Размер:
Цвет:

Информация о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в сфере деятельности  Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  за 2017 год


1. О ситуации и эффективности реализации стратегических задач в сфере внутренней политики

1.1. Реализация единой государственной политики в сфере регионального развития, содействия развитию местного самоуправления в автономном округе, взаимодействия с политическими партиями, обеспечения прав граждан на проведение публичных мероприятий.

Итоги единого дня голосования 10 сентября 2017 года

10 сентября 2017 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре состоялось 28 выборных кампаний:

довыборы 2-х депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

выборы 12 глав поселений муниципальных образований;

выборы 104-х депутатов представительных органов поселений муниципальных образований.

довыборы 7-ми депутатов представительных органов муниципальных образований и совета депутатов поселения;

Всего в выборах задействовано 20 муниципалитетов.

Численность избирателей, включенных в списки по муниципальным образованиям, в которых состоялись выборы – 170469 человек, в том числе из них проживающие в труднодоступных и отдаленных местностях – 166 человек.

Всего в Единый день голосования 10 сентября 2017 года было открыто 113 избирательных участков.

Явка избирателей на выборах 10 сентября 2017 года составила 23,9% или 48 566 избирателей.

При этом на довыборах депутатов Думы Югры составила 18,22% (21374 человека).

На выборах в органы местного самоуправления максимальная явка 86,84% зафиксирована в с.п.Цингалы Ханты-Мансийского района.

Минимальная явка 14,35% зафиксирована на выборах депутатов г.п.Белый Яр Сургутского района.

По итогам избирательных кампаний (регионального, местного уровня) все мандаты замещены.

Обращения по нарушениям избирательного законодательства

В течение 10 сентября 2017 года поступило 3 жалобы в участковые избирательные комиссии, проводящие выборы главы и Совета депутатов г.п.Пионерский Советского района. В результате проведенных проверок нарушений законодательства не установлено.

О региональных отделениях политических партий в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

По состоянию на 9 января 2018 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре 37 региональных отделений политических партий.

В течение 2017 года в Ханты-Мансийском автономном
округе – Югре:

2 региональных отделения политических партий зарегистрированы и включены в Единый государственный реестр юридических лиц:

- региональное отделение политической партии «Партия Малого Бизнеса России» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

- региональное отделение политической партии «Народно-патриотическая партия России – Власть Народу» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

6 региональных отделений политических партий прекратили деятельность и исключены из Единого государственного реестра юридических лиц в том числе:

3 в связи с ликвидацией политических партий:

- региональное отделение политической партии «Партия защиты бизнеса и предпринимательства» в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;

- региональное отделение в Ханты-Мансийском автономном
округе – Югре Политической партии «УМНАЯ РОССИЯ»;

- региональное отделение политической партии «Народно-патриотическая партия России – Власть Народу» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

3 в связи с непредставлением документов о деятельности регионального отделения, отчетности:

- Ханты-Мансийское региональное отделение политической партии «Города России»;

- региональное отделение Политической партии «Альянс Зеленых – Народная партия» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

- Ханты-Мансийское региональное отделение Общероссийской политической партии «Народ против коррупции».

Одной из форм взаимодействия с политическими партиями являются встречи Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с депутатскими фракциями политических партий в Думе автономного округа («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия»). Встречи проходят в преддверии каждого заседания Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В ходе встреч обсуждаются различные темы, затрагивающие как социально-экономические, так общественно-политические сферы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

30 марта 2017 года состоялась встреча при первом заместителе Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А.В.Шипилове с представителями региональных отделений политических партий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Во встрече приняли участие представители 11 региональных отделений политических партий Ханты-Мансийского автономного                             округа – Югры («Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», «Яблоко», «Партия Роста», «Гражданская инициатива», Коммунисты России, «Партия родителей будущего», «Российская партия садоводов», «Гражданская Платформа», Социальной Защиты).

В ходе встречи участники обсудили текущую общественно-политическую ситуацию в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, а так же рассмотрели факторы, способствующие общественно-политической стабильности.

4 марта 2017 года состоялось заседание консультационно-диалоговой площадки Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с представителями региональных отделений политических партий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Участники консультационно-диалоговой площадки обсудили вопросы взаимодействия Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и политических партий с целью стабильного социально-экономического развития региона, а также реализацию приоритетных направлений передачи государственных услуг социальной сферы негосударственному сектору.

По итогам встречи подписана декларация (соглашение) об открытой и честной политической конкуренции в ходе выборов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 5 региональными отделениями политических партий («Единая Россия», «Партия Роста», «Коммунисты России», «Российская партия садоводов», «Союз Труда»).

Исполнительные органы государственной власти автономного округа активно используют потенциал политических партий, привлекая их представителей к участию в обсуждении вопросов, затрагивающих как социально-экономические, так общественно-политические сферы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

1 июня 2017 года Департаментом внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с Сургутским государственным университетом проведен семинар в формате видеоконференцсвязи на тему: «Повышение политической культуры».                   В работе семинара приняли участие первый заместитель Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А.В.Шипилов, представители избирательной комиссии автономного округа, территориальных избирательных комиссий автономного округа, администраций муниципальных образований автономного округа, 13 региональных отделений политических партий автономного округа, местных отделений политических партий автономного округа.

Представители политических партий включены в работу одиннадцати координационно-совещательных органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

– Межведомственная комиссия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию экстремистской деятельности (представители региональных отделений политических партий «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия», «Яблоко»);

– Межотраслевой совет потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (представитель регионального отделения политической партии «Единая Россия»).

– Комиссия по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (в 2017 году представители региональных отделений политических партий «Союз Труда», «Партия Великое Отечество», «Патриоты России», «Российская экологическая партия «Зеленые», «Родная партия», «Российская партия садоводов», «Социальной защиты» и «Партия родителей будущего» приняли участие в 11 заседаниях);

– Комиссия при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию гражданского общества (представители региональных отделений политических партий «Единая Россия», «Родная партия»);

– Совет при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (представитель регионального отделения политической партии «Единая Россия», руководитель регионального отделения политической партии «Патриоты России»);

– Совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (представители от региональных отделений политических партий «Партия родителей будущего», «Патриоты России», «Гражданская платформа»);

– Общественный совет по реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (руководители региональных отделений политических партий «Социальной защиты», «Яблоко»);

– Общественный совет при Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (представитель регионального отделения политической партии «Партия Великое Отечество»).

– Межведомственная комиссия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по обеспечению реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» (представители от региональных отделений политических партий «Единая Россия», ЛДПР);

– Общественный совет при Службе контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (представитель регионального отделения партии «Единая Россия»);

– Общественный совет при Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (представитель регионального отделения партии КПРФ).

Кроме того, представители региональных отделений политических партий приглашаются для участия в заседаниях Общественных советов созданных при следующих исполнительных органах государственной власти:

- Департамент физической культуры и спорта автономного округа – представитель регионально отделения политической партии «Яблоко»;

- Департамент по недропользованию автономного округа – представитель регионального отделения политической партии «Партия ветеранов России»;

- Департамент государственного заказа автономного округа – представители 2 региональных отделений политических партий «Партия ветеранов России», КПРФ.

Развитие системы местного самоуправления

Развитие системы местного самоуправления в Югре в 2017 году было сосредоточено на нескольких направлениях.

Во-первых, в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 19.05.2017 № 195-п «О региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» впервые был проведен региональный этап Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – региональный этап).

Региональный этап проводился по трем номинациям:

- градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства;

- муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами;

- обеспечение эффективной «обратной связи» с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах;

и двум категориям:

- I категория – городские округа и городские поселения;

- II категория – сельские поселения.

Конкурсные заявки муниципальные образования автономного округа направляли в адрес Департамента внутренней политики автономного округа до 1 июня 2017 года.

Всего для участия в региональном этапе поступило 40 конкурсных заявок от 22 муниципальных образований автономного округа.

В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии по проведению регионального этапа от 07.07.2017, были подведены итоги регионального этапа.

Победителями регионального этапа по номинации «Градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства» признаны:

по I категории участников:

- городской округ город Когалым с присвоением 1 места (конкурсная заявка «Спортивно-культурный комплекс «Галактика»);

- городское поселение Пойковский с присвоением 2 места (конкурсная заявка «Градостроительная политика органов местного самоуправления при осуществлении полномочий в области подготовки градостроительной документации»);

- городской округ город Мегион с присвоением 3 места (конкурсная заявка «Автоматизированная система управления развитием территории города Мегиона и перспективы ее развития»);

- городской округ город Ханты-Мансийск с присвоением 3 места (конкурсная заявка «Инклюзивная площадка социальной адаптации «Сад добрых дел» в г. Ханты-Мансийске»).

Победителями регионального этапа по номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами» признаны:

по I категории участников:

- городской округ город Ханты-Мансийск – 1 место;

- городской округ город Когалым – 2 место;

- городской округ город Нефтеюганск – 3 место;

по II категории участников (сельские поселения):

- сельское поселение Ваховск Нижневартовского района – 1 место;

- сельское поселение Зайцева Речка Нижневартовского района – 2 место.

Победителями регионального этапа по номинации «Обеспечение эффективной «обратной связи» с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах» признаны:

по I категории участников:

- городское поселение Луговой Кондинского района – 1 место;

- городской округ город Сургут – 2 место;

- городской округ город Пыть-Ях – 3 место;

по II категории участников:

сельское поселение Казым Белоярского района – 1 место;

сельское поселение Полноват Белоярского района – 2 место;

сельское поселение Сосновка Белоярского района – 3 место.

При этом из 14 заявок победителей регионального этапа 10 отобрано конкурсной комиссией для направления в федеральную конкурсную комиссию для участия во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2016 № 815.

В соответствии с пунктом 16 постановления Правительства
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 195-п победители регионального этапа были награждены дипломами 25 сентября 2017 года на Совете при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию местного самоуправления в автономном округе.

Во-вторых, была продолжена работа формированию и сохранению единого правового пространства в Югре, в том числе через активную методическую работу с муниципальными образованиями автономного округа – является приоритетной задачей для органов государственной власти всех уровней в автономном округе.

Так в целях определения единого стандарта проведения публичных слушаний в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, обеспечивающего переход к современной модели управления муниципалитетом, где открытость и транспарентность муниципального управления обеспечивает каналы легального проникновения и воздействия на власть всего спектра политических, экономических и социальных сил общества, возможность для граждан и их объединений получать доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований, привлекать граждан к непосредственному участию в принятии решений на местном уровне было разработано распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.01.2017 № 35-рп «Об одобрении проект модельного муниципального правового акта, регулирующего порядок организации и проведения публичных слушаний в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Также для обеспечения доступности встреч депутатов с избирателями был разработан модельный проект муниципального правового акта «Об определении специально отведенных мест для проведения встреч депутатов с избирателями, перечня помещений, предоставляемых для проведения встреч депутатов с избирателями, и порядка их предоставления» соответствующий требованиям Федерального закона от 7 июня 2017 года № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях».

        

В-третьих, в целях развития территориального общественного самоуправления на территории Югры и во исполнение подпункта «а» пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 7 сентября 2017 года № Пр-1773, о создании условий для развития территориального общественного самоуправления, в 2017 году проведена работа по созданию условий для содействия развитию территориального общественного самоуправления (далее – ТОС).

На территории округа (в 8 муниципальных образованиях из 105) создано 56 ТОС (33 в городских округах, 19 в городских поселениях, 4 в сельских поселениях), 55 % из них зарегистрированы в органах юстиции в форме некоммерческой организации.

Распоряжением первого заместителя Губернатора автономного округа от 19 октября 2017 года № 710-р утвержден план мероприятий по исполнению подпункта «а» пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 7 сентября 2017 года № Пр-1773 (далее – План).

Ответственными исполнителями были определены:

исполнительные органы государственной власти автономного округа;

органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;

Региональная Ассоциация территориальных общественных самоуправлений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Ассоциация «Совет муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Согласно Плану в автономном округе реализован комплекс мероприятий правовой, финансовой, организационной и информационной направленности:

1.  Проведена инвентаризация муниципальных нормативных правовых актов, принятых по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях автономного округа.

По результатам инвентаризации сформирован перечень муниципальных нормативных правовых актов по указанной тематике, выявлены пробелы в муниципальном правовом регулировании.

В целях устранения правовых пробелов, обеспечения единства правового пространства подготовлены модельные муниципальные нормативные правовые акты по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления. Модельные муниципальные нормативные правовые акты доведены до сведения органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и рекомендованы для принятия.

2. На основании модельных муниципальных нормативных правовых актов по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления подготовлены подробные методические рекомендации по созданию территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях автономного округа.

3. Правовые аспекты организации и осуществления территориального общественного самоуправления рассмотрены в рамках II Международного гуманитарного форума «Гражданские инициативы регионов 60-й параллели», прошедшего 28-29 ноября 2017 года в г. Ханты-Мансийске на дискуссионной площадке: «Качественное развитие территориального общественного самоуправления в Югре», которая объединила представителей территориального общественного самоуправления, исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований, Общественной палаты Югры, территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, представителей Ассоциаций «Региональная Ассоциация территориальных общественных самоуправлений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», «Совет муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», представителей общественных советов, научных и общественных организаций.

4.      На заседании Совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию местного самоуправления
15 декабря 2017 года с участием глав муниципальных образований автономного округа был рассмотрен вопрос «О реализации муниципальными образованиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры мероприятий по созданию условий для развития территориального общественного самоуправления».

В соответствии с постановлением Губернатора автономного округа №8 от 19.01.2011 «О Совете при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и о признании утратившими силу отдельных Постановлений Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в 2016 году продолжили свою работу Совет при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Постоянная комиссия Совета, созданная для оперативного обсуждения вопросов.

В 2017 году состоялось 4 заседания Совета и пять заседаний Постоянной комиссии. Всего за текущий год было проведено 9 заседаний.

На заседаниях коллегиальных органов рассмотрено 25 вопросов, среди них:

-          о реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

-          об обеспечении многодетных семей земельными участками для индивидуального жилищного строительства, а также предоставлении таким семьям компенсации взамен участков в качестве альтернативной меры поддержки;

-          о реализации органами местного самоуправления полномочий, предусмотренных статьей 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

-          о мониторинге эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2016 год;

-          об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

-          о внедрении системы управления проектной деятельностью в органах местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и запуске проектов на постоянной основе;

-          о реализации муниципальными образованиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры мероприятий по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов производства и потребления и другие вопросы;

-          о состоянии и развитии телекоммуникационной инфраструктуры в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

-          о реализации муниципальными образованиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры мероприятий по созданию условий для развития территориального общественного самоуправления.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры действует государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 года № 416-п (далее – государственная программа).

В рамках подпрограммы II «Поддержание устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований автономного округа» из бюджета автономного округа бюджетам предоставлена субсидия из бюджета автономного округа бюджетам семи муниципальных образований автономного округа (Нефтеюганский район, Кондинский район, Октябрьский район, Сургутский район, Ханты-Мансийский район, Березовский район, г. Нефтеюганск) на содействие местному самоуправлению в развитии исторических и иных местных традиций в размере 16 млн. 800 тыс. руб. Субсидия была представлена в связи с юбилейными датами тринадцати населенных пунктов:

с.п.Светлый

с.п.Приполярный

с.Алтай с.п. Болчары

г.п.Мортка

г.Нефтеюганск

г.п. Пойковский

п. Горнореченск с.п.Карымкары

Октябрьский район

д.Сайгатина с.п.Солнечный

п.Малоюганский с.п.Угут

с.п.Ульт-Ягун

п.Пырьях с.п.Нялинское

с.Зенково с.п.Шапша

Субсидии были направлены на изготовление и установку объектов монументально-декоративного искусства, в том числе памятников, монументов, памятных знаков, мемориальных досок, стел, скульптурных композиций; обустройство и оборудование спортивных или детских площадок, парков, скверов, площадей, тротуаров.

В 2018 год государственной программой предусмотрено предоставление субсидии из бюджета автономного округа бюджетам шести муниципальных образований автономного округа (Белоярский район, Октябрьский район, Нижневартовский район, Советский район, Ханты-Мансийский район, Березовский район) на содействие местному самоуправлению в развитии исторических и иных местных традиций в размере 17 млн. 200 тыс. руб.

Обеспечение прав граждан на проведение публичных мероприятий

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре публичная активность характеризуется как умеренная. Повышение публичной активности отмечается в период проведения избирательных кампаний.

Из года в год лидерами по количеству проведенных публичных мероприятий становятся наиболее крупные города Югры – Сургут, Нижневартовск. Хотя в уходящем году к ним еще присоединились Нефтеюганск и Мегион, где также отмечена активность проведения публичных мероприятий. Объяснить это можно, прежде всего, более высоким интересом к политике жителей крупных городов, а также множеством других факторов. В небольших населенных пунктах публичная активность носит сугубо «праздничный» характер, митинги, демонстрации, шествия проводятся в честь государственных и местных праздников.

Наиболее востребованной формой публичных мероприятий по-прежнему остается пикетирование.

Несмотря на умеренность публичной активности в автономном округе, можно утверждать, что в этой плоскости политических отношений уже сложились определенные нормы поведения для всех участников процесса, связанного как с подготовкой, так и с проведением публичных мероприятий.

Как один из признаков возрастающей политической культуры в Югре говорит увеличение из года в год количества проводимых публичных мероприятий, носящих патриотический характер. Теперь перечень патриотических мероприятий не ограничивается демонстрациями, митингами, приуроченными к важным государственным праздникам. Традиционными становятся публичные мероприятия в поддержку жертв террора, присоединения Крыма к России, митинги и пикеты, пропагандирующие здоровый образ жизни и другие патриотические акции, когда представители разных партий без «политической окраски» принимают участие в одном общем мероприятии, тем самым демонстрируют сплоченность и единение. При этом к таким акциям с каждым годом присоединяется всё больше жителей Югры.

Так в 2017 году в Югре в честь годовщины воссоединения России и Крыма 18 марта 2017 года в 38-ми населенных пунктах прошли праздничные мероприятия по случаю трехлетия со Дня присоединения Крыма к России. Всего проведено 55 мероприятий (10 митингов, 1 пикет, 1 демонстрация, 17 концертов, 2 автопробега, 5 патриотических акций, 4 спортивных мероприятия, 7 флэшмобов, 8 иных – выставки, уроки в школах). Общее количество участников составило – 18 964 человека. Мероприятия прошли под лозунгами: «Мы – вместе!», «Сберечь единство – наша общая задача!», «18 марта – День национальной гордости!», «Отдыхаю в Крыму!», «Россия и Крым едины!», «Крым! Югра! Россия!».

А в праздничных мероприятиях 12 июня в автономном округе в 83 населенных пунктах прошло 125 культурно-массовых мероприятий посвященных празднованию Дня России, в мероприятиях приняло участие около 101970 человек. Традиционно прошли праздничные митинги, торжественные концерты, спортивные мероприятия и т.д.

В 2017 году инициативными гражданами, общественными объединениями на территории Югры проведено 383 публичных мероприятий.

Организаторами 204 мероприятий были инициативные группы граждан и активисты общественных объединений, 179 – политические партии.

публичные мероприятия организовали следующие политические партии:

Политическая партия

Количество публичный мероприятий

В процентах к итогу, %

Всего:

179

100,0 

«Единая Россия»

83

39,0

ЛДПР

62

36,5

КПРФ

23

19,5

«Справедливая Россия»

2

1,3

«Российская объединенная демократическая партия «Яблоко»

0

0,0

«Родина»

0

0,0

«Рот-Фронт»

1

0,6

Коммунистическая партия «Коммунисты России»

6

2,5

«Партия прогресса»

2

0,6

Из 383 проведенных в отчетном периоде публичных мероприятий: 143 – протестные, 146 – агитационные, 54 – патриотические, 28 – религиозные, 12 – социальной направленности.

Наибольшее количество публичных мероприятий, организованных представителями политических партий в 2017 году состоялись в городах Сургут, Нефтеюганск, Мегион.

Количество публичных мероприятий, проведенных в муниципальных образованиях, выглядит следующим образом:

Информация о количестве публичных мероприятий, проведенных в муниципальных образованиях Югры

№ п/п

Муниципальное образование

2017 год

В процентах, %

ЮГРА

383

100,0

городские округа

368

96,08

1.

Нижневартовск

27

7,05

2.

Нягань

8

2,09

3.

Мегион

27

7,05

4.

Сургут

189

49,35

5.

Нефтеюганск

47

12,27

6.

Ханты-Мансийск

17

4,44

7.

Пыть-Ях

14

3,66

8.

Югорск

2

0,52

9.

Радужный

3

0,78

10.

Лангепас

14

3,66

11.

Урай

15

3,92

12.

Когалым

2

0,52

13.

Покачи

3

0,78

муниципальные районы

15

3,92

14.

Нефтеюганский

0

0

15.

Нижневартовский

0

0

16.

Кондинский

9

2,35

17.

Белоярский

2

0,52

18.

Сургутский

2

0,52

19.

Советский

2

0,52

20.

Октябрьский

0

0

21.

Березовский

0

0

22.

Ханты-Мансийский

0

0

Информация о формах проведения публичных мероприятий

№ п/п

Форма публичного мероприятия

Январь-ноябрь 2016

В процентах, %

ЮГРА

383

100,0

1.

пикеты

260

67,89

2.

митинги

70

18,28

3.

другое

53

13,84

Информация о направленности публичных мероприятий

№ п/п

Направленность публичного мероприятия

Январь-ноябрь 2016

В процентах, %

ЮГРА

383

100,0

1.                 

агитационная

146

38,12

2.                 

протестная

143

37,34

3.                 

патриотическая

54

14,1

4.                 

религиозная

28

7,31

5.                 

социальная

12

3,13

Информация об инициаторах публичных мероприятий

№ п/п

Направленность публичного мероприятия

Январь-ноябрь 2016

В % от общего числа публичных мероприятий

ЮГРА

383

100,0

1.

Политические партии

179

46,74

2.

Инициативные граждане, общественные объединения

204

53,26

2. Реализация единой государственной политики в сфере профилактики правонарушений, обеспечения защиты прав потребителей, обеспечения оказания гражданам бесплатной юридической помощи, антинаркотических мероприятий

Профилактика правонарушений

Правительством Ханты-Мансийского автомномного округа – Югры совместно с правоохранительными органами и органами местного самоуправления реализуется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение преступности и профилактику правонарушений.

К таким мерам можно отнести совершенствование деятельности коллегиальных органов, созданных для координации деятельности всех субъектов профилактики правонарушений, а также реализация мероприятий государственных и муниципальных программ, направленных на профилактику правонарушений.

Совместные усилия дают положительные результаты.

За последние пять лет на четверть сократилось количество граждан, пострадавших от преступных посягательств (с 23,0 тысяч человек в 2012 году до 16,6 тыс. человек в 2016 году). В 2017 году отмечается незначительный рост их числа на 3,7% (в сравнении с 2016 годом).

Количество преступлений совершенных несовершеннолетними и с их участием за 5 лет (с 2012 по 2016 год) уменьшилось на 42,3% (с 964 до 556). В 2017 году отмечается незначительный рост их числа на 4,3% (в сравнении с 2016 годом).

Количество преступлений, совершенных в автономном округе в общественных местах и на улицах за 12 месяцев 2017 года сократилось с 8541 до 7776 (-9,0%). Доля уличных преступлений в числе зарегистрированных общеуголовных преступлений сократилась с 17,1% до 14,6%.

За 2017 год в автономном округе сократилось количество убийств (-5,1%), краж (-7,8%), грабежей (-10,0%), разбоев (-18,8%), причинений тяжкого   вреда   здоровью   (-15,2%),   изнасилований   (-50,0%), поджогов (-20,8%). Меньше преступлений (-0,8%) совершено ранее судимыми (с 3313 до 3288). Среди выявленных лиц снизилось число студентов (с 40 до 37) и иностранцев (с 492 до 470).

Это произошло во многом благодаря широкому внедрению систем видеообзора: число видеокамер, установленных на улицах и в общественных местах, с 2013 года выросло в 2,5 раза (с 656 до 1076), а количество преступлений раскрытых с их помощью увеличилось с 79 до 155 (почти в 2 раза).

Внедрение технических средств контроля за соблюдением правил дорожного движения за 5 лет позволило на 16,1% сократить число раненых в дорожно-транспортных происшествиях (с 3533 до 2964). За 2017 год число пострадавших в ДТП уменьшилось на 6,7% (с 2965 до 2765).

Значительный вклад в обеспечение правопорядка внесли 101 народная дружина численностью 1514 человек, с участием которых за 11 месяцев 2017 года выявлено более девяти тысяч административных правонарушений (9308) и раскрыто 183 преступлений.

Антинаркотическая деятельность

Предварительная оценка основных целевых показателей реализации антинаркотических мероприятий государственных и муниципальных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2017 год, в сравнении с 2016 годом, показала:

общая распространенность наркомании в расчете на 100 тысяч человек сократилась на 21,1 % с 254,3 (4162 больных) в 2016 году до 200,6 (3282 больных) в 2017 году;

на 30,3 % сократилась первичная заболеваемость наркоманией с 15,2 (249 больных) в 2016 году до 10,6 на 100 тысяч населения (174 больных) в 2017 году;

на 22,1 % уменьшилось число лиц, зарегистрированных с диагнозом «потребление наркотических средств и психотропных веществ с вредными последствиями» (с 1665 человек в 2016 году до 1297 человек в 2017 году);

на 49,2 % сократилось число лиц, впервые зарегистрированных с диагнозом «потребление наркотических средств и психотропных веществ с вредными последствиями» (с 299 человек в 2016 году до 152 человек в 2017 году);

на 6% увеличилось общее число выявленных преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств (с 2842 в 2016 году до 3014 в 2017 году).

В 2017 году на 57 % (с 35 тысяч рублей до 55 тысяч рублей) увеличена стоимость сертификата на оплату услуг негосударственных организаций, осуществляющих комплексную реабилитацию и ресоциализацию граждан, страдающих наркотическими заболеваниями. В текущем году реализованы все 40 запланированных к реализации сертификатов. С 2014 года из 160 человек, получавших сертификаты на социальную реабилитацию, 30% по окончании курсов были трудоустроены и продолжают работать, еще 12% остались работать в реабилитационных центрах волонтерами.

Кроме того, осуществляется противодействие распространению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов с использованием сети Интернет на основании соглашений, заключенных Департаментом информационных технологий автономного округа с Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по автономному округу. С 2014 года Центром компьютерных компетенций Автономного учреждения «Югорский НИИ информационных технологий» организована работа информационной системы, осуществляющей поиск информационных ресурсов в сети Интернет, содержащих материалы, распространение которых в Российской Федерации запрещено.

В 2017 году в АИС Поиск модифицирован механизм загрузки материалов и расширен список ключевых слов для поиска запрещенной информации. В результате в 2017 году более чем в 6 раз увеличилось количество обнаруженных сайтов, которые содержат ключевые слова по направлению «наркоторговля» (16227 сайтов, в 2016 году – 2636), по итогам экспертной оценки 3 221 сайт отнесен к разрешенным (2016 г. – 2401), 48 сайтов с признаками запрещенных материалов заблокированы Роскомнадзором (2016 г. – 7).

Деятельность административных комиссий

В 22 муниципальных образованиях автономного округа созданы 24 административные комиссии, в составе которых работает 33 секретаря. Общая численность членов административных комиссий составляет 234 человека.

За 2017 год административными комиссиями рассмотрено 7141 дело об административных правонарушениях, что на 28,7 процента больше показателя аналогичного периода прошлого года (2016 г. - 5094).

Законом автономного округа от 31 марта 2017 года № 11-оз внесены изменения в Закон автономного округа от 11 июня 2010 года № 102-оз «Об административных правонарушениях» (далее – Закон № 102-оз), в соответствии с которым, должностные лица исполнительного органа государственной власти и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10 «Нарушение тишины и покоя граждан» и
статьей 15 «Нарушение общепризнанных правил поведения» Закона
№ 102-оз.

По итогам 2017 года уполномоченными должностными лицами составлено 1516 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10, и 7 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15 Закона № 102-оз.

Бесплатная юридическая помощь

В 2012 году в автономном округе начала действовать государственная система предоставления бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан. Данный проект направлен на предоставление квалифицированных юридических услуг, адвокатами Адвокатской палаты Ханты-Мансийского автономного округа, наименее социально защищенным категориям граждан. С начала реализации проекта бесплатная юридическая помощь предоставлена 5 852 жителям автономного округа.

В 2017 году в государственной системе бесплатной юридической помощи в 2017 года участвовало 267 адвокатов Адвокатской палаты Ханты-Мансийского автономного округа.

За 2017 год адвокатами была оказана бесплатная юридическая помощь 979 жителям автономного округа, что на 10,2 процента больше показателя аналогичного периода прошлого года (2016 год - 888).

В дополнение к категориям граждан, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи, определенных Федеральным законодательством, в автономном округе дополнительно определено 11 категорий граждан, в том числе:

- граждане, проживающие в труднодоступных и малонаселенных местностях автономного округа, в соответствии с перечнем населенных пунктов, утвержденных Правительством автономного округа;

- представители малочисленных народов, являющиеся субъектами права традиционного природопользования, ведущие традиционный образ жизни;

- представители малочисленных народов, проживающие в сельской местности (в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов), для которых виды традиционной хозяйственной деятельности являются неосновным способом жизнеобеспечения;

- представители общественных организаций малочисленных народов, не имеющих статуса юридического лица.

Кроме того, окружным законодательством расширен перечень случаев, по которым юридическая помощь может быть предоставлена бесплатно. Дополнительно к предусмотренным федеральным законодательством определены 3 случая, из них:

- рассмотрение вопросов традиционного природопользования, землепользования (для представителей малочисленных народов, имеющих право на бесплатную юридическую помощь);

- установление факта национальной принадлежности к числу малочисленных народов (ханты, манси, ненцы).

Защита прав потребителей

В автономном округе с целью защиты и обеспечения прав потребителей продолжается работа по информированию и консультированию жителей автономного округа, оказанию помощи потребителям в досудебном урегулировании споров. В 2017 году органами по защите прав потребителей муниципального и окружного уровней предоставлено 10886 консультаций жителям автономного округа, оказана помощь в составлении 2826 претензий к продавцам (исполнителям, изготовителям), 180 исковых заявлений в суд.

Анализ проводимых мероприятий по обеспечению и защите прав потребителей за 2012-2017 годы указывает на снижение количества обращений по вопросам защиты прав потребителей, высокую долю урегулированных в досудебном порядке споров (до 81 процента) и разрешенных в пользу потребителей судебных дел (до 95 процентов), что свидетельствует о растущей осведомленности и информированности граждан о правах потребителей и действиях при нарушении этих прав, повышении активности потребителей в отстаивании своих прав.

С учетом Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года 1837-р, приоритетными направлениями в области защиты прав потребителей в автономном округе в будущей работе являются обеспечение защиты прав жителей автономного округа как потребителей при акцентировании внимания на социально уязвимые группы населения (граждан с ограниченными возможностями, старшего поколения и детей) и менее обеспеченных слоев населения, содействие созданию и деятельности общественных объединений потребителей.

С целью совершенствования взаимодействия всех участников системы защиты прав потребителей автономного округа, создания благоприятных условий для обеспечения прав потребителей, в соответствии с постановлением Губернатора автономного округа от 19 октября 2017 года
№ 118 создан Координационный совет при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам обеспечения и защиты прав потребителей.

В 2017 году проведено 1 заседание Координационного совета
(27 ноября 2017 года), на котором рассмотрен вопрос об эффективности реализации мероприятий по обеспечению и защите прав потребителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. По итогам заседания даны поручения и рекомендации исполнительным органам государственной власти автономного округа, исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований автономного округа, территориальным органам федеральных органов государственной власти.

3. Реализация мер, направленных на противодействие экстремизму, предупреждение религиозной и национальной нетерпимости, а также на создание условий для укрепления гражданского единства и сохранения этнокультурного многообразия народов

В автономном округе сформирована система управления по реализации государственной национальной политики и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве, характеризующаяся необходимым единообразием целей, подходов и инструментов как на региональном, так и на муниципальном уровне.

Обеспечение учета и реализации основных задач государственной национальной политики Российской Федерации предусмотрено в документах стратегического планирования автономного округа.

Утверждены Стратегия реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном
округе – Югре на период до 2025 года, которая разработана с учетом предложений исполнительных органов государственной власти автономного округа и институтов гражданского общества, а также  Комплексный план мероприятий по ее реализации, включающий 61 мероприятие по приоритетным направлениям деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа при реализации государственной национальной политики на долгосрочную перспективу.

Во всех 22 муниципальных районах и городских округах автономного округа отраслевые программы и комплексные планы мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремисткой деятельности обеспеченны финансированием в полном объёме. Кроме того, в целях выработки управленческих решений, организации взаимодействия органов местного самоуправления по вопросам обеспечения межнационального согласия, профилактики и противодействия экстремизму функционируют Координационные советы по делам национально-культурных и религиозных объединений, Межведомственные комиссии по противодействию экстремисткой деятельности при главах муниципальных образований.

Основным инструментом реализации мероприятий в сфере государственной национальной политики, профилактики экстремизма является государственная программа автономного округа «О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2016-2020 годах», утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 года № 428-п.

В 2017 году можно выделить следующие наиболее значимые мероприятия государственной программы:

1. Первый региональный форум национального единства «Югра многонациональная».

В ходе мероприятия проведены совещания, выставки, круглые столы, семинары-практикумы с участием представителей научно-экспертного сообщества, представителей религиозных организаций и общественных объединений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по вопросам реализации государственной национальной политики, в том числе развития межнационального и межконфессионального диалога, профилактики экстремизма.

В рамках Регионального форума проведено свыше 20 мероприятий (курсы повышения квалификаций для специалистов культурно-досуговых учреждений муниципальных образований, фестивали, презентация выставок муниципальных образований, мастер-классы, региональные конкурсы среди муниципальных служащих, муниципальных учреждений, представителей общественных организаций, конференции, семинары-практикумы, круглые столы, викторины, тренинги и т.д.). Общий охват участников составил 700 человек, в том числе 34 эксперта, члены Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации, представители Федерального агентства по делам национальностей, всероссийских общественных организаций.

Значимым событием форума стало подписание Соглашений о сотрудничестве между Правительством автономного округа и Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Ордена Дружбы народов Института этнологии и антропологии имени Н.Н.Миклухо-Маклая Российской академии наук, между Правительством автономного округа и Общероссийской общественной организацией «Ассамблея народов России».

Соглашениями предусмотрено оказание методических консультаций, проведение рабочих встреч, тематических семинаров, «круглых столов» и других мероприятий, направленных, в том числе, на профилактику любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной и языковой принадлежности и предупреждения разжигания расовой, национальной и религиозной розни.

Также участие в работе форуме приняли члены делегации Народного совета Сирийской Арабской Республики во главе с депутатом Народного совета, руководителем группы Сирийско-Российской парламентского дружбы Усама М.

2. Окружной обучающий семинар для глав, заместителей глав муниципальных образований, специалистов органов исполнительной власти и местного самоуправления автономного округа, обеспечивающих исполнение функций и полномочий в сфере государственной национальной политики, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактики экстремизма.

Цель семинара – повышение профессионального уровня глав, заместителей глав муниципальных образований автономного округа, специалистов органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и органов исполнительной власти автономного округа по вопросам государственной национальной политики.

На семинаре рассмотрены следующие темы: реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, роль институтов гражданского общества в обеспечении межнационального мира и согласия, оказание содействия и поддержки деятельности религиозных организаций, создание условий для социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактика экстремизма в молодёжной среде, решение задач по информационному обеспечению реализации государственной национальной политики.

3. Конкурс общественных проектов, реализуемых национальными общественными объединениями. Грантовая поддержка на общую сумму 700 тыс.рублей оказана четырём некоммерческим организациям на реализацию проектов в сфере государственной национальной политики, профилактики экстремизма.

Цель конкурса – активизация деятельности институтов гражданского общества в сфере национальных отношений, создание устойчивой системы их участия в деятельности по сохранению, приумножению и распространению опыта дружбы народов, укреплению межкультурного и межэтнического сотрудничества, единства российской нации, обеспечению этнополитической стабильности в российском обществе.

4. Предоставление субсидий для возмещения фактических затрат некоммерческим организациям автономного округа по участию их представителей во всероссийских и региональных мероприятиях в сфере государственной национальной политики, профилактики экстремизма.

В 2017 году субсидии для возмещения фактических затрат предоставлены четырём некоммерческим организациям автономного округа на общую сумму 300,0 тыс.рублей.

В мае 2017 года представители общественных организаций автономного округа «Спасение Югры», некоммерческой семейной (родовой) Общины коренных малочисленных народов ханты «Хунзи» приняли участие в VII Съезде Ассамблеи народов России, Отчетно-выборной конференции Молодежная Ассамблея народов России «Мы Россияне» и Первом Съезде народов Евразии в г.Москве, в семинаре-совещании «О практике и задачах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Уральского федерального округа, по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года» в г.Кургане.

В ноябре 2017 года представители общественных организаций автономного округа «Спасение Югры», некоммерческой семейной (родовой) Общины коренных малочисленных народов ханты «Хунзи», общественной организации г.Нягани «Культурно-просветительское общество татар и башкир «Ватан», Ханты-Мансийской городской общественной организации «Культурно-просветительский центр «Гармония», приняли участие во Всероссийском форуме национального единства в г.Перми.

В 2017 году все мероприятия государственной программы реализованы, значения целевых показателей достигнуты в полном объеме:

По результатам ежегодного комплексного социологического исследования состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, проведенного в 2017 году:

- доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, составила 66,4% (плановое значение на 2017 год – 63,0%).

- доля граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре составила 70,4% (плановое значение на 2017 год – 61,0%).

В связи с тем, что с 2017 года при проведении социологических исследований используется методология оценки населением межнациональных и межконфессиональных отношений, применяемая федеральными органами власти, значения показателей 2016 года для построения динамики и сравнения с 2017 годом являются некорректными.

- количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства составило 4,7 тыс.человек (плановое значение на 2017 год – 4,4 тыс.человек).

- численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России, проживающих в Югре, составила 2,5 тыс.человек (плановое значение на 2017 год – 2,4 тыс.человек).

В целом, по итогам последних озвученных в 2017 году официальных данных федерального статистического наблюдения Югра достигла самой большой положительной динамики показателей доли граждан положительно оценивающих состояние межконфессиональных и межнациональных отношений по итогам года среди всех субъектов Российской Федерации, который за год составил от 10 до 11,5 % (62,7% и 67,5% соответственно), при том, что по другим регионам показатели остались примерно на прежнем уровне или изменились с незначительным ростом.

              

Взаимодействие по вопросам защиты прав коренных малочисленных народов Севера

В целях повышения возможностей и эффективности участия коренных малочисленных народов Севера в решении вопросов реализации их прав в автономном округе принят ряд нормативных актов. Так, реализуется Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 мая 2011 года № 183-п), а также План мероприятий по её реализации (распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 4 декабря 2015 года № 718-рп), которым предусмотрено 53 мероприятия, направленные на поддержку социального, экономического и этнокультурного развития коренных малочисленных народов Севера.

Взаимодействие исполнительных органов государственной власти автономного округа и общественности коренных малочисленных народов Севера осуществляется в рамках Советов представителей коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, созданных во всех муниципальных районах автономного округа, Межведомственной комиссии по обеспечению развития коренных малочисленных народов Севера.

В 2017 году можно выделить следующие наиболее значимые мероприятия:

1. Участие делегации автономного округа в международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера. Мастера и художники России» с 27 апреля по 1 мая 2017 года в г. Москва (далее – Выставка).

Экспозиция автономного округа включала разделы:

- сувенирная продукция;

- продукция традиционных видов деятельности (охотопромысла, рыболовства, северного оленеводства, грибы, ягоды, орехи);

- презентационный раздел (брошюры, книги, информационные бюллетени и т.д.);

- традиционный уклад жизни и традиционная культура коренных малочисленных народов Севера (этнографическое стойбище, представляющее традиционный уклад жизни коренных малочисленных народов: чум с традиционным убранством и дегустацией блюд национальной кухни);

- мастер-классы по традиционным промыслам коренных малочисленных народов.

Необходимо отметить, что продукция традиционных отраслей хозяйствования на выставке представлена общинами и организациями коренных малочисленных народов автономного округа.

По итогам работы выставки-ярмарки «Сокровища Севера» экспозиция Ханты-Мансийского автономного округа – Югры стала победителем в следующих конкурсах и номинациях:

- I место в конкурсе «Лучшая региональная экспозиция»;

- I место в номинации «Лучшая традиционная этническая коллекция» в конкурсе «Полярный стиль»;

- II место в конкурсе «Национальная кухня»;

- 4 призовых места во Всероссийском фестивале творчества коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации «Кочевье Севера».

2. Конкурс профессионального мастерства среди оленеводов автономного округа на Кубок Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

За кубок Губернатора Югры в 2017 году боролись 30 оленеводов, оценка конкурсного жюри проводилась по 100-бальной системе: показатели производственной деятельности, теоретические знания, результаты выступления в спортивном многоборье. Конкурсанты продемонстрировали свои навыки в национальных видах спорта – гонках на оленьих упряжках «на рысь», тройном национальном прыжке, гонках на лыжах и метании тынзяна на хорей.

В 2017 году к основным соревнованиям оленеводов добавились два новых конкурса: на лучший чум и лучшее дегустационное блюдо.

3. Международные соревнования на Кубок Губернатора
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по гребле на обласах.

Международные соревнования на Кубок Губернатора Югры по гребле на обласах проходят с 2001 года, основными задачами мероприятия являются развитие культуры, традиций и самобытного образа жизни коренных народов, культурно-нравственное воспитание, развитие и популяризация этноспорта. В 2017 году в соревнованиях приняли участие более 200 спортсменов.

4. Предоставление субсидий организациям, издающим (выпускающим) средства массовой информации на языках коренных малочисленных народов Севера.

В целях сохранения и развития языков коренных малочисленных народов Севера обеспечивается выпуск окружных газет на национальных языках ханты и манси «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос», выпуск и распространение детского журнала на языке манси «Витсам»», газеты «Айкол» на сургутском диалекте языках ханты, создан
сайт www.khanty-yasang.ru, на котором статьи хантыйских и мансийских журналистов размещены с параллельным переводом на русский язык.

5.  В соответствии с распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 мая 2017 года № 313-рп Комиссией по увековечению памяти Ромбандеевой Евдокии Ивановны рассмотрены и утверждены мероприятия.

6. В 2017 году принято участие в Межсессионном заседании Экспертного механизма по правам коренных народов Совета ООН по правам человека (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, с 17 по 21 марта 2017 года), в мероприятиях 16-ой сессии Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов (США, г. Нью-Йорк, с 24 апреля по 5 май 2017 года), VI Всемирному конгрессу оленеводов (Королевство Швеция, г. Йокмокк, август 2017 года), в VI Съезде финно-угорских народов Российской Федерации в августе 2017 года (г. Сыктывкар, Республика Коми).

7. Делегация автономного округа приняла участие в III Форуме молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России с 24 по 28 октября 2017 года в г. Красноярске.

В ходе работы Форума состоялось расширенное заседание Молодежного совета Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на котором Президент Молодежной организации обско-угорских народов автономного округа Виктор Сергеевич Банк был избран председателем Молодежного совета Ассоциации.

8. В г. Ханты-Мансийске в 2017 году состоялась Научно-практическая конференция с международным участием «I Шесталовские чтения» (с 19 по 23 сентября 2017 года), III Международный конгресс традиционной художественной культуры: проблемы фундаментальных исследований народного искусства (с 23 по 25 октября 2017 года), II Международная научная конференция «Сибирские угры в ожерелье субарктических культур: общее и неповторимое» (с 30 по 31 октября 2017 года).

В 2017 году с участием общественных организаций, объединений представляющих интересы коренных малочисленных народов Севера автономного округа проведено два заседания Совета представителей коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (21.04.2017, 02.11.2017), два заседания Межведомственной комиссии по обеспечению развития коренных малочисленных народов Севера при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (14.06.2017, 26.12.2017), два заседания Научно-координационного совета по вопросам сохранения родного языка и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (16.05.2017, 27.12.2017).

Реализация мер, направленных на развитие российского казачества

Одной из задач Депполитики Югры является содействие развитию и консолидации казачества через усиление его роли в решении государственных и муниципальных задач.

В рамках реализуемых программных мероприятий для оказания содействия органам исполнительной власти привлекаются только казачьи общества, которые внесены в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре зарегистрировано 33 некоммерческих организаций в форме казачьих общественных объединений, из них 18 казачьих обществ внесены в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. В 2017 году в ходе целенаправленной работы Депполитики Югры, выраженной в содействии казачьим обществам в организационной работе по подготовке документов и направлению их в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации внесены 8 казачьих обществ.

Для достижения поставленных задач Депполитики Югры реализованы следующие мероприятия:

-  возмещены фактические затраты 8 казачьим обществам, члены которых приняли участие в региональных, межрегиональных, федеральных мероприятиях по вопросам развития российского казачества на общую сумму 200,0 тыс. руб.

- на основании заключенных договоров за счет субсидий 8 казачьими обществами приобретено форменное обмундирование, традиционная казачья одежда, спортивный и туристический инвентарь и учебно-методические пособия на общую сумму 500,0 тыс. рублей.

4. О результатах и эффективности реализации Государственной программы

С 1 января 2014 года действует Государственная программа «О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2016 - 2020 годах», утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.10.2013 № 428-п (далее – государственная программа).

Одним из приоритетных направлений политики автономного округа является профилактика правонарушений общественного порядка, безопасности дорожного движения, злоупотребления и незаконного оборота наркотиков, регионального развития и содействия развитию местного самоуправления в автономном округе, межнациональных (межэтнических) отношений, российского казачества, профилактики экстремизма, а также иные полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С целью координации реализации в течение года:

осуществлялся мониторинг реализации мероприятий государственной программы;

проводилась корректировка программных мероприятий и показателей результативности государственной программы;

перераспределение финансовых ресурсов в целях целенаправленного и эффективного расходования бюджетных средств.

Реализуемые программные мероприятия в области гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений позволяют на протяжении 3 лет получать субсидию из федерального бюджета на условиях софинансирования. Так, в 2017 году посредством государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» заключено Соглашение между Федеральным агентством по делам национальностей и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о предоставлении субсидии бюджету Ханты-Мансийского автономного округа – Югры из федерального бюджета в размере 17,04 % от общего объема бюджетных ассигнований. По итогам 2017 года исполнение программных мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета составило 100%.

Через проведение профилактических мероприятий по предупреждению фактов националистического или религиозного экстремизма, мероприятий, направленных на профилактику правонарушений общественного порядка и мероприятий, направленных на предупреждение злоупотребления и незаконного оборота наркотиков, пропаганду здорового образа жизни и возрождение культурных и исторических традиций населения и молодежи удалось достичь положительных результатов в курируемой сфере, эффективность реализации Государственной программы характеризуется степенью достижения целевых показателей конечных результатов.

В 2017 году реализация программных мероприятий, направленных на профилактику правонарушений, способствовала снижению преступности и повышению безопасности граждан автономного округа. Об этом свидетельствует положительная динамика достигнутых прогнозируемых значений целевых показателей Госпрограммы.

 Сравнение основных показателей по отраслям, курируемым Департаментом внутренней политики (отраженным в подпрограммах государственной программы автономного округа) в разрезе 2017-2020 включительно, отражены в таблице:

Наименование основного показателя

Динамика по годам за период 2017-2020 годы

2017

2018

2019

2020

план

факт

план

план

план

Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в общем количестве граждан, %

63,0

66,1

68,0

73,0

78,0

Доля граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, %

61,0

70,1

63,0

65,0

67,0

Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России, проживающих в автономном округе, тыс. человек

2,4

2,5

2,7

3,0

3,4

Количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства, тыс. человек

4,4

4,7

5,0

5,5

6,1

Доля уличных преступлений в числе зарегистрированных общеуголовных преступлений, %

17,1

14,6

17,0

16,9

16,8

Доля административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.9, 12.12, 12.16, 12.19 КоАП РФ выявленных с помощью технических средств фото-, видеофиксации, работающих в автоматическом режиме, в общем количестве таких правонарушений, %

52,2

68,5

52,7

53,8

54,9

Общая распространенность наркомании (на 100 тыс. населения), чел.

246,5

200,6 (предварительные данные)

243,2

240,3

237,1

По итогам 2017 года исполнение программных мероприятий (с учетом мероприятий, реализуемых соисполнителями) составило 98,8%.

Учитывая актуализированные положения Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2030 года, срок реализации государственной программы в 2017 году продлен на период до 2030 года, в результате чего значения основных показателей также запланированы до 2030 года с учетом прогнозируемой положительной динамики.

При распределении лимитов с учетом их сокращения каждое мероприятие оценено с позиции приоритетности и результативности, вследствие чего произведено перераспределение, в т.ч. на новые мероприятия.

В целях повышения эффективности работы по реализации основных направлений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегии противодействия экстремизму Российской Федерации до 2025 года в муниципальных образованиях посредством предоставления субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа с 2018 года в расходах подпрограммы 1 «Гармонизация межнациональных отношений, обеспечение гражданского единства» будет реализовываться новое программное мероприятие «Обеспечение условий по реализации в муниципальных образованиях единой государственной политики в сфере межнациональных отношений и профилактики экстремизма» с объемом финансирования по форме межбюджетных трансфертов 1 200,0 тыс. рублей ежегодно.

В целях исполнения пункта 1.2.1 протокола заседания Антинаркотической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 мая 2017 года № 2 в состав мероприятий подпрограммы 4 «Профилактика незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ» включено новое мероприятие 4.9 «Развитие системы выявления незаконных потребителей наркотиков среди лиц, находящихся под надзором системы исполнения наказания». В рамках данного мероприятия планируется приобретение тест-систем для УФСИН России по автономному округу, в целях проведения освидетельствования осужденных в исправительных учреждениях.

Мероприятия государственной программы полностью выверены с соответствующими федеральными нормативно-правовыми актами и актами субъекта и позволят достичь запланированные значения целевых программных показателей в полном объеме.

Так, еализация мероприятий государственной программы к 2030 году позволит увеличить долю граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений до 82% и межконфессиональных отношений до 70%, а также сохранить устойчивую положительную динамику в сфере общественной безопасности, в том числе за счет снижения доли уличных преступлений с 17,1% до 15%, рецидивной преступности до 25,2%, общей распространённости наркомании на 12,2%, увеличения доли административных правонарушений, выявленных с помощью технических средств фото-, видеофиксации с 51,6% до 67%.

В сфере взаимодействия с гражданским обществом по реализуемым полномочиям продолжена практика внедрения механизмов участия общественности в служебной деятельности и повышения открытости деятельности Департамента.

Важную роль в этой деятельности играет Общественный совет при Департаменте.

В рамках общественного контроля за деятельностью Департамента членами общественного совета на системной основе проводилась общественная экспертиза проектов представляемых нормативно-правовых актов и иных документов в сфере деятельности Департамента, а также члены Общественного совета принимали участие в заседаниях коллегиальных и совещательных органов различного уровня, сопровождаемых Департаментом. Данную практику планируется продолжить и в будущем.
В 2017 году состоялось 12 заседаний Общественного совета при Депполитики Югры, в том числе 4 заседания проведены очно и 8 заседаний проведено путем опроса. В том числе в 2017 году состоялось совместное заседание с общественным советом Департамента труда и занятости по вопросу миграции с целью выработки единых механизмов взаимодействия с исполнительными органами государственной власти автономного округа.

В целях повышения уровня открытости общественного совета 26 декабря 2017 года было организовано проведение очного заседания общественного совета, совмещенное с Днем открытых дверей в Департаменте. В рамках данного мероприятия студенты Югорского государственного университета приняли активное участие в обсуждении отдельных вопросов, рассматриваемых на данном заседании, смогли на практике изучить организацию взаимодействия исполнительного органа государственной власти с общественным советом.

Кроме того, по результатам Конкурса на лучший официальный сайт органа государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2017 году Депполитики Югры признан победителем, что свидетельствует о качественной организации информационного обеспечения реализуемой деятельности, а также открытости и доступности для граждан.

Таким образом, при участии граждан удалось сохранить стабильной общественно политическую обстановку, уровень безопасности, обеспечить реализацию основных прав граждан. Эту работу планируется продолжить и далее.

Опубликовано: 16.01.2018 17:34        Обновлено: 16.01.2018 17:34