфраструктуры Управления
жилищно-коммунального комплекса Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики автономного округа

8 (3467) 32-87-21,

ChentsovDV@admhmao.ru

Шевченко Анжелика Владиславовна

начальник Управления развития строительного комплекса и территориального планирования Департамента строительства автономного округа

8 (3467) 33-32-12,

ShevchenkoAV@admhmao.ru

2.

Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами

Захарова Ольга Александровна

начальник сводно-аналитического отдела Управления стратегического планирования Департамента экономического развития автономного округа

8 (3467) 39-20-90,

ZakharovaOA@admhmao.ru

Бетехтина Ксения Александровна

начальник отдела межбюджетных отношений Управления сводного бюджетного планирования и межбюджетных отношений Департамента финансов автономного округа

8 (3467) 39-22-36,

BetehtinaKA@admhmao.ru

3.

Обеспечение эффективной «обратной связи» с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах

Картина Людмила Владимировна

начальник экспертно-консультационного отдела Управления региональной политики и развития местного самоуправления Департамента внутренней политики автономного округа

8 (3467) 39-27-39,

KartinaLV@admhmao.ru

4.

Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне

Карпова

Елена Ивановна

консультант отдела обеспечения межнационального и межконфессионального согласия, профилактики экстремизма на национальной и религиозной почве и взаимодействия с российским казачеством Управления национальной политики Департамента внутренней политики автономного округа

8 (3467) 33-56-15,

KarpovaEI@admhmao.ru

1.2.         ТОС, зарегистрированные в качестве юридического лица и являющиеся некоммерческими организациями, могут принимать участие в конкурсах на предоставление грантовой поддержки.

В 2019 году в 1-м конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества от Ханты-Мансийского автономного округа – Югры подана 1 заявка: социальный проект Территориального общественного самоуправления № 1 города Сургута «Семейный клуб «Мы вместе» в поселке Снежный» по грантовому направлению «Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства».

В 2017-2018 годах в конкурсах на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества от Ханты-Мансийского автономного округа – Югры было подано лишь 2 заявки.

Необходимо отметить, что низкий уровень активности ТОС в грантах Президента Российской Федерации характерен в целом для регионов России. В данном направлении ТОС есть к чему стремиться, не бояться конкуренции и участвовать в конкурсах, ведь ТОС могут инициировать любой проект, при этом его выгодной отличительной чертой может быть конкретная привязка к территории, четко очерченная аудитория и явный, проверяемый результат.

Контактное лицо к которому активисты ТОС, чьи общественные самоуправления зарегистрированы в форме НКО, могут обратиться по вопросам участия в указанном выше грантовом конкурсе: начальник отдела развития социально ориентированных некоммерческих организаций Фонда «Центр гражданских и социальных инициатив Югры» Соколов Владислав Александрович, телефон 8 (3467) 31-80-50, e-mail: sokolov@ugranko.ru.

 

 

2.                Региональная финансовая поддержка.

3.                ТОС Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ) могут получать финансовую поддержку за счет средств бюджета автономного округа в форме грантов и целевого финансирования.

3.1.         Один из вариантов целевого финансирования определен в государственной программе автономного округа «Профилактика правонарушений и обеспечение отдельных прав граждан», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года
№ 348-п.

Во втором квартале 2019 года будет проведен первый конкурсный отбор, по итогам которого муниципальным образованиям, занявшим первые три места в рейтинге итоговых значений по каждой номинации будет представляться субсидия. Субсидию получат 6 муниципальных образований, ставшими победителями в отборе на право получения субсидии:

- 3 городских округа;

- 3 муниципальных района.

Полученная субсидия муниципальным образованием может быть направлена в том числе на:

а) приобретение (изготовление) методических и иных материалов для развития ТОС;

б) информационное обеспечение деятельности ТОС;

в) проведение обучающих семинаров для актива территориального общественного самоуправления;

г) проведение мероприятий, направленных на популяризацию среди населения института ТОС (акции, розыгрыши, конкурсы и т.д);

д) оплата расходов, связанных с участием актива территориальных общественных самоуправлений, в форумах, семинарах, конференциях, «круглых столах» (расходы на проезд к месту проведения мероприятия и обратно, по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства).

При этом необходимо обратить внимание, что субсидия предоставляется на условиях софинансирования, в связи с чем в муниципальных программах муниципальных районов или городских округов должны быть предусмотрены мероприятия, соответствующие направлениям расходования субсидии или направлению мероприятия государственной программы, а также целевой показатель – увеличение количества случаев применения форм непосредственного осуществления местного самоуправления или участия в осуществлении местного самоуправления.

Также, в бюджетах муниципальных районов и городских округов должны быть предусмотрены средства на реализацию мероприятий в объеме, необходимом для обеспечения уровня софинансирования, не менее 1% от общей суммы субсидии (6 060,61 руб.).

Контактные лица по вопросам участия в конкурсном отборе:

Рассохина Елена Александровна - консультант экспертно-консультационного отдела Управления региональной политики и развития местного самоуправления Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, тел. 8(3467)39-27-39, e-mail: RassohinaEA@admhmao.ru

Ганиева Ольга Алексеевна – главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с органами местного самоуправления Управления региональной политики и развития местного самоуправления Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, телефон 8(3467)33-53-20, e-mail: GanievaOA@admhmao.ru

 

3.2.         В автономном округе финансовая поддержка органам ТОС предоставляется наравне с социально ориентированными некоммерческими организациями. В соответствии с постановлением Губернатора автономного округа от 31 октября 2018 года № 108 «О грантах Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на развитие гражданского общества» ответственным исполнительным органом за координацию предоставления грантов Губернатора автономного округа назначен Департамент общественных и внешних связей автономного округа, оператором – Фонд «Центр гражданских и социальных инициатив Югры».

Предоставление указанной поддержки на реализацию социально значимых проектов подтверждает востребованность данного проекта для развития института ТОС в автономном округе.

Более подробно ознакомиться с условиями предоставления указанной поддержки можно на официальном сайте Фонда «Центр гражданских и социальных инициатив Югры», а также обратившись к контактному лицу: начальнику отдела развития социально ориентированных некоммерческих организаций Фонда «Центр гражданских и социальных инициатив Югры» Соколову Владиславу Александровичу, телефон 8 (3467) 31-80-50, e-mail: sokolov@ugranko.ru.

3.3.             Еще одним новым и активно развивающимся институтом финансовой поддержки ТОС является внедрение практик инициативного бюджетирования. Данный институт в автономном округе начал развиваться с 2017 года и на сегодняшний день уже активно действует механизм взаимодействия исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований.

В 2018 году муниципальными образованиями автономного округа было реализовано 366 проектов, основанных на принципах инициативного бюджетирования.

Субсидии на поддержку местных инициатив граждан из бюджета автономного округа будут предоставляться муниципальным районам и городским округам в рамках реализации мероприятий государственной программы автономного округа «Создание условий для эффективного управления муниципальными финансами».

Представляется правильным, что каждое муниципальное образование находит и реализует собственные инновационные подходы вовлечения граждан в решение вопросов местного значения, опираясь при этом на местный опыт решения значимых для конкретного муниципального образования проблем.

С учетом специфики, в каждом муниципальном образовании формируется своя нормативно-правовая база по реализации практик инициативного бюджетирования.

В 2018 году в муниципальных образованиях реализовано 302 проекта инициативного бюджетирования, в 2017 году их было реализовано 116.

Объем финансирования в 2018 году составил – 916 млн. рублей, в том числе привлеченные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц составили 121 млн. рублей, средства бюджетов, включая региональный бюджет – 795 млн. рублей. Большая часть проектов реализуется в рамках мероприятий муниципальных программ формирования современной городской среды.

Гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оказывается также неденежный вклад в реализацию проектов в виде трудового участия, а также участия на безвозмездной основе.

Проекты инициативного бюджетирования реализуются в таких сферах как: создание объектов физической культуры и массового спорта, объектов культурного наследия (памятники, музеи), мест массового отдыха населения, скверов, игровых и детских площадок, благоустройство парков и иных сферах.

Проекты, реализуемые в муниципальных образованиях автономного округа, были отмечены в 2018 году на II Всероссийском конкурсе реализованных проектов по инициативному бюджетированию, который организует Комитет гражданских инициатив. Всего в конкурсе участвовало 300 проектов из 30 регионов России. В финал конкурса прошли 25 проектов, из которых 7 – это проекты муниципальных образований автономного округа.

Государственное участие в поддержке местных инициатив осуществляется через предоставление субсидий из бюджета автономного округа при реализации мероприятий следующих государственных программ:

1. «Развитие агропромышленного комплекса».

Гранты в форме субсидии предоставляются на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, на реализацию проектов по направлениям:

создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок;

сохранение и восстановление природных ландшафтов, историко- культурных памятников;

поддержка национальных культурных традиций, народных промыслов и ремесел.

2. «Жилищно-коммунальный комплекс и городская среда».

Субсидии предоставляются на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований автономного округа, в том числе площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных общественных территорий и дворовых территорий, прилегающих к многоквартирным домам.

Финансирование мероприятий по благоустройству территорий осуществляется из федерального, окружного, местного бюджета и предполагает, в том числе финансовое и (или) трудовое участие граждан;

3. «Создание условий для эффективного управления муниципальными финансами».

Субсидия предоставляется на содействие развитию исторических и иных местных традиций и направляется на софинансирование проектов, отобранных на условиях инициативного бюджетирования по изготовлению и установке объектов монументально-декоративного искусства: памятников, монументов, памятных знаков, мемориальных досок, стел, скульптурных композиций; по обустройству и (или) оборудованию парков, скверов, площадей.

Контактное лицо по вопросам организации и деятельности ТОС и иных заинтересованных лиц в рамках инициативного бюджетирования: заместитель начальника центра инициативного бюджетирования автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр «Открытый регион» Павек Мария Владимировна, телефон (3467)36-00-37 (711), e-mail: pavekmv@or86.ru.

 

4.                Поддержка ТОС на муниципальном уровне.

4.1.         Поддержка ТОС на муниципальном уровне в автономном округе осуществляется по нескольким направлениям – это предоставление субсидий ТОС из муниципального бюджета в соответствии с утвержденными муниципальными программами или на реализацию практик инициативного бюджетирования.

В 2018 году объем расходов местного бюджета, распределенных на проекты, инициированные ТОС, поддержку ТОС и (или) на проекты, реализуемые ТОС составил:

город Сургут (в соответствии с Порядком определения объема и предоставления субсидий ТОС города Сургута на осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения в рамках реализации муниципальной программы «Развитие гражданского общества в городе Сургуте на период до 2030 года» и на основании заключенных соглашений с территориальными общественными самоуправлениями) – 17 617 382,60 рублей.

сельское поселение Малый Атлым Октябрьского района – 900 тыс. руб. на реализацию проекта «Круглогодичный водопровод поселка Большие Леуши» на условиях софинансирования.

В городах Нефтеюганске и Сургуте ТОС, действующим на территории города, администрациями муниципальных образований на безвозмездной основе предоставляется муниципальное имущество (нежилые помещения).  По мере необходимости также на безвозмездной основе выделяется транспорт для участия представителей ТОС в выездных мероприятиях.

3.2. Особого внимания заслуживает опыт финансирования за счет средств субсидий местного бюджета деятельности ТОС на территории города Сургута.

По состоянию на 06.03.2019 на территории города Сургута зарегистрировано 30 ТОС, из которых 22 имеют статус юридического лица и ведут активную общественную деятельность. Кроме того, 4 ТОС находятся на этапе регистрации в органах муниципальной власти.

Основным координатором и связующим звеном между Администрацией города и ТОС является муниципальное казённое учреждение «Наш город».

С 2012 года в городе Сургуте последовательно реализуется практика финансирования деятельности ТОС за счёт средств субсидий местного бюджета.

В 2019 году 16 ТОС принимают участие в субсидировании. Кроме того, начиная со II квартала дополнительно 3 ТОС представили заявки на получение средств субсидий в текущем финансовом году.

Субсидии выделяются в соответствии с Порядком определения объема и предоставления субсидий ТОС города Сургута на осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения (далее – Порядок) в рамках реализации муниципальной программы «Развитие гражданского общества в городе Сургуте на период до 2030 года» и на основании заключенных соглашений с ТОС.

Субсидии предоставляются на реализацию социально значимых проектов ТОС по следующим направлениям:

- привлечение жителей к благоустройству и уборке придомовых территорий;

- реализация гражданских инициатив;

- организация досуга граждан пожилого возраста, детей и подростков по месту жительства;

- развитие физической культуры и спорта на территории ТОС.

Процесс субсидирования включает в себя несколько этапов:

1. ТОС, в срок до 1 августа, представляют перспективные планы работы с целью планирования мероприятий и объема субсидий на очередной финансовый год.

2. В срок до 5 декабря года, предшествующего очередному финансовому году, ТОС представляют документы, обосновывающие запланированные затраты с указанием объёмов необходимых средств субсидий. Важно отметить, что при наличии нераспределённых средств субсидий, у ТОС сохраняется возможность заявиться на предоставление субсидий со II и III кварталов в течение соответствующего финансового года. Кроме того, следует обратить внимание, что субсидии предоставляются не только на реализацию мероприятий в рамках социально значимых проектов ТОС, но и на развитие ТОС. Средства на развитие ТОС составляют не более 50% от объёма запланированных субсидий на реализацию проекта и могут быть использованы на приобретение оргтехники для деятельности ТОС, оплату банковских услуг и услуг бухгалтера, а также на вознаграждение председателя и актива ТОС.

3. Информация по субсидированию ТОС представляется на рассмотрение межведомственного координационного совета по вопросам ТОС (далее – координационный совет). Кроме распределения запрашиваемых средств субсидий, координационным советом рассматриваются и иные вопросы касающиеся деятельности ТОС.

В координационный совет, председателем которого является заместитель Главы города, входят руководители структурных подразделений Администрации города, депутаты Думы города, представители ТОС и Региональной Ассоциации ТОС ХМАО – Югры, муниципального казённого учреждения «Наш город».

4. По итогам решений, принятых на заседании координационного совета, готовится муниципальный правовой акт о выделении средств субсидий каждому ТОС, заключаются соответствующие соглашения.

5. Перечисление средств субсидий осуществляется ежеквартально с учётом отчётов ТОС по реализованным в предыдущем квартале мероприятиям.

6. После реализации мероприятий социально значимого проекта каждое территориальное общественное самоуправление ежеквартально предоставляет финансовый и программный отчёты.

В связи с увеличением количества ТОС, учитывая необходимость индивидуального подхода, разработана критериальная оценка деятельности ТОС, в соответствии с которой определяются лимиты предоставляемых средств субсидий индивидуально для каждого ТОС.

В 2019 году на реализацию социально значимых проектов ТОС предусмотрено более 22 миллионов рублей.

В 2018 году ТОС города было реализовано 18 социально значимых проектов на сумму более 17 миллионов рублей

На сегодняшний день процесс субсидирования деятельности ТОС в городе Сургуте является уникальным не только в пределах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, но и во всей России. Показателем этого являются не только достигнутые количественные результаты, но и то, что активисты ТОС города Сургута становятся финалистами общероссийских конкурсов. В частности, ТОС № 28 стал финалистом Всероссийского конкурса лучших муниципальных практик ТОС в 2018 году.

Более подробную информацию по вопросам практики субсидирования деятельности ТОС в городе Сургуте можно получить в муниципальном казённом учреждении «Наш город», телефон: 8 (3462) 28-31-16, e-mail: semenovaov@admsurgut.ru

 

5.                Поддержка ТОС за счет средств населения.

В ряде субъектов Российской Федерации (например, в Вологодской и Костромской областях) получила широкое распространение практика привлечения внебюджетных средств: личных средств жителей конкретной территории, добровольных взносов и пожертвований предприятий, организаций, учреждений. В автономном округе также есть положительные примеры привлечения внебюджетных средств ТОС.

5.1.         Первый – это привлечение денежных средств юридических лиц.

В городе Сургуте в 2018 году сумма пожертвований индивидуальных предпринимателей и управляющих компаний составила 727 883,97 рублей.

5.2.         Второй - привлечение денежных средств населения. Возможность предоставления денежных средств населения на добровольной основе предусмотрена законодательством. В автономном округе данный опыт получил реализацию в поселке Большие Леуши сельского поселения Малый Атлым Октябрьского района и городе Лянторе Сургутского района.

5.2.1. В поселке Большие Леуши сельского поселения Малый Атлым Октябрьского района «ТОС поселка Большие Леуши» реализует проект «Круглогодичный водопровод поселка Большие Леуши». Сумма привлеченных средств населения для подготовки проектно-сметной документации «ТОС п. Большие Леуши» составила – 571,3 тыс. рублей.

Денежные средства зачислялись на счет ТОС, зарегистрированного юридическим лицом. Данная сумма была собрана 128 частными домовладениями, что составило по 8 тыс. рублей с каждого домовладения.

Контактное лицо по вопросам практики привлечения средств населения в п. Большие Леуши: заместитель главы сельского поселения Малый Атлым Александр Петрович Кочубей, телефон: 8(34678) 2-30-21.

4.2.2. В городе Лянторе Сургутского района некоммерческое потребительское общество «Центральный», на обслуживании которого находится 50 многоквартирных жилых домов, оказывает материальную помощь для осуществления деятельности ТОС «Центральный». В договорах управления многоквартирным жилым домом у жителей, зарегистрированных по месту жительства в границах ТОС указано, что 1% от суммы на обслуживание общего имущества жилого дома направляется на развитие вышеуказанного ТОС.

Общий размер материальной помощи, оказанной ТОС «Центральный» в 2018 году составил 380 тыс. рублей.

Данная материальная помощь выражалась в оплате аренды помещения для ТОС «Центральный», оплате расходных материалов офисной техники, а также была направлена на приобретения инвентаря, изготовление баннеров, иных материалов и нужд для реализации проектов «Чистый город начинается с тебя», «Зеленый патруль», «Маленькая елочка» и «Дом высокой культуры быта (ТОС)».

         Более подробную информацию по вопросам практики оказания материальной помощи ТОС вы можете получить в ТОС НПО «Центральный»: телефон: +7(34638)27071; e-mail:
 NPO-Central86@yandex.ru



Опубликовано: 19.04.2019 14:33        Обновлено: 19.04.2019 14:36