О результатах социологического опроса общественного мнения об уровне коррупционных проявлений
Подготовлено Департаментом общественных и внешних связей
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры во исполнение
поручения, предусмотренного пунктом 1.7 протокола
заседания Комиссии по координации работы по противодействию
коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
от 19 июля 2017 года № 2
О результатах социологического опроса общественного мнения
об уровне коррупционных проявлений
(по итогам 2016 года)
Опрос общественного мнения населения об уровне коррупционных проявлений по итогам 2016 года проведен методами анкетирования и онлайн-опроса граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономного округе – Югре, во 2 квартале 2017 года, с целью оценки эффективность мер, направленных на противодействие коррупции.
Общее количество участников опроса – 5 980 респондентов.
Оценка населением уровня коррупции на территории Югры:
По мнению респондентов в 2016 году в автономном округе наблюдается снижение уровня коррупции. Более половины опрошенных респондентов (54,8%) соглашаются с этим выводом (в 2015 году о снижении коррупции заявляли – 12,0% респондентов). Оценка населением положительных результатов антикоррупционной деятельности Правительства автономного округа в 2016 году выросла на 43 процентных пункта:
Секторы гражданского общества, в которых наиболее распространена коррупция:
Сектором гражданского общества, в котором, по мнению населения, наиболее распространена коррупция, в 2016 году был назван коммерческий сектор (так считают 39% респондентов). Произошло перераспределение общественного мнения в оценке секторов по степени коррупционных проявлений.
Акценты из госсектора (в 2015 году 48% респондентов называли его наиболее коррупционным) сместились в сферу деятельности коммерческих и некомерческих организаций (далее – НКО). При этом показатель недоверия респондентов в 2016 году к НКО вырос на 5 процентных пунктов и оставил 9,7%. Небольшой рост недоверия к НКО связан, с непониманием респондентами, выбравших этот ответ, какие именно организации представлены законом в этом секторе.
Доля в коррупционной составляющей муниципальных, автономных, бюджетных, казённых учреждений и предприятий снизилась практически на 5 процентных пунктов, но, вместе с тем, составляет около четверти представленного рейтинга.
Население о частоте коррупционных проявлений в управленческих структурах и ведомствах:
Наиболее часто коррупционные проявления, по мнению граждан, встречаются в судебной сфере, об этом заявили 46% опрошенных, 42% респондентов заявляют о коррупционных проявлениях в деятельности правоохранительных органов.
Отмечают отсутствие коррупционных проявлений в деятельности Правительства автономного округа 55% респондентов, администраций городов и районов 51,6%, пенсионного фонда 32,3% опрошенных.
Степень участия населения в решении своих личных проблем через дачу взятки:
Доля респондентов, считающих, что дачу взятки нужно избегать по идеологическим мотивам, (т.к. коррупция разлагает общество) в 2016 году выросла на 8 процентных пунктов и составила 54,8%.
При этом доля «РОБКИХ» респондентов, допускающих возможность решения проблемы с помощью взятки, сократилась на 13 процентных пунктов с 39% в 2015 году до 26% в 2016 году.
Лишь 10% респондентов сознаются в даче взятки, их доля возросла в 2 раза в сравнении с 2015 годом.
По мнению респондентов в большей степени проявляется коррупция в сфере государственных закупок 24,7% и сфере финансов 21,5% (благодарности и подношения).
Какие меры наиболее эффективны в борьбе с коррупцией:
Анализ ответов респондентов «об информированности населения по фактам антикоррупционной деятельности» показал рост в сравнении с 2015 годом более чем в 2 раза. Лидируют здесь федеральные органы власти, это отметили 87,2% респондентов (в 2015 году – 34,1%).
О деятельности исполнительных органов власти автономного округа и муниципалитетов в сфере противодействия коррупции знают 61,3% опрошенных (рост более чем в 2 раза).
Наиболее эффективными мерами борьбы с коррупцией, по мнению респондентов являются:
предоставление электронных услуг (77,4%);
публикация сведений о доходах служащих и членах их семей (64,5%);
проведение публичных слушаний, открытых обсуждений законопроектов и формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции (по 51,6%);
проведение государственных закупок на условиях конкурса (48,4%),
размещение в сети Интернет решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов, принятие НПА, программ, планов противодействия коррупции (по 41,94%).
82,0% респондентов считают, что внедрение принципа «одного окна» и электронной формы обращения резко уменьшили коррупционную составляющую в сфере оказания государственных и муниципальных услуг.