Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Отчет за 2018 год

Отчет о деятельности Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2018 год

 

1. О ситуации и эффективности реализации стратегических задач в сфере внутренней политики

 

       

  1.1. Реализация единой государственной политики в сфере регионального развития, содействия развитию местного самоуправления в автономном округе, взаимодействия с политическими партиями, обеспечения прав граждан на проведение публичных мероприятий.

 

Итоги избирательных кампаний 18 марта 2018 года, 9 сентября 2018 года

В 2018 году на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры состоялись избирательные кампании федерального, регионального, муниципального уровня. Избирательные кампании признаны состоявшимися, реализован комплекс мероприятий для обеспечения реализации избирательных прав граждан, законности и безопасности процессов голосования для избирателей. Для повышения легитимности результатов выборов и чистоты избирательного процесса использовались современные информационные технологии: применение QR-кода при подсчете голосов, видеонаблюдение и трансляция за ходом голосования на избирательном участке; также в процессе легитимации участвовало беспрецедентное количество общественных наблюдателей при непосредственном участии Общественной палаты Югры и Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. На выборах Президента России 18 марта 2018 года число общественных наблюдателей составило около 3000 человек, на выборах  губернатора Тюменской области и муниципальных выборах 9 сентября 2018 года число участников мониторинговых групп, наблюдавших за проведением выборов, составило 285 человек. Особое внимание уделено созданию условий для реализации избирательного права жителями Югры с ограниченными возможностями здоровья.

18 марта 2018 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры состоялись выборы Президента Российской Федерации.

Численность избирателей Югры составила 1 130 343 человека.

Явка на выборах 18 марта 2018 года в Югре составила 69,70 % (787 900 человек), по России - 67,49%. Среди 85 субъектов Российской Федерации по явке Югра заняла 30 место.

В электоральной истории Югры зафиксирован относительный и абсолютный максимум голосования за кандидата, избранного Президентом России 18 марта 2018 года (таблица 1).

 

таблица 1

Сравнение показателей явки и голосования «ЗА» кандидата, избранного Президентом России на выборах в Югре, 18 марта 2018


Явка,%

Явка, абс.

«ЗА», %

«ЗА», абс.

Президент РФ В.Путин, 2000 год

68,64

611 945

60,78

374 365

Президент РФ В.Путин, 2004 год

64,03

642 388

74,84

480 740

Президент РФ Д.Медведев, 2008 год

78,57

792 548

66,68

528 499

Президент РФ В.Путин, 2012 год

64,06

707 504

66,41

469 822

Президент РФ В.Путин, 2018 год

69,70

787 900

76,20

600404


 

9 сентября 2018 года в Югре состоялись выборы Губернатора Тюменской области и выборы в органы местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Численность избирателей Югры составила 1088618 человек.

Итоги голосования за кандидатов в таблице 2.

Таблица 2

Итоги выборов Губернатора Тюменской области 9 сентября 2018 года:

Кандидат

Югра, %

Ямал, %

Тюменская область, %

Моор Александр Викторович «Единая Россия»)

44,90

74,94

75,47

Левченко Иван Григорьевич (КПРФ)

21,17

8,34

9,33

Зайцев Артем Николаевич (ЛДПР)

20,05

12,07

8,98

Пискайкин Владимир Юрьевич («Справедливая Россия»)

9,39

3,20

4,48

Явка

35,45

65,98

57,30

В единый день голосования 9 сентября 2018 года в 78 муниципальных образованиях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры состоялись:

выборы глав муниципальных образований – в 15 городских поселениях и 31 сельском поселении, всего избраны 46 глав, в том числе 37 (80,4%) от партии Единая Россия, 3 (6,5%) от партии КПРФ, 1 (2,2%) от партии «Справедливая Россия», 5 (10,9%) самовыдвижение;

выборы депутатов представительных органов очередного созыва – в 70 муниципальных образованиях (18 городских поселений, 52 сельских поселений), всего 711 мандатов;

дополнительные выборы депутатов представительных органов 7 муниципальных образований (городской округ Сургут – 2 мандата, городской округ Нефтеюганск – 1 мандат, городской округ Лангепас – 4 мандата; Белоярский муниципальный район и Ханты-Мансийский муниципальный район – по 3 мандата; Березовский муниципальный район - 1 мандат, с.п.Луговской Ханты-Мансийского района – 2 мандата), всего 16 мандатов.

Всего из 727 депутатов, избранных в представительные органы муниципальных образований, входящих в Ханты-Мансийский автономный округ – Югру:

-        602 депутата выдвинуты ВПП «Единая Россия» (82,81%),

-        33 депутата выдвинуты КПРФ (4,54%),

-        18 депутатов выдвинуты ЛДПР (2,48%),

-        2 депутата выдвинуты «Справедливая Россия» (0,3%),

-        72 депутата – самовыдвижение (9,9%).

 

Итоги голосования по субъектам выдвижения, 9 сентября 2018

 

Депутаты МО

Главы МО

Кол-во

%

Кол-во

%

ВПП «Единая Россия»

602

82,81

37

80,4

«ЛДПР»

18

2,48

 

 

«КПРФ»

33

4,54

3

6,5

«Справедливая Россия»

2

0,3

1

2,2

Самовыдвижение

72

9,9

5

10,9

Итого

727

46*

*При этом 9 из 46 глав избраны из состава депутатов представительного органа (в 2 городских поселениях: Белоярский, Излучинск; 7 сельских послениях: Шугур Кондинского района, Лемпино Нефтеюганского района, Аган, Вата, Зайцева речка, Покур Нижневартовского района, Тундрино Сургутского района).

 

Всего из 727 депутатов, избранных в представительные органы муниципальных образований, входящих в Ханты-Мансийский автономный округ - Югру:

-                     602 депутата выдвинуты ВПП «Единая Россия» (82,81%),

-                     33 депутата выдвинуты КПРФ (4,54%),

-                     18 депутатов выдвинуты ЛДПР (2,48%),

-                     2 депутата выдвинуты «Справедливая Россия» (0,3%),

-                     72 депутата – самовыдвижение (9,9%).

Избирательный цикл 2018 года продолжается:

23 декабря 2018 года состояться досрочные выборы главы сельского поселения Куть-Ях Нефтеюганского района.

Кроме прямых выборов глав муниципальных образований автономного округа в 2018 году депутатами городских дум Югорска, Радужного и Пыть-Яха[1] избраны главы, соответствующих муниципальных образований, из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией.

 

         О региональных отделениях политических партий в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

По состоянию на 1 ноября 2018 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре 33 региональных отделения политических партий.

В течение 2018 года в Ханты-Мансийском автономном
округе – Югре:

зарегистрировано 1 региональное отделение политической партии:

- региональное отделение политической партии «Народно-патриотическая партия России – Власть Народу» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

прекратили деятельность 6 региональных отделений политических партий:

- региональное отделение Политической партии «Общероссийская политическая партия «Достоинство» в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;

- Ханты-Мансийское региональное отделение Политической партии «Национальной Безопасности России»;

- Ханты-Мансийское региональное отделение политической партии «Республиканская партия России – Партия народной свободы»;

- региональное отделение политической партии «Рожденные в Союзе Советских Социалистических Республик» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре;

- региональное отделение политической партии «Демократический выбор» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

- Ханты-Мансийское региональное отделение политической партии «Республиканская партия России – Партия народной свободы».

 

Одной из форм взаимодействия с политическими партиями являются встречи Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с депутатскими фракциями политических партий в Думе автономного округа («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия»). Встречи проходят в преддверии каждого заседания Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В ходе встреч обсуждаются различные темы, затрагивающие как социально-экономические, так общественно-политические сферы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

3 марта 2018 года состоялось заседание консультационно-диалоговой площадки Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с 6 региональными отделениями политических партий Югры («Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Коммунисты России», «Гражданская инициатива», «Партия родителей будущего»).

В ходе заседания представители 3 региональных отделений политических партий («Единая Россия», «Гражданская инициатива», «Партия родителей будущего») подписали Декларацию об открытой и честной политической конкуренции в ходе выборов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

6 сентября 2018 года состоялась встреча с представителями региональных отделений политических партий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Во встрече приняли участие первый заместитель Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А.В.Шипилов, главный федеральный инспектор по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Д.Б.Кузьменко, председатель Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Д.С.Корнеев. В ходе встречи обсуждались вопросы применения избирательного законодательства, в том числе подготовки к Единому дню голосования 9 сентября 2018 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.    

 

Представители региональных отделений политических партий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принимали участие в работе 10 координационных, совещательных органов при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

- Комиссия при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного      округа – Югры по развитию гражданского общества (партии: «Единая Россия», «Родная Партия»);

- Межведомственная комиссия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию экстремистской деятельности (партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, Яблоко);

- Комиссия по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (партии: «Единая Россия», «Партия Великое Отечество», «Партия родителей будущего», «Патриоты России», «Зеленые», Социальной Защиты);

- Совет при Правительстве Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры по вопросам развития инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (партии: «Единая Россия», «Патриоты России»);

- Межведомственная комиссия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по обеспечению реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» (партии: «Единая Россия», КПРФ);

- Общественный совет по реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного                            округа – Югры до 2030 года при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (партии: Социальной защиты, Яблоко);

- Общественный совет при Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры («Партия Великое Отечество»);

- Общественный Совет при Службе государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (партия Яблоко);

- Общественный совет при Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (партия КПРФ);

- Общественный совет при Департаменте государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (партии: «Единая Россия», «Партия родителей будущего», «Партия Роста»).

 

О взаимодействии с общественно-политическими движениями и организациями

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре функционирует региональное отделение Общероссийского общественного движения «Народный Фронт «За Россию» (далее – Региональное отделение ОНФ).

Все предложения Регионального отделения ОНФ по решению актуальных проблемных вопросов находят поддержку Правительства Югры и Губернатора автономного округа Н.В.Комаровой и учитываются в работе исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

В настоящее время между исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления автономного округа и Региональным отделением ОНФ выстроен конструктивный диалог по всем проблемным вопросам и проектам Регионального отделения ОНФ. Органы местного самоуправления Югры оказывают непосредственное содействие в реализации проектов Регионального отделения ОНФ «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог», «Генеральная уборка», «Формирование комфортной городской среды». Эксперты ОНФ принимают участие в местном самоуправлении посредством работы на площадках общественных советов. В свою очередь, органы местного самоуправления для повышения эффективности взаимодействия с ОНФ определили лиц, ответственных за организацию такого взаимодействия.

В январе 2018 года состоялась встреча Губернатора Югры и актива Регионального отделения ОНФ, где были переданы общественные предложения Регионального отделения ОНФ для исполнительных органов государственной власти на 2018 год.

В июле 2018 года состоялась встреча Губернатора Югры Н.В.Комаровой и члена Центрального штаба ОНФ С.В.Калининой. На встрече обсуждались вопросы реализации приоритетных проектов ОНФ на территории автономного округа.

 

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре функционирует региональное отделение Межрегионального общественного движения «В защиту человека труда» (не имеет официальной регистрации).

В региональное отделение входят 13 местных отделений, созданных в следующих муниципальных образованиях: гг.Сургут, Нефтеюганск, Нижневартовск, Радужный, Покачи, Мегион, Урай, Лангепас, Нягань, Когалым, Ханты-Мансийск, Белоярский и Октябрьский районы. Всего в региональном отделении около 30 человек.

Председателем Регионального отделения является Ермакова Лариса Александровна – председатель Профсоюзной организации работников культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

Развитие системы местного самоуправления

Развитие системы местного самоуправления в Югре в 2018 году было сосредоточено на нескольких направлениях.

1.                Совершенствование муниципального управления.

Возможность создания объединенных администраций муниципальных районов и поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, установлена частью 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – объединенная администрация).

В настоящий момент в автономном округе объединённая администрация создана в Березовском районе.

В Кондинском и Белоярском районах в связи с передачей полномочий по соглашению административными центрами муниципальных районов соответствующим администрациям муниципальных районов, почти все полномочия местной администрации городского поселения Белоярский и Междуреченский осуществляют администрации муниципальных районов.

В целях повышения бюджетной эффективности и оптимизации расходов по содержанию органов местного самоуправления в соответствии с пунктом 1.1 протокола от 23 октября 2018 года № 43 заседания Постоянной комиссии Совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре главы городского поселения Советский и Советского района, городского поселения Октябрьское и Октябрьского района решили продолжить работу по заключению соглашений о передачи части полномочий по решению вопросов местного значения соответствующих поселений муниципальным районам.

Таким образом, главы городских поселений Октябрьское и Советский планирует в 2019 году передать аналогичный объем полномочий по решению вопросов местного значения поселений муниципальным районам, как переданы в городском поселении Междуреченский и Белоярский, что в свою очередь приведет к сокращению расходов по содержанию органов местного самоуправления данных поселений.

Для оказания помощи в создании объединенных администраций Департаментом внутренней политики автономного округа подготовлены и размещены на официальном сайте Методические рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

 

2.                Изменение административно-территориального устройства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 июня 2018 года № 52-оз «Об изменениях административно-территориального устройства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и о внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» были упразднены деревня Патрасуй Березовского района, деревня Колекъеган Нижневартовского района и деревня Скрипунова Ханты-Мансийского района.

Указанные деревни упразднены в связи с отсутствием в них постоянно проживающего населения, органов местного самоуправления и их структурных подразделений, а также перспектив их дальнейшего развития в связи с неимением в них промышленных, строительных, транспортных, социально-культурных организаций, организаций торговли, быта и иных организаций; жилищно-коммунальной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры, необходимой для постоянного проживания населения.

 

3.                Развитие форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

В целях определения правовых основ деятельности старост сельских населённых пунктов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры был принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 октября 2018 года № 71-оз «О старостах сельских населенных пунктов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон о старостах), согласно которому староста сельского населенного пункта выступает связующим звеном между населением сельского населённого пункта и органами местного самоуправления муниципального образования, способствует развитию инициативы общественности, широкому привлечению граждан к решению вопросов местного значения исходя из интересов населения, проживающего на соответствующей территории сельского населенного пункта.

Закон о старостах:

1) определил правовые основы порядка назначения старосты;

2) установил полномочия старосты для решения возложенных на него задач;

3) установил гарантии деятельности старосты;

4) утвердил описание и образцы бланка удостоверения старосты.

Таким образом в 2018 году была заложена основа развития данного института в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Кроме того, в целях развития территориального общественного самоуправления (далее – ТОС) на территории Югры и во исполнение подпункта «а» пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 7 сентября 2017 года № Пр-1773 о создании условий для развития территориального общественного самоуправления, 6 апреля 2018 года распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 151-рп утверждена Концепция развития территориального общественного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2025 года (далее – Концепция).

Концепцией определены основные ориентиры для исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органов местного самоуправления муниципальных образований по созданию условий для развития ТОС, цели, задачи и приоритеты, а также утвержден комплексный план мероприятий по развитию ТОС на период до 2025 года, что позволяет системно и последовательно двигаться в части создания условий для его развития.

Следует отметить, что особенность Концепции Югры по сравнению с аналогичными документами других субъектов Российской Федерации заключается в том, что она учитывает специфику Югры как региона с низкой плотностью населения и имеющей большое количество труднодоступных, отдаленных и малонаселенных мест проживания.

В этой связи, Концепцией определены 3 стратегически-приоритетных вектора развития ТОС:

1) создание условий для развития ТОС в сельских населенных пунктах сложносоставных муниципальных образований, в которых отсутствуют представители органов местного самоуправления;

2) создание условий для развития ТОС в городских округах автономного округа;

3) содействие возникновению ТОС с правами юридического лица в форме некоммерческой организации.

Ключевые мероприятия Концепции направлены на финансовую, консультационную и методическую поддержку процесса развития ТОС и системное информационное сопровождение.

В настоящий момент реализация Концепции способствовала созданию в 2018 году 12 новых ТОСов (2 в городе Сургуте, 7 в Белоярском районе, 1 в городе Нижневартовск, 1 в городе Нягань, 1 в городе Мегион).

По состоянию на 1 ноября 2018 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре создано 68 территориально общественных самоуправлений (далее – ТОС) из них 29 зарегистрированы в качестве юридического лица, а именно:

Белоярский район (7): г.п. Белоярский, с.п. Лыхма, с.п. Казым,

с.п. Сорум, с.п. Сосновка, с.п. Верхнеказымский, с.п. Полноват;

Нефтеюганский район (21): гп. Пойковский (18), сп. Сингапай (2);

Октябрьский район (1): с.п. Большие Леуши;

Сургутский район (1): г. Лянтор;

Ханты-Мансийский район (1): с.п. Горноправдинск (п. Бобровский);

г. Нефтеюганск (2);

г. Пыть-Ях (1);

г. Мегион (1);

г. Нижневартовск (1);

г. Нягань (1);

г. Сургут (32).

Кроме того, в г. Лангепсе в настоящее время проводится работа по созданию ТОС и утверждению его границ.

Государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Профилактика правонарушений и обеспечение отдельных прав граждан», вступающей в действие 1 января 2019 года, утвержден Порядок предоставления субсидии на реализацию мероприятия 4.2 «Создание условий для выполнения функций, направленных на обеспечение прав и законных интересов жителей автономного округа в отдельных сферах жизнедеятельности», которым определен порядок отбора муниципальных образований автономного округа успешно развивающих формы осуществления населением местного самоуправления. Таким образом, осуществляется поощрение городских округов и муниципальных районов автономного округа через субсидии местным бюджетам на условиях софинансирования. Общий размер субсидии в 2019 году составит 1200 тыс. рублей.

 

4.     Приведение избирательного законодательства автономного округа в соответствии с федеральным.

Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 октября 2018 года № 73-оз «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере избирательного законодательства» принят с целью приведения в соответствие с Федеральным закон от 3 июля 2018 года № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с указанным Законом расширены полномочия Общественной палаты Российской Федерации и Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в части назначения наблюдателей в избирательные комиссии при проведении выборов в органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и органы местного самоуправления. Кроме того, исключена норма о голосовании по открепительным удостоверениям в случае совмещения дня голосования на выборах в органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, референдуме Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, на выборах в органы местного самоуправления, местном референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти.

Данные изменения законодательства автономного округа будут способствовать прозрачности выборов, проводимых на территории Югры.

 

5.                Совершенствование порядка проведения публичных мероприятий.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 июля 2018 года № 236-п «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в городе Сургуте и Нижневартовске были утверждены новые специально отведенные места, приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Указанные изменения внесены в связи с обращениями администраций города Нижневартовска и города Сургута и направлены на совершенствование возможностей населения вышеуказанных городов коллективно обсуждать общественно значимые вопросы и выражать общественное настроение.

 

6.                Региональный этап Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в Ханты-Мансийском автономном
округе – Югре».

В соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 19 мая 2017 года № 195-п «О региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» был проведен ежегодный региональный этап Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – региональный этап).

Региональный этап проводился по четырем номинациям:

– градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства;

– муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами;

– обеспечение эффективной «обратной связи» с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах;

– укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне;

и двум категориям:

– I категория – городские округа и городские поселения;

– II категория – сельские поселения.

Всего для участия в региональном этапе поступило 43 конкурсных заявки от 23 муниципальных образований автономного округа.

В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии
по проведению регионального этапа от 28 июня 2018 года, были подведены итоги регионального этапа.

Победителями регионального этапа по номинации «Градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства» признаны:

По I категории участников:

1 место – городской округ город Покачи («Общественная территория
и сквер по улице Таежная»);

2 место – городской округ город Нижневартовск («Благоустройство
и освещение Комсомольского бульвара»);

3 место – городской округ город Сургут («Двор, комфортный для проживания»).

По II категории участников:

1 место – сельское поселение Алябьевский Советского района («Формирование комфортной безопасной среды для жителей сельского поселения Алябьевский Советского района»);

2 место – сельское поселение Сингапай Нефтеюганского района («Обустройство уличного спортивного комплекса «Энергия спорта»).

Победителями регионального этапа по номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами» признаны:

По I категории участников:

1 место – городской округ город Урай;

2 место – городской округ город Ханты-Мансийск;

3 место – городской округ город Сургут.

По II категории участников:

1 место – сельское поселение Солнечный Сургутского района;

2 место – сельское поселение Ларьяк Нижневартовского района.

Также, пунктом 3.2 протокола заседания конкурсной комиссии принято решение направить в федеральную конкурсную комиссию
по номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами» конкурсную заявку городского поселения Пойковский Нефтеюганского района (как имеющего лучшую практику
в сфере управления муниципальными финансами).

Победителями регионального этапа по номинации «Обеспечение эффективной «обратной связи» с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах» признаны:

По I категории участников:

1 место – городской округ город Ханты-Мансийск («Краудсорсинговый проект «Мы вместе!»»);

2 место – городской округ город Сургут («Организация деятельности пунктов по работе с населением, как способ обеспечения эффективной «обратной связи»»);

3 место – городской округ город Нефтеюганск.

По II категории участников:

1 место – сельское поселение Сорум Белоярского района.

Победителями регионального этапа по номинации «Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне» признаны:

По I категории участников:

1 место – городской округ город Ханты-Мансийск;

2 место – городской округ город Лангепас;

3 место – городской округ город Нижневартовск.

По II категории участников:

1 место – сельское поселение Казым Белоярского района;

2 место – сельское поселение Сорум Белоярского района;

3 место – сельское поселение Лыхма Белоярского района.

При этом из 23 заявок победителей регионального этапа 17 отобрано конкурсной комиссией для направления в федеральную конкурсную комиссию для участия во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика».

В соответствии с пунктом 16 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 195-п победители регионального этапа были награждены дипломами 14 августа 2018 года на Совете при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию местного самоуправления в автономном округе.

Федеральная конкурсная комиссия под руководством зампредседателя Правительства Российской Федерации Виталия Мутко провела 21 сентября 2018 года итоговое заседание, где отобрала лучшие проекты 2018 года по совершенствованию муниципального управления в стране.

В номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами» в 1 категории победителем, занявшим второе место, стал городской округ город Сургут.

 

7.     Содействие местному самоуправлению в развитии исторических и иных местных традиций.

В соответствии с подпрограммой II «Поддержание устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований автономного округа» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 года № 416-п, муниципальным образованиям автономного округа предоставляется субсидия в связи с юбилейными датами населенных пунктов, которая направляется на изготовление и установку объектов монументально-декоративного искусства, в том числе памятников, монументов, памятных знаков, мемориальных досок, стел, скульптурных композиций; обустройство и оборудование спортивных или детских площадок, парков, скверов, площадей, тротуаров.

Так, по состоянию на 1 ноября 2018 года из бюджета автономного округа предоставлена субсидия бюджетам шести муниципальных образований (Белоярский район, Березовский район, Октябрьский район, Ханты-Мансийский район, Нижневартовский район, Советский район) на содействие местному самоуправлению в развитии исторических и иных местных традиций в размере 17 800 тыс. руб.

 

В соответствии с постановлением Губернатора автономного округа от 19.01.2011 №8 «О Совете при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и о признании утратившими силу отдельных постановлений Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в 2017 году продолжили свою работу Совет при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Постоянная комиссия Совета, созданная для оперативного обсуждения вопросов.

В 2018 году состоялись два заседания Совета и четыре заседания Постоянной комиссии. Всего за текущий год было проведено 6 заседаний.

На заседаниях коллегиальных органов рассмотрено 23 вопроса, среди них:

о мониторинге эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2017 год;

об исполнении органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры полномочий по оказанию содействия развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;

об участии муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в реализации региональных составляющих национальных проектов;

о ходе исполнения Плана мероприятий по определению границ зон затопления и подтопления на территориях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденного распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 марта 2018 года № 120-рп;

о внедрении целевой модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование» в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

О состоянии и развитии инфраструктуры информационных систем в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

О практике приватизации жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности;

О повышении бюджетной эффективности муниципального управления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

О реализации муниципальными образованиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры переданных государственных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

 

Обеспечение прав граждан на проведение публичных мероприятий

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре публичная активность характеризуется как умеренная. Повышение публичной активности отмечается в период проведения избирательных кампаний.

В 2018 году по состоянию на 1 ноября инициативными гражданами, общественными объединениями на территории Югры проведено 397 публичных мероприятий, в которых приняли участие 46730 человек.

Организаторами 193 мероприятий были инициативные группы граждан и активисты общественных объединений, 204 – политические партии.

Публичные мероприятия организовали следующие политические партии:

 

Политическая партия

Количество публичный мероприятий

В процентах к итогу, %

Всего:

204

100,0 

ЛДПР

108

52,9

КПРФ

68

33,4

«Единая Россия»

28

13,7

Из 397 проведенных в отчетном периоде публичных мероприятий: 177 – протестные, 110 – агитационные, 66 – социальные, 23 – патриотические, 21 – религиозные.

 

Лидеры по количеству участников публичных мероприятий – Нижневартовск, Сургут, Ханты-Мансийск, количество участников составило – 39782 человек (или 84,9% от общей численности участников публичных мероприятий).

Лидеры по количеству проведенных публичных мероприятий – Нефтеюганск, Урай, Мегион, форма проведения большинства публичных мероприятий – одиночный пикет, всего в мероприятиях, состоявшихся в указанных муниципалитетах, приняли участие 2128 человек (или около 4,6% от общей численности участников).

Наиболее востребованной формой публичных мероприятий по-прежнему остается пикет, при этом в 2018 году преобладает одиночное пикетирование (из 284 пикетов, 168 одиночных (59,2%).

 

Данные о количестве участников публичных мероприятий и количестве публичных мероприятий, проведенных в муниципальных образованиях, приведены ниже:

 

Информация о количестве участников публичных мероприятий, количестве публичных мероприятий, проведенных в муниципальных образованиях Югры в январе-октябре 2018 года

№ п/п

Муниципальное образование

Количество публичных мероприятий

Количество участников публичных мероприятий

шт.

%

шт.

%

ЮГРА

397

100,0

46885

100,0

городские округа

359

90,4

45289

96,6

1.

Нефтеюганск

74

18,6

1212

2,6

2.

Мегион

68

17,1

641

1,4

3.

Урай

59

14,9

275

0,6

4.

Сургут

52

13,1

6910

14,7

5.

Нижневартовск

44

11,1

27729

59,1

6.

Ханты-Мансийск

21

5,3

5143

11,0

7.

Нягань

12

3,0

1561

3,3

8.

Лангепас

9

2,3

632

1,3

9.

Покачи

7

1,8

420

0,9

10.

Радужный

6

1,5

702

1,5

11.

Пыть-Ях

5

1,3

55

0,1

12.

Когалым

1

0,3

7

0,01

13.

Югорск

1

0,3

2

0,004

муниципальные районы

38

9,6

1596

3,4

14.

Сургутский район

10

2,5

256

0,5

15.

Кондинский район

9

2,3

592

1,3

16.

Советский район

9

2,3

357

0,8

17.

Нижневартовский р-н

5

1,3

69

0,1

18.

Березовский район

2

0,5

2

0,004

19.

Белоярский район

1

0,3

250

0,53

20.

Нефтеюганский район

1

0,3

50

0,1

21.

Октябрьский район

1

0,3

20

0,4

22.

Ханты-Мансийский р-н

0

0

0

0

 

Информация о формах проведения публичных мероприятий в январе-октябре 2018 года:

№ п/п

Форма публичного мероприятия

Количество, шт.

%

ЮГРА

397

100,0

1.

пикеты

284

71,5

 

В том числе одиночные

168

 

2.

митинги

74

18,6

3.

шествия

24

6,0

4.

демонстрации

9

2,3

5.

собрания

5

1,3

6.

автопробег

1

0,3

 

Информация о направленности публичных мероприятий в январе-октябре 2018 года:

№ п/п

Направленность публичного мероприятия

Количество, шт.

%

ЮГРА

397

100,0

1.                   

протестная

177

44,6

2.                   

агитационная

110

27,7

3.                   

социальная

66

16,6

4.                   

патриотическая

23

5,8

5.                   

религиозная

21

5,3

 

Информация об инициаторах публичных мероприятий в январе-октябре 2018 года:

№ п/п

Направленность публичного мероприятия

Количество, шт.

%

ЮГРА

397

100,0

1.

Политические партии

204

51,4

2.

Инициативные граждане, общественные объединения

193

48,6

 

Несмотря на умеренность публичной активности в автономном округе, можно утверждать, что в этой плоскости политических отношений уже сложились определенные нормы поведения для всех участников процесса, связанного как с подготовкой, так и с проведением публичных мероприятий.

 

         Политические события 2019 года.

         В сентябре 2019 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре планируется проведение муниципальных выборов, по итогам которых будут избраны 7 глав, сформирован 1 представительный орган муниципального образования, в котором будет замещено 10 мандатов, также состоятся дополнительные выборы 1 депутата в Совете депутатов сельского поселения.

 

 

2. Реализация единой государственной политики в сфере профилактики правонарушений, обеспечения защиты прав потребителей, обеспечения оказания гражданам бесплатной юридической помощи, антинаркотических мероприятий

 

Профилактика правонарушений

Правительством автомномного округа совместно с правоохранительными органами и органами местного самоуправления реализуется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение преступности и профилактику правонарушений.

К таким мерам можно отнести совершенствование нормативной правовой базы автономного округа, реализация мероприятий государственных и муниципальных программ, направленных на профилактику правонарушений, а также деятельность коллегиальных органов, созданных для координации деятельности всех субъектов профилактики правонарушений.

За последние пять лет на четверть сократилось количество граждан, пострадавших от преступных посягательств (с 23,0 тысяч человек в 2012 году до 17,2 тыс. человек в 2017 году). В 2018 году этот показатель сократился еще на 18,2% (в сравнении с 9 мес. 2017 года).

Количество преступлений совершенных несовершеннолетними и с их участием за 5 лет (с 2012 по 2017 год) уменьшилось на 39,8% (с 964 до 580). В 2018 году этот показатель сократился еще на 21,6% (в сравнении с 9 мес. 2017 года).

За 9 месяцев 2018 года на территории автономного округа сократилось количество убийств (-5,1%), краж (-7,8%), грабежей (-10,0%), разбоев (-18,8%), причинений тяжкого вреда здоровью (-15,2%), изнасилований (-50,0%), поджогов (-20,8%). Меньше преступлений (-0,8%) совершено ранее судимыми (с 2505 до 2382), иностранцами (-21,9%), в состоянии опьянения (-20,6%).

За 5 лет снизилось количество уличных преступлений (–22,0%, с 5829 до 4546). Доля уличных преступлений в числе зарегистрированных общеуголовных преступлений сократилась с 24,5% до 14,6%. В 2018 году этот показатель сократился еще на 1,5% (в сравнении с 9 мес. 2017 года).

Это произошло во многом благодаря широкому внедрению систем видеообзора: число видеокамер, установленных на улицах и в общественных местах, с 2012 года выросло в 2,8 раза (с 398 до 1126), а количество преступлений раскрытых с их помощью увеличилось с 15 до 145 (в 9,6 раз).

Внедрение технических средств контроля за соблюдением правил дорожного движения за 5 лет позволило на 27,7% сократить число раненых в дорожно-транспортных происшествиях (с 3533 до 2553). За 9 месяцев 2018 года число пострадавших в ДТП уменьшилось на 19,9% (с 2045 до 1638).

Значительный вклад в обеспечение правопорядка внесли 102 народные дружины численностью 1471 человек, с участием которых за 9 месяцев 2018 года выявлено более семи 4,9 тысяч административных правонарушений (4977) и раскрыто 178 преступлений.

До конца года планируется заключение Соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о предоставлении в 2019 году субсидии федеральному бюджету из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности.

Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2017 года    № 548 одним из показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации определен показатель «Уровень преступности».

По итогам 9 месяцев 2018 года показатель уровня преступности в автономном округе (число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения) составил 928 преступлений, что ниже среднестатистического показателя по субъектам РФ входящим в УрФО (1150,5) и в целом по Российской Федерации (1015,6).

 

Антинаркотическая деятельность

Предварительная оценка основных целевых показателей реализации антинаркотических мероприятий государственных и муниципальных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 9 месяцев 2018 года, в сравнении с аналогичным периодом 2017 года, показала:

общая распространенность наркомании в расчете на 100 тысяч человек сократилась на 7,9% с 202 (3305 больных) до 186 (3070 больных);

на 2,7% сократилось число лиц, зарегистрированных с диагнозом «пагубное (с вредными последствиями) употребление наркотиков» (2017 год – 1278 человек, 2018 год – 1244 человека);

на 30% уменьшилось число лиц, впервые в жизни с установленным диагнозом «наркомания» (со 142 чел. до 99) и умерших от отравления наркотическими средствами и психотропными веществами (с 30 чел. до 21);

на 17,9% сократилось количество зарегистрированных наркопреступлений (с 2548 преступлений до 2093), в том числе тяжких и особо тяжких на 19,3% (с 2276 преступлений до 1837).

При этом:

в 2,3 раза выросло количество лиц в возрасте 15-17 лет, зарегистрированных с диагнозом «наркомания» (с 4 чел. до 9 человек) и на 39% в данной возрастной категории – с диагнозом «потребление наркотических средств и психотропных веществ с вредными последствиями» (с 18 чел. до 25);

на 9,4% больше зафиксировано лиц, впервые зарегистрированных с диагнозом «потребление наркотических средств и психотропных веществ с вредными последствиями» (со 127 чел. до 139).

В связи с чем требуется поиск новых ресурсов, форм и методов работы, направленных на снижение спроса на наркотики, формирование в сознании граждан понимания, что проблема наркотизации населения является не только проблемой государства, но и проблемой общества, и решить ее при помощи одного только государства не получится.

С учетом данных факторов разрабатывается:

концепция государственной антинаркотической политики в автономном округе, целью которой будет являться утверждение в обществе здорового и безопасного образа жизни на основе формирования позитивных и жизнеутверждающих (альтернативных наркомании) ценностей и идеалов, духовности и нравственности, гражданственности и патриотизма, уважения к закону, пресечение незаконного оборота наркотиков;

план мероприятий по профилактике немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ, формирования здорового образа жизни в образовательных организациях, осуществляющих деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, на 2019 – 2020 годы.

С 2019 года запланировано:

проведение ежегодного межрегионального антинаркотического форума;

включение в государственную программу мероприятия о передаче субвенций органам местного самоуправления на реализацию переданных государственных полномочий, с определением порядка передачи субвенций и объема финансирования.

Также планируется расширить и конкретизировать действующий перечень целей и мероприятий, на которые могут быть направлены средства, предоставленные победителям конкурса межбюджетных трансфертов.

В частности дополнить перечень целей:

- меры поддержки СО НКО, в том числе религиозных организаций, осуществляющих деятельность в сфере профилактики наркомании, реабилитации и ресоциализации наркозависимых;

- поддержка реализации гражданских инициатив (проектов) в сфере профилактики наркомании;

- антинаркотическая пропаганда (социальная реклама в СМИ, наружная социальная реклама).

 

Продолжена работа по поддержке негосударственных общественных организаций, занимающихся вопросами комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, путем предоставления сертификатов на оплату услуг и на условиях компенсации поставщику социальных услуг.

Ежегодно предусмотрено предоставление 40 сертификатов на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации граждан, страдающих наркотическими заболеваниями мероприятия антинаркотической направленности. Стоимость одного сертификата составляет 55,0 тыс. рублей.

За 9 месяцев 2018 года выданы 39 сертификатов (97,5 %) на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями из 40 запланированных на год.

В 2018 году компенсация по предоставлению социальных услуг наркозависимым гражданам выплачена негосударственным поставщикам в размере 9 384,3 тыс. руб. (2017 – 4 391 тыс. руб., 2016 – 1 402 тыс. руб., в 2015 году данная мера поддержки не была предусмотрена).

Деятельность административных комиссий

В 22 муниципальных образованиях автономного округа созданы 24 административные комиссии, в составе которых работает 33 секретаря. Общая численность членов административных комиссий составляет 224 человека.

За 9 месяцев 2018 года административными комиссиями рассмотрено 5 976 дел об административных правонарушениях, что на 17,1 процента больше показателя аналогичного периода прошлого года (2017 г. - 5102).

До конца 2018 года планируется заключить Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 июня 2010 года № 102-оз «Об административных правонарушениях».

Условиями Соглашения предусмотрено составление в 2019 году сотрудниками полиции Управления МВД России по автономному округу 8,5 тыс. протоколов об административных правонарушениях по названному Закону автономного округа.

Законом автономного округа от 17 октября 2018 года № 72-оз
«О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» внесены изменения в закон «Об обеспечении тишины и покоя граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» и Закон «Об административных правонарушениях», которыми установлен запрет на организацию и проведение в многоквартирных домах с 13.00 до 15.00 часов ремонтных и строительных работ, нарушающих тишину и покой граждан, а так же установление административной ответственности за нарушение данного запрета.

 

Бесплатная юридическая помощь

С 2012 года в автономном округе действует государственная система предоставления бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан. Система предусматривает предоставление квалифицированных юридических услуг адвокатами Адвокатской палаты Ханты-Мансийского автономного округа наименее социально защищенным категориям граждан. С начала реализации проекта бесплатная юридическая помощь предоставлена более 6 000 жителей автономного округа. В 2018 году в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи участвуют 266 адвокатов. За 10 месяцев 2018 года за бесплатной юридической помощью обратилось 866 граждан, адвокатами была оказана бесплатная юридическая помощь 827 жителям автономного округа, что аналогично показателю 2017 года (по 39 заявлениям материалы отправлены на доработку, либо отказано). Кроме того, организовано постоянное взаимодействие с иными участниками бесплатной юридической помощи. Так, на территории автономного округа действуют 7 центров бесплатной юридической (правовой помощи), а также 3 юридические клиники.

 

Защита прав потребителей

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с целью защиты и обеспечения прав потребителей продолжается работа по оказанию правовой помощи и просвещению жителей автономного округа. По предварительным итогам в 2018 году органами по защите прав потребителей муниципального и окружного уровней предоставлена 6771 консультация о правах потребителей и необходимых действиях по защите этих прав, оказана помощь в составлении 3114 претензий, 112 исковых заявлений.

Анализ проводимых мероприятий по обеспечению и защите прав потребителей за 2013-2018 годы указывает на снижение количества обращений по вопросам защиты прав потребителей, высокую долю урегулированных в досудебном порядке споров (до 81 процента) и разрешенных в пользу потребителей судебных дел (до 95 процентов), что свидетельствует о растущей осведомленности и информированности граждан о правах потребителей и действиях при нарушении этих прав, повышении активности потребителей в отстаивании своих прав.

С учетом Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года 1837-р, приоритетными направлениями в области защиты прав потребителей в автономном округе являются обеспечение защиты прав жителей автономного округа как потребителей при акцентировании внимания на социально уязвимые группы населения (граждан с ограниченными возможностями, старшего поколения и детей), содействие созданию и деятельности общественных объединений потребителей.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от
25 мая 2017 года № Пр-1004ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 18 апреля 2017 года, в автономном округе утверждена подпрограмма «Обеспечение защиты прав потребителей» в государственной программе автономного округа, основным исполнителем которой является Депполитики Югры.

Реализация подпрограммы направлена на создание условий для реализации потребителями своих прав и их защиты, повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения, что будет способствовать повышению уровня защищенности потребительских прав жителей автономного округа и их правовой грамотности.

С целью создания благоприятных условий для обеспечения прав потребителей на заседаниях Координационного совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам обеспечения и защиты прав потребителей рассматриваются вопросы по организации взаимодействия и координация деятельности всех участников региональной системы защиты прав потребителей, разработке мер, направленных на просвещение и информирование жителей автономного округа о правах потребителей и необходимых действиях по защите этих прав.

 

3. Реализация мер, направленных на противодействие экстремизму, предупреждение религиозной и национальной нетерпимости, а также на создание условий для укрепления гражданского единства и сохранения этнокультурного многообразия народов

В автономном округе сформирована система управления по реализации государственной национальной политики и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве, характеризующаяся необходимым единообразием целей, подходов и инструментов, как на региональном, так и на муниципальном уровне.

Стратегия реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном
округе – Югре на период до 2025 года и Комплексный план мероприятий по ее реализации обеспечивают выполнение в Югре основных задач государственной национальной политики Российской Федерации.

В целях выработки управленческих решений, организации взаимодействия органов власти автономного округа, местного самоуправления и институтов гражданского общества по вопросам обеспечения межнационального согласия, профилактики и противодействия экстремизму на региональном и муниципальном уровне функционируют Межведомственные комиссии по противодействию экстремисткой деятельности и Координационные советы по делам национально-культурных и взаимодействию с религиозными организациями.

Инструментом финансового обеспечения мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года является система государственных программ автономного округа, обеспечивающих решение задач в сфере гармонизации межнациональных отношений, социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, образования и молодежной политики, культуры и других. Основной блок мероприятий предусмотрен в государственной программе автономного округа «О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2018-2025 годах и на период до 2030 года», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 года № 428-п.

Во всех 22 муниципальных районах и городских округах автономного округа отраслевые программы и комплексные планы мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремисткой деятельности также обеспеченны финансированием.

В 2018 году можно выделить наиболее значимые мероприятия окружной государственной программы и плана мероприятий, направленные на реализацию государственной национальной политики, гармонизацию межнациональных и межрелигиозных отношений:

1. Второй региональный форум национального единства «Югра многонациональная», который прошел с 19 по 21 октября 2018 года.

В работе форума приняли участие более 700 человек, в том числе делегации из 7 регионов Российской Федерации.

В соответствии с программой Форума состоялись «круглые столы», семинары-практикумы, совещания, панельные дискуссии, конкурсы, выставки-презентации, конференции с участием ведущих экспертов федерального уровня в сфере реализации государственной национальной политики, представителей научно-экспертного сообщества, религиозных организаций и общественных объединений, органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов власти и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, средств массовой информации.

2. Обеспечение условий по реализации в муниципальных образованиях единой государственной политики в сфере межнациональных отношений и профилактики экстремизма.

В соответствии с мероприятием городским округам и муниципальным районам предоставлены субсидии из бюджета автономного округа на условиях софинансирования расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий муниципальных программ (подпрограмм) в сфере укрепления межнационального и межконфессионального согласия, обеспечения социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, профилактики экстремизма.

Такой подход, позволил обеспечить увеличение в 2018 году объема финансирования муниципальных программ по сравнению с 2017 годом на 32500 тысяч рублей, то есть почти в 3 раза.

В целях обеспечения единых подходов при формировании системы мер по реализации государственной национальной политики и профилактики экстремизма на региональном и муниципальном уровнях, учета ключевых направлений, целей и задач, обозначенных отраслевыми документами стратегического характера, с учётом социоэтнокультурной специфики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры разработана и на заседании Межведомственной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию экстремистской деятельности (протокол от 14 сентября 2018 года № 4) утверждена модельная муниципальная программа «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика экстремизма» на 2019-2025 годы и период до 2030 года».

Действующие муниципальные программы в сфере гармонизации этноконфессиональных отношений, профилактики экстремизма приводятся в соответствие с утвержденной моделью.

В соответствии с результатами федерального статистического наблюдения Федеральной службы охраны Российской Федерации в
2017 году в автономном округе доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, составила 68,8% (в 2016 году – 62,7%, увеличение на 6%), доля граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений, составила 72,8% (в
2016 году – 67,5%, увеличение на 5%).

В целом, начиная с 2014 года в автономном округе наблюдается ежегодный стабильный рост значений по вышеуказанным показателям:

- доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений увеличилась на 22% (2014-2017 годы);

- доля граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений увеличилась на 18% (2014-2017 годы).

По итогам официальных данных федерального статистического наблюдения за последние 2 года автономный округ достиг самой большой совокупной положительной динамики представленных показателей среди всех субъектов Российской Федерации (+16%).

Формируется механизм вовлечения представителей национально-культурных автономий и некоммерческих организаций в процесс социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов путем оказания финансовой поддержки в форме грантов.

В 2018 году в автономном округе оказана грантовая поддержка на реализацию общественных проектов, направленных на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений, социально-культурную адаптацию и интеграцию мигрантов, профилактику экстремизма в автономном округе десяти некоммерческим организациям на общую сумму 8 904,1 тыс. рублей, что на 2 000,0 тыс. рублей больше по сравнению с 2017 годом.

 

Решение отдельных вопросов по обеспечению социально-экономического и этнокультурного развития коренных малочисленных народов Севера

В соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2015-2020 годы (распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры от 4 декабря 2015 года № 718-рп) с участием Департамента внутренней политики автономного округа реализованы следующие мероприятия:

- организована работа по обеспечению участия делегации Югры в
17 сессии Постоянного форума Организации Объединённых Наций по вопросам коренных народов (Соединенные Штаты Америки, г. Нью-Йорк, 16-27 апреля 2018 года);

- при проведении II Регионального форума национального единства «Югра многонациональная» 19-20 октября 2018 года были проведены круглые столы на тему: «Этнотуризм – как форма сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера», «Обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов Севера и оказание бесплатной юридической помощи»;

- 30 июня 2018 года в Нефтеюганском районе при проведении Международных соревнований на Кубок Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по гребле на обласах было организовано заседание по подготовке к проведению VII Всемирного конгресса оленеводов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2021 году.

Взаимодействие исполнительных органов государственной власти автономного округа и общественности коренных малочисленных народов Севера осуществляется в рамках Советов представителей коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, созданных во всех муниципальных районах автономного округа, Межведомственной комиссии по обеспечению развития коренных малочисленных народов Севера.

На основании решения Межведомственной комиссии подготовлен проект нормативного правового акта о разработке критериев отнесения отдельных территорий к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера в целях использования их при рассмотрении вопросов адресности оказания мер государственной поддержки граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, организаций, осуществляющих деятельность в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данных народов.

Кроме того, с 2019 года Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры определен ответственным исполнителем государственной программы «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера».

 

Реализация мер, направленных на развитие российского казачества.

Одной из задач Правительства Югры является содействие развитию и консолидации казачества через усиление его роли в решении государственных и муниципальных задач.

Для оказания содействия органам исполнительной власти привлекаются 20 казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

В соответствии с заключенными соглашениями казаками оказывается содействие органам государственной власти:

- в своевременном выявлении нарушений природоохранного законодательства;

- в проведении наземного мониторинга пожарной опасности и тушении лесных пожаров;

- в обеспечении пожарной безопасности в населённых пунктах.

На средства субсидий на общую сумму 665,0 тыс. рублей 10 казачьими обществами приобретены форменное обмундирование, традиционная казачья одежда, спортивный и туристический инвентарь, учебно-методические пособия.

Возмещены фактические затраты 6 казачьим обществам за участие в региональных, межрегиональных, федеральных мероприятиях по вопросам развития российского казачества на общую сумму 190,2 тыс. руб.

По итогам Конкурса на лучший казачий кадетский класс муниципальным общеобразовательным организациям предоставлены межбюджетные трансферты на общую сумму 3 200,0 тыс. руб.

В целях сохранения и популяризации казачьей культуры в Окружном Доме народного творчества организованы: фотовыставка «Сказ о казаках Сибири» и конференция «Роль сибирского казачества в формировании историко-культурного наследия Северного Обь-Иртышья».

 

4. О результатах и эффективности реализации Государственной программы

С 1 января 2014 года действует Государственная программа «О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.10.2013 № 428-п (далее – государственная программа).

Одним из приоритетных направлений политики автономного округа является профилактика правонарушений общественного порядка, безопасности дорожного движения, злоупотребления и незаконного оборота наркотиков, регионального развития и содействия развитию местного самоуправления в автономном округе, межнациональных (межэтнических) отношений, российского казачества, профилактики экстремизма, а также иные полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С целью координации программных мероприятий в течение года:

осуществлялся мониторинг реализации мероприятий государственной программы;

проводилась корректировка программных мероприятий и показателей результативности государственной программы;

перераспределение финансовых ресурсов в целях целенаправленного и эффективного расходования бюджетных средств.

Реализуемые программные мероприятия в области гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений позволяют на протяжении 4 лет получать субсидию из федерального бюджета на условиях софинансирования. Так, в 2018 году посредством государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» заключено Соглашение между Федеральным агентством по делам национальностей и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о предоставлении субсидии бюджету Ханты-Мансийского автономного округа – Югры из федерального бюджета в размере 1 110,5 тыс. рублей или 17,88 % от общего объема бюджетных ассигнований по Соглашению.

Через проведение профилактических мероприятий по предупреждению фактов националистического или религиозного экстремизма, мероприятий, направленных на профилактику правонарушений общественного порядка и мероприятий, направленных на предупреждение злоупотребления и незаконного оборота наркотиков, пропаганду здорового образа жизни и возрождение культурных и исторических традиций населения и молодежи удалось достичь положительных результатов в курируемой сфере, эффективность реализации Государственной программы характеризуется степенью достижения целевых показателей конечных результатов.

В 2018 году реализация программных мероприятий, направленных на профилактику правонарушений, способствовала снижению преступности и повышению безопасности граждан автономного округа. Об этом свидетельствует положительная динамика достигнутых прогнозируемых значений целевых показателей Госпрограммы.

 Сравнение основных показателей по отраслям, курируемым Департаментом внутренней политики (отраженным в подпрограммах государственной программы автономного округа) в разрезе 2018-2021 включительно, отражены в таблице:

Наименование основного показателя

Динамика по годам за период 2018-2021 годы

2018

план/ожидаемое достижение

2019

2020

2021

Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в общем количестве граждан, %

68,0/68,0

73,0

78,0

78,5

Уровень преступности (число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения), ед.

1343/1343

1311

1279

1249

Общая распространенность наркомании (на 100 тыс. населения), чел.

251,4/251,4

249,5

247,6

245,7

По итогам 2018 года прогнозируется исполнение программных мероприятий на 99,6% или 300 399,2 тыс. рублей. По мероприятию 2.6 «Осуществление государственных полномочий по составлению (изменению и дополнению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции» ожидается экономия средств в размере 1 317,1 тыс. рублей или 0,4 % в связи с отсутствием представления от председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о необходимом для работы числе кандидатов в присяжные заседатели и полученными разъяснениями о необходимости использования в настоящее время списков, представленных на 2017-2020 годы.

Учитывая актуализированные положения Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2030 года, срок реализации государственной программы в 2018 году продлен на период до 2030 года, в результате чего значения основных показателей также запланированы до 2030 года с учетом прогнозируемой положительной динамики.

При распределении лимитов с учетом их сокращения каждое мероприятие оценено с позиции приоритетности и результативности, вследствие чего произведено перераспределение, в т.ч. на новые мероприятия.

В целях повышения эффективности работы по реализации основных направлений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегии противодействия экстремизму Российской Федерации до 2025 года в муниципальных образованиях посредством предоставления субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа с 2018 года в расходах подпрограммы 1 «Гармонизация межнациональных отношений, обеспечение гражданского единства» реализуется программное мероприятие «Обеспечение условий по реализации в муниципальных образованиях единой государственной политики в сфере межнациональных отношений и профилактики экстремизма» с объемом финансирования по форме межбюджетных трансфертов 1 200,0 тыс. рублей ежегодно.

В целях заключения соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о предоставлении субсидии федеральному бюджету из бюджета автономного округа на софинансирование расходных обязательств Российской Федерации по материально-техническому обеспечению полиции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре предусмотрено финансирование в размере 180 000, 0 тыс. рублей на три года (2019-2021 годы).

С целью поощрения городских округов и муниципальных районов автономного округа, успешно развивающих формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления посредством предоставления субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа с 2019 года в расходах подпрограммы 4 «Создание условий для выполнения функций, направленных на обеспечение прав и законных интересов жителей автономного округа в отдельных сферах жизнедеятельности» будет реализовываться новое программное мероприятие «Обеспечение взаимодействия с политическими партиями, избирательными комиссиями, законодательными (представительными) органами государственной власти и местного самоуправления в сфере регионального развития и содействия развитию местного самоуправления в автономном округе, прогноза общественно-политической ситуации» с объемом финансирования 1 200,0 тыс. рублей ежегодно.

Мероприятия государственной программы полностью выверены с соответствующими федеральными нормативно-правовыми актами и актами субъекта и позволят достичь запланированные значения целевых программных показателей в полном объеме.

С 1 января 2019 года действующая государственная программа будет разделена на 2 госпрограммы:

- «Реализация государственной национальной политики и профилактика экстремизма»;

- «Профилактика правонарушений и обеспечение отдельных прав и граждан».

Государственная программа «Реализация государственной национальной политики и профилактика экстремизма» направлена на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации, профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве и соответственно программные мероприятия реализуются по следующим основным направлениям:

- укрепление межнационального и межконфессионального согласия, гражданского единства;

- сохранение этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих в автономном округе;

- предупреждение экстремистской деятельности;

- содействие социальной и культурной адаптации мигрантов;

- содействие развитию и консолидации казачества.

Новая государственная программа сохраняет все мероприятия, предусмотренные подпрограммами «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений», «Профилактика экстремизма, обеспечение гражданского единства», «Развитие российского казачества» действующей в 2018 году государственной программы, а также усилена следующими мероприятиями в сфере профилактики экстремизма:

1. Разработка (включая лингвистическую экспертизу, направленную на облегчение понимания текста) и распространение памятки-карты для мигрантов с адресами служб, органов власти и некоммерческих организаций.

2. Производство и распространение мультимедийного видеокурса для мигрантов, направленного на обучение иностранных граждан их правам и обязанностям, нормам и культуре поведения в принимающем сообществе, информирование о системе государственных услуг и рынке труда.

3. Проведение «Школы дружбы» на базе общеобразовательных организаций в муниципальных образованиях автономного округа в целях просветительской работы среди старших школьников, направленной на предотвращение их вовлечения в экстремистскую деятельность.

Вовлечение молодежи и жителей округа в мероприятия, направленные на укрепление общероссийского гражданского единства и этнокультурное развитие народов России, позволит устранить предпосылки для межнациональных, межконфессиональных конфликтов, обеспечит снижение уровня тревожности населения в отношении угрозы экстремистских проявлений.

Ключевой результат - Увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в автономном округе до 82% на момент окончания действия государственной программы, то есть к 2030 году.

Целью государственной программы «Профилактика правонарушений и обеспечение отдельных прав и граждан» направлена на обеспечение прав граждан в отдельных сферах жизнедеятельности, а также на снижение уровня преступности посредством:

- стимулирования участия граждан в осуществлении местного самоуправления и охране общественного порядка;

- развития и модернизации систем видеонаблюдения, специализированного оборудования и программного обеспечения в сфере обеспечения правопорядка;

- обеспечения права граждан на бесплатную юридическую помощь;

- совершенствования государственной системы профилактики наркомании, защиты прав потребителей.

Программные мероприятия направлены на достижение цели и задач, отраженных в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации, ежегодном Обращении Губернатора автономного округа к жителям, представителям общественности и депутатам, государственных программах Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», «Противодействие незаконному обороту наркотиков», Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

Ключевой показатель - снижение уровня преступности в общем число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения с 1 376 до 1133.

Кроме того, также с 1 января 2019 года Депполитики Югры является ответственным исполнителем госпрограммы «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера».

При этом большая часть мероприятий всех трех государственных программ реализуется совместно с муниципальными образованиями автономного округа всех уровней, включая поселения, в том числе  с применением механизма софинансирования, что создает условия для формирования единой системы и кратного увеличения количества мероприятий, реализуемых с участием граждан, общественных объединений и экспертного сообщества.

Ежегодно членами Общественного совета при Департаменте внутренней политики автономного округа деятельность в реализации государственной программы автономного округа оценивается как эффективная и результативная. Данная оценка позволяет сделать вывод, что посредством реализации программных мероприятий полномочия, возложенные на Департамент, реализуются в полном объеме.




[1] Заседание конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы города Пыть-Яха назначено на 14.11.2018 года, заседание Думы города по избранию главы города из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса также назначено на 14.11.2018 года.

Опубликовано: 13.12.2018 17:38        Обновлено: 13.12.2018 17:43