Размер:
Цвет:

Отчет за 2019 год

Отчет о результатах деятельности в сфере деятельности Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2019 год

 

1. О ситуации и эффективности реализации стратегических задач в сфере внутренней политики

 

         1.1. Реализация единой государственной политики в сфере регионального развития, содействия развитию местного самоуправления в автономном округе, взаимодействия с политическими партиями, обеспечения прав граждан на проведение публичных мероприятий.

 

         Итоги избирательных кампаний 8 сентября 2019 года

В единый день голосования – 8 сентября 2019 года, в 13 муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 72 избирательных участках в 23 населенных пунктах состоялись выборы регионального и муниципального уровня. К замещению было 34 мандата.

В голосовании на довыборах депутата Думы Югры приняли участие 14317 избирателей, явка составила 26,71%.

В муниципальных выборах приняли участие 25774 избирателей, усредненная явка на муниципальных выборах составила 37,05%.

Максимальная явка – 66,73% зафиксирована на выборах главы с.п.Болчары Кондинского района.

Минимальная явка – 10,07% зафиксирована на довыборах депутата Думы Сургутского района в г.п.Федоровский.

На дополнительных выборах депутата Думы Югры с результатом 47,71% победил кандидат от партии «Единая Россия» А.Ковальский.

Избраны 5 глав поселений: 4 – выдвинуты от партии «Единая Россия»; 1 – самовыдвиженец (член партии «Единая Россия»).

Также на муниципальных выборах избраны 28 депутатов представительных органов муниципальных образований автономного округа:

-        24 депутата «Единая Россия» (что составляет 85,7%),

-        3 депутата ЛДПР (10,7%),

-        1 депутат КПРФ (3,6%).

Несмотря на малочисленность данных выборов, интерес к участию в них проявили 8 политических партий: 4 парламентские, а также «Коммунисты России», «Казачья, Партия», «Партия роста» и «РОТ-Фронт».

На всех избирательных участках работали системы видеонаблюдения, в том числе на 34 участках с возможностью онлайн трансляции через общедоступный портал видеонаблюдения.

Традиционно в единый день голосования в Югре было обеспечено общественное наблюдение за ходом голосования. На избирательных участках за ходом голосования наблюдали более 160 человек – членов мониторинговой рабочей группы: общественные наблюдатели, назначенные Общественной палатой Югры, и общественные помощники Уполномоченного по правам человека в Югре. Замечаний по ходу голосования от общественных наблюдателей не поступало.

В день голосования в избирательные комиссии Югры всех уровней от граждан поступило 15 жалоб, все жалобы рассмотрены, заявителям направлены ответы. Нарушений, способных повлиять на итоги голосования, не выявлено.

Общественно-политическая ситуация в Югре спокойная. Выборы прошли с соблюдением законности и легитимности.

 

         О региональных отделениях политических партий в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

По состоянию на 1 сентября 2019 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре 31 региональное отделение политической партии.

В течение 2019 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре прекратили деятельность 2 региональных отделения политических партий:

- региональное отделение политической партии «Российская партия народного управления» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

- региональное отделение в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре политической партии «Объединенная партия людей ограниченной трудоспособности России».

Одной из форм взаимодействия с политическими партиями являются встречи Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с депутатскими фракциями политических партий в Думе автономного округа («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия»). Встречи проходят накануне заседаний Думы Ханты-Мансийского автономного округа– Югры. В ходе встреч обсуждаются различные темы, затрагивающие как социально-экономические, так и общественно-политические сферы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

24 июня 2019 года состоялся семинар-совещание на тему: «Соблюдение политическими партиями законности при проведении публичных мероприятий». В работе семинара-совещания приняли участие Главный федеральный инспектор по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре А.И.Руцинский, представители 10 региональных отделений политических партий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, Российская экологическая партия «Зеленые», Патриоты России, Союз Труда, Российский Объединенный Трудовой Фронт, Родина, Коммунисты России, партия Социальной Защиты), представители Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Управления Росгвардии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

На семинаре-совещании рассмотрены вопросы соблюдения политическими партиями законодательства при организации и проведении публичных мероприятий, о деятельности политических партий в периоды избирательных кампаний.

Представители региональных отделений политических партий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принимали участие в работе 12 координационных, совещательных органах при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

- Межведомственная комиссия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию экстремистской деятельности (партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, Яблоко);

- Комиссия при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного      округа – Югры по развитию гражданского общества (партия «Единая Россия»);

- Комиссия по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (партии: «Единая Россия», «Патриоты России», «Зеленые», Социальной Защиты);

- Совет при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам развития инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (партии: «Единая Россия», «Патриоты России»);

- Межведомственная комиссия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по обеспечению реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» (партии: «Единая Россия», КПРФ);

- Общественный совет по реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного                            округа – Югры до 2030 года при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (партии: Социальной защиты, Яблоко);

- Общественный совет при Департаменте информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (партия «Единая Россия»);

- Общественный совет при Департаменте общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (партия «Единая Россия»);

- Общественный совет при Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры («Партия Великое Отечество»);

- Общественный совет при Службе государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры (партия «Яблоко»);

- Общественный совет при Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (партия КПРФ);

- Общественный совет при Службе по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (партии: «Единая Россия», «Яблоко»).

 

О взаимодействии с общественно-политическими движениями и организациями

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре функционирует региональное отделение Общероссийского общественного движения «Народный Фронт «За Россию» (далее – Региональное отделение ОНФ).

2 марта 2019 года состоялась Конференция Регионального отделения ОНФ в Югре. Открытым голосованием сроком на 2 (два) года избран новый состав:

– сопредседателей Регионального штаба ОНФ (3 человека);

– члены Регионального штаба ОНФ (28 человек);

– члены Региональной ревизионной комиссии (5 человек).

В рядах членов ОНФ числится 232 человека, из них:

эксперты ОНФ – 162 человека;

молодежный актив регионального ОНФ – 70 человек.

Региональный Штаб возглавили сопредседатели Л.Д.Белоцерковцева, В.И.Меркушев, А.В.Колодич.

Региональную ревизионную комиссию возглавил председатель Р.М.Белкин.

Региональный исполком возглавил руководитель В.А.Снисаренко.

При Региональном Штабе Регионального отделения ОНФ в Югре созданы 12 тематических площадок, каждая из которых соответствует национальному проекту.

Все предложения Регионального отделения ОНФ по решению актуальных проблемных вопросов находят поддержку Правительства Югры и Губернатора автономного округа Н.В.Комаровой и учитываются в работе исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

В настоящее время между исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления автономного округа и Региональным отделением ОНФ выстроен конструктивный диалог по всем проблемным вопросам и проектам Регионального отделения ОНФ. Органы местного самоуправления Югры оказывают непосредственное содействие в реализации проектов Регионального отделения ОНФ «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог», «Генеральная уборка», «Формирование комфортной городской среды». Эксперты ОНФ принимают участие в местном самоуправлении посредством работы на площадках общественных советов. В свою очередь, органы местного самоуправления для повышения эффективности взаимодействия с ОНФ определили лиц, ответственных за организацию такого взаимодействия.

19 апреля 2019 года состоялась встреча Губернатора Югры Н.Комаровой с активом Регионального отделения ОНФ, в ходе которой были подведены итоги работы за 2018 год, обозначены направления дальнейшей совместной работы. По итогам встречи активистами был сформирован проект общественных предложений в адрес Правительства Югры по 12 национальным проектам - особое внимание уделено здравоохранению, экологии, образованию, поддержке малого предпринимательства и жилищно-коммунальному хозяйству. В ходе беседы Н.Комарова предложила членам Регионального отделения ОНФ включиться в работу по контролю над реализацией проекта, связанного с изменениями в системе обращения с твердыми коммунальными отходами.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре функционирует региональное отделение Межрегионального общественного движения «В защиту человека труда» (не имеет официальной регистрации).

В региональное отделение входят 13 местных отделений, созданных в следующих муниципальных образованиях: гг.Сургут, Нефтеюганск, Нижневартовск, Радужный, Покачи, Мегион, Урай, Лангепас, Нягань, Когалым, Ханты-Мансийск, Белоярский и Октябрьский районы. Всего в региональном отделении около 30 человек.

Председателем Регионального отделения является Ермакова Лариса Александровна – председатель Профсоюзной организации работников культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

Развитие системы местного самоуправления

Развитие системы местного самоуправления в Югре в 2019 году было сосредоточено на нескольких направлениях.

 

Совершенствование муниципального управления.

В связи с изменением федерального законодательства, предусматривающего введение нового вида муниципальных образований – муниципального округа, Департаментом внутренней политики автономного округа проведена следующая работа:

Подготовлен проект закона автономного округа «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», обеспечивающий возможность создания муниципальных округов на территории автономного округа. Закон № 39-оз «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» принят Думой автономного округа 27 июня 2019 года.

Проведен анализ изменений федерального законодательства, по итогу которого сформированы запросы в Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Комитет). Согласно полученному ответу, Комитетом будет учтено предложение Югры при последующем внесении изменений в федеральное законодательство.

Для рассмотрения возможности и целесообразности создания муниципальных округов 18 сентября 2019 года было проведено заседание межведомственной комиссии по вопросам территориального устройства автономного округа, на заседании принято решение о необходимости создания рабочей группы для проведения комплексного социально-экономического и финансового анализа перспектив создания муниципальных округов в автономном округе.

В соответствии с постановлением Губернатора автономного округа от 19.01.2011 №8 «О Совете при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и о признании утратившими силу отдельных постановлений Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в 2019 году продолжили свою работу Совет при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – Совет) и Постоянная комиссия Совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – Постоянная комиссия Совета), созданная для оперативного обсуждения вопросов.

В 2019 году состоялись два заседания Совета и три заседания Постоянной комиссии Совета. В соответствии с планом работы Совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Постоянной комиссии Совета на 2019 год запланировано 7 заседаний. За 9 месяцев 2019 года состоялось 5 заседаний (2 заседания Совета и 3 заседания Постоянной комиссии Совета), еще 2 заседания пройдут в октябре и декабре 2019 года.

На заседаниях коллегиальных органов рассмотрено 20 вопросов, среди них:

- Об участии муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в реализации региональных составляющих федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ) Российской Федерации;

- Об исполнении органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры полномочий по решению вопросов местного значения, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по благоустройству территорий в границах населенных пунктов муниципальных образований  автономного округа, в том числе дворовых территорий проводимого за счет средств местных бюджетов и привлеченных средств;

- О создании безбарьерной среды в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- Об отключении аналогового и переходе на цифровое телевизионное вещание;

- Об участии муниципальных образований автономного округа в региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

- О мониторинге эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2018 год;

- О практике использования в Российской Федерации муниципальными образованиями мастер-плана вместо генерального плана территории при территориальном планировании.

 

Развитие форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Департаментом внутренней политики автономного округа для развития форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления (далее – формы) проведена комплексная работа, направленная не только на увеличения общего количества форм в муниципальных образованиях автономного округа, но и на развитие видов его применения.

Для увеличения общего количества форм, применяемых муниципальными образованиями автономного округа с 1 января 2019 года в государственную программу автономного округа «Профилактика правонарушений и обеспечение отдельных прав граждан», утвержденную постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 октября 2018 года № 348-п (далее – государственная программа) включено новое мероприятие – проведение Отбора между муниципальными образованиями автономного округа для предоставления субсидии автономного округа, средства которой могут быть направлены только на развитие форм (далее – Отбор).

Уровень софинансирования расходных обязательств муниципального образования автономного округа за счет предоставляемой субсидии составляет не более 99% и не менее 1% расходных обязательств муниципального образования.

Отбор проводился по двум категориям:

I категория – городские округа автономного округа;

II категория – муниципальные районы автономного округа.

Общий размер субсидии составляет 2 миллиона 400 тысяч рублей.

Размер субсидии распределен в следующих размерах:

1 место – по 25% для каждой категории от общего размера субсидии;

2 место – по 17% для каждой категории от общего размера субсидии;

3 место – по 8% для каждой категории от общего размера субсидии.

Средства субсидии муниципальными образованиями могут быть направлены на:

приобретение (изготовление) методических и иных материалов для развития форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления (далее – форма);

информационное обеспечение форм;

проведение обучающих семинаров для руководителей и специалистов органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, актива территориальных общественных самоуправлений, иных жителей, принимающих участие в развитии форм;

проведение мероприятий, направленных на популяризацию среди населения форм (акции, розыгрыши, конкурсы и так далее);

оплата расходов, связанных с участием актива территориальных общественных самоуправлений, сельских старост в форумах, семинарах, конференциях, «круглых столах» (расходы на проезд к месту проведения мероприятия и обратно, по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства);

материально-техническое обеспечение мероприятий, включенных в дорожную карту муниципального образования автономного округа по развитию территориального общественного самоуправления (далее – ТОС), в условиях осуществления хозяйственной деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих в муниципальном образовании автономного округа, исполнение которых передано ТОСам на основании договора.

Для участия в Отборе поступило 8 конкурсных заявок от муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: городской округ город Нягань, городской округ город Сургут, городской округ город Ханты-Мансийск и городской округ город Югорск, Белоярский район, Кондинский район, Нижневартовский район, Сургутский район.

Победителями Отбора по итогам голосования признаны:

По I категории участников:

1 место – городской округ город Югорск;

2 место – городской округ город Сургут;

3 место – городской округ город Нягань.

По II категории участников:

1 место – Сургутский район;

2 место – Белоярский район;

3 место – Кондинский район.

В соответствии с пунктом 4 приказа Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 марта 2019 года № 02-ОД-64 победители Отбора были награждены дипломами
27 августа 2019 года на заседании Президиума Ассоциации «Совет муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

С победителями Отбора заключены соглашения о перечислении средств субсидии и в настоящее время осуществляется подготовительными мероприятия по их целевому использованию.

 

Одними из приоритетных направлений развития форм в 2019 году являлись следующие виды форм:

1. Староста сельского населенного пункта.

В целях обеспечения участия населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления автономного округа Депполитики Югры разработан модельный акт «Об утверждении Положения о старостах сельских населенных пунктов», который размещен на официальном сайте Депполитики Югры и направлен в муниципальные образования для принятия муниципального нормативного правового акта представительного органа, регулирующего порядок назначения деятельности, а также прекращение полномочий старосты сельского населенного пункта.

По состоянию на 1 сентября 2019 года в автономном округе:

- муниципальный нормативный правовой акт принят в 51 муниципальном образовании;

- старосты назначены в 12 населенных пунктах.

2. Территориальное общественное самоуправление.

Для создания условий развития территориального общественного самоуправления (далее – ТОС), 6 апреля 2018 года распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 151-рп утверждена Концепция развития территориального общественного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2025 года (далее – Концепция).

В настоящий момент реализация Концепции способствовала созданию в 2019 году 10 новых ТОСов (4 в городе Сургуте, 3 в Советском районе, 1 в городе Лангепас, 1 в городе Покачи, 1 в городе Ханты-Мансийск).

По состоянию на 1 сентября 2019 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре создано 78 территориально общественных самоуправлений (далее – ТОС), а именно:

Белоярский район (7): г.п. Белоярский, с.п. Лыхма, с.п. Казым,

с.п. Сорум, с.п. Сосновка, с.п. Верхнеказымский, с.п. Полноват;

Нефтеюганский район (22): гп. Пойковский (20), сп. Сингапай (2);

Октябрьский район (1): с.п. Большие Леуши;

Сургутский район (1): г. Лянтор;

Ханты-Мансийский район (1): с.п. Горноправдинск (п. Бобровский);

Советский район (3): г.п. Пионерский (п.г.т Пионерский) (2), г.п. Малиновский (п.г.т. Малиновский);

г. Нефтеюганск (2);

г. Пыть-Ях (1);

г. Мегион (1);

г. Нижневартовск (1);

г. Нягань (1);

г. Сургут (34);

г. Лангепсе (1);

г. Покачи (1);

г. Ханты-Мансийск (1).

31 ТОС зарегистрировано в качестве юридического лица.

 

Приведение избирательного законодательства автономного округа в соответствии с федеральным.

В связи с принятием Федерального закона от 29.05.2019 № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в адрес Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры направлены предложения по внесению изменений в законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, регулирующие отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов и референдумов: от 27.04.2016 № 36-оз «О выборах депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»; от 30.09.2011 № 81-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»; от 11.11.2005 № 104-оз «О местном референдуме»; от 18.06.2003 № 36-оз «О системе избирательных комиссий в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

 

Совершенствование порядка проведения публичных мероприятий.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 июля 2019 года № 218-п внесены изменения в постановление Правительства автономного округа № 515-п «О перечне единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в части описания адреса и описания специально отведенного места в пгт.Высокий г.Мегиона.

Указанные изменения внесены на основании обращения администрации города Мегиона, в состав которого входит пгт.Высокий, и обусловлены тем, что ранее отведенное специальное место в пгт.Высокий утратило свою актуальность, а новое специально отведенное место обеспечено инфраструктурой, позволяющей обеспечить безопасность граждан и общественный порядок.

 

Региональный этап Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

В соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 19 мая 2017 года № 195-п «О региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» был проведен ежегодный региональный этап Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – региональный этап).

Региональный этап проводился по четырем номинациям:

– градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности на селения и развитие жилищно-коммунального хозяйства;

– муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами;

– обеспечение эффективной «обратной связи» с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах;

– укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне;

и двум категориям:

– I категория – городские округа и городские поселения;

– II категория – сельские поселения.

Для участия в региональном этапе конкурса поступило 66 конкурсных заявок от 41 муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 27 июня 2019 года были подведены итоги регионального этапа.

Победителями регионального этапа по номинации «Градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства» признаны:

По I категории участников:

1 место - городской округ город Нижневартовск («Системный подход к управлению развитием территории города Нижневартовска как «умного города» - от благоустройства к цифровой информационной модели (ЦИМ УРТ)»);

2 место - городской округ город Ханты-Мансийск («Двор без машин»);

3 место - городское поселение Излучинск Нижневартовского района («Формирование комфортной городской среды в муниципальном образовании городское поселение Излучинск»).

По II категории участников:

1 место - сельское поселение Казым Белоярского района («Формирование комфортной городской среды»).

Победителями регионального этапа по номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами» признаны:

По I категории участников:

1 место - городской округ город Ханты-Мансийск;

2 место - городской округ город Урай;

3 место - городской округ город Когалым.

По II категории участников:

1 место - сельское поселение Солнечный Сургутского района;

2 место - сельское поселение Ларьяк Нижневартовского района;

3 место - сельское поселение Ваховск Нижневартовского района.

Также, пунктом 3.2 протокола заседания конкурсной комиссии принято решение направить в федеральную конкурсную комиссию по номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами» конкурсную заявку городского поселения Лянтор Сургутского района (как имеющего лучшую практику в сфере управления муниципальными финансами).

Победителями регионального этапа по номинации «Обеспечение эффективной «обратной связи» с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах» признаны:

По I категории участников:

1 место - городской округ город Ханты-Мансийск;

2 место - городское поселение Лянтор Сургутского района;

3 место - городской округ город Сургут и городской округ город Нижневартовск.

По II категории участников:

1 место - сельское поселение Верхнеказымский Белоярского района;

2 место - сельское поселение Сорум Белоярского района;

3 место - сельское поселение Малый Атлым Октябрьского района.

Победителями регионального этапа по номинации «Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне» признаны:

По I категории участников:

1 место - городской округ город Нижневартовск;

2 место - городской округ город Ханты-Мансийск;

3 место - городское поселение Лянтор Сургутского района.

По II категории участников:

1 место - сельское поселение Салым Нефтеюганского района;

2 место - сельское поселение Шапша Ханты-Мансийского района;

3 место - сельское поселение Саранпауль Березовского района.

При этом, из 23 заявок победителей регионального этапа 22 отобрано конкурсной комиссией для направления в федеральную конкурсную комиссию для участия во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика».

В соответствии с пунктом 16 постановления Правительства автономного округа № 195-п победители регионального этапа были награждены дипломами 27 августа 2019 года на Совете при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию местного самоуправления в автономном округе.

Согласно пункту 17 Положения о региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре по рекомендации конкурсной комиссии участники регионального этапа, не признанные его победителями, были поощрены Благодарностями первого заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А.В. Шипилова за высокие достижения в организации муниципального управления и решении вопросов местного значения, направленные на развитие муниципального образования и благополучие его жителей.

 

Обеспечение прав граждан на проведение публичных мероприятий

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре публичная активность характеризуется как умеренная. Повышение публичной активности отмечается в период проведения избирательных кампаний.

В период с января по август 2019 года политическими партиями, инициативными гражданами, общественными объединениями на территории Югры состоялось 361 публичное мероприятие, организация и проведение которых регулируются Федеральным законом от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в мероприятиях приняли участие 9910 человек.

В День Победы в 137 населенных пунктах автономного округа 191130 человек приняли участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк».

Также достаточно многочисленными были религиозные массовые мероприятия – шествия (Крестные ходы), приуроченные к празднованию Крещения Господня, в них приняли участие 12550 человек.

Кроме того, 1 мая состоялось праздничное шествие профсоюзов города Сургута, приуроченное к празднованию Дня Весны и Труда, в мероприятии приняли участие порядка 2000 человек.

Организаторами 246 мероприятий были инициативные группы граждан и активисты общественных объединений, 115 – политические партии.

Публичные мероприятия организовали следующие политические партии:

 

Таблица 1

Политическая партия

Количество публичных мероприятий

В процентах к итогу, %

Всего:

115

100,0

ЛДПР

66

57,39

КПРФ

47

40,87

«Единая Россия»

1

0,87

Коммунистическая партия «Коммунисты России»

1

0,87

 

Из 361 проведенного в отчетном периоде публичного мероприятия: 276– протестные, 39 – политические, 15 – религиозные, 14 – агитационные, 12 – социальные, 5 – патриотические.

Лидеры по количеству участников публичных мероприятий – Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, общее количество участников в указанных муниципальных образованиях составило – 6398 человек (или 64,56% от общей численности участников публичных мероприятий).

Лидеры по количеству проведенных публичных мероприятий – Сургут, Нефтеюганск, Нижневартовск, форма проведения большинства публичных мероприятий – одиночный пикет, всего в указанных муниципалитетах состоялось 228 мероприятий (или около 63,16% от общего количества проведенных в Югре публичных мероприятий).

Наиболее востребованной формой публичных мероприятий по-прежнему остается пикет, при этом в 2019 году преобладает одиночное пикетирование (из 311 пикетов, 285 одиночных (91,6%).

Данные о количестве участников публичных мероприятий и количестве публичных мероприятий, проведенных в муниципальных образованиях, приведены в таблице:

 

Таблица 2

Информация о количестве участников публичных мероприятий, количестве публичных мероприятий, проведенных в муниципальных образованиях Югры в январе-августе 2019 года

№ п/п

Муниципальное образование

Количество публичных мероприятий

Количество участников публичных мероприятий

шт.

%

шт.

%

ЮГРА

361

100

9910

100

городские округа

339

93,9

9910

89,32

1.

Сургут

103

28,5

3486

35,18

2.

Нефтеюганск

73

20,2

749

7,56

3.

Нижневартовск

52

14,4

1761

17,77

4.

Мегион

49

13,6

514

5,19

5.

Ханты-Мансийск

14

3,9

1151

11,61

6.

Югорск

14

3,9

33

0,33

7.

Лангепас

10

2,8

540

5,45

8.

Покачи

9

2,5

12

0,12

9.

Урай

7

1,9

23

0,23

10.

Радужный

3

0,8

161

1,62

11.

Пыть-Ях

3

0,8

62

0,63

12.

Нягань

2

0,6

360

3,63

13.

Когалым

0

0,0

0

0,00

муниципальные районы

22

6,1

1058

10,68

14.

Советский район

14

3,9

380

3,84

15.

Кондинский район

4

1,1

163

1,65

16.

Сургутский район

2

0,6

350

3,53

17.

Нижневартовский р-н

1

0,3

15

0,15

18.

Белоярский район

1

0,3

150

1,51

19.

Березовский район

0

0,0

0

0,00

20.

Нефтеюганский район

0

0,0

0

0,00

21.

Октябрьский район

0

0,0

0

0,00

22.

Ханты-Мансийский р-н

0

0,0

0

0,00

 

Таблица 3

Информация о формах проведения публичных мероприятий в январе-августе 2019 года:

№ п/п

Форма публичного мероприятия

Количество, шт.

%

ЮГРА

361

100,0

1.

пикеты

311

86,1

 

В том числе одиночные

285

 

2.

митинги

30

8,3

3.

шествия

15

4,2

4.

демонстрации

5

1,4

5.

собрания

0

0,0

6.

автопробег

0

0,0

 

Таблица 4

Информация о направленности публичных мероприятий в январе-августе 2019 года:

№ п/п

Направленность публичного мероприятия

Количество, шт.

%

ЮГРА

361

100,0

1.                   

протестная

276

76,45

2.                   

политическая

39

10,80

3.                   

религиозная

15

4,16

4.                   

агитационная

14

3,88

5.                   

социальная

12

3,32

6.                   

патриотическая

5

1,39

 

Таблица 5

Информация об инициаторах публичных мероприятий в январе-августе 2019 года:

№ п/п

Направленность публичного мероприятия

Количество, шт.

%

ЮГРА

361

100,0

1.

Политические партии

115

31,86

2.

Инициативные граждане, общественные объединения

246

68,14

 

Несмотря на умеренность публичной активности в автономном округе, можно утверждать, что в этой плоскости политических отношений уже сложились определенные нормы поведения для всех участников процесса, связанного как с подготовкой, так и с проведением публичных мероприятий.

В Югре публичные мероприятия проводятся строго в соответствии с действующим законодательством. На уровне субъекта приняты все необходимые решения, для обеспечения законности при проведении публичных мероприятий:

- закон автономного округа, регулирующий отдельные вопросы проведения публичных мероприятий в Югре;

- утвержден перечень единых мест специально отведенных для проведения публичных акций. В 2019 году произведена замена одного места, с учетом потребностей жителей автономного округа;

- во всех 22 муниципальных образованиях Югры работают коллегиальные органы, обеспечивающие рассмотрение поступающих уведомлений о проведении публичных мероприятий, в состав которых включены представители территориальных подразделений Управления МВД России по автономному округу;

- определены сотрудники Администраций муниципальных образований, ответственные по вопросам организации и проведения публичных мероприятий;

- организовано взаимодействие исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа с Управлением МВД России по автономному округу, Управлением Росгвардии по автономному округу, Прокуратурой автономного округа по вопросам обеспечения законности при проведении публичных мероприятий.

         Политические события 2020 года

         В 2020 году состоятся выборы Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры депутатами Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры из числа кандидатур, представленных Президентом Российской Федерации, в порядке, установленном Законом автономного округа от 23.12.2014 № 119-оз «О порядке избрания Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры депутатами Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Днем голосования по избранию высшего должностного лица автономного округа, избираемого депутатами законодательного (представительного) органа власти автономного округа, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий высшего должностного лица автономного округа.

 

В 2020 году в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре пройдут:

- выборы глав муниципальных образований по результатам конкурса – 7 глав избираются представительным органом муниципального образования (г. Когалым, Мегион, Покачи, Урай, Белоярский, Кондинский и Октябрьский районы),

а также муниципальные выборы:

- 1 глава – в городском поселении (г.п. Советский Советского района) и 5 глав – в сельских поселениях (с.п. Сорум Белоярского района, с.п. Мулымья Кондинского района, с.п. Малый Атлым Октябрьского района, г.п. Советский Советского района, с.п. Лямина Сургутского района).

- выборы депутатов представительных органов очередного созыва в 5 муниципальных образованиях (г. Мегион, Покачи, Радужный, Белоярский район, г.п. Советский Советского района), всего 85 мандатов.

- дополнительные выборы депутата состоятся в 1 муниципальном образовании (г. Когалым), всего 1 мандат.

 

         Избирательные кампании, планируемые к проведению в 2021 году

В соответствии с избирательным циклом в 2021 году в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре планируется проведение основных выборов депутатов в:

- Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (2 одномандатных округа и партийные списки);

- Думу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (38 мандатов);

- Тюменскую областную Думы (10 одномандатных округов от Югры и партийные списки).

 

В сентябре 2021 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре планируется проведение муниципальных выборов, по итогам которых:

будут избраны 4 главы (городское поселение – 2, сельское поселение – 2),

в 1 муниципальном образовании глава будет избираться из состава депутатов (городское поселение – 1);

будут сформированы 15 представительных органов муниципальных образований автономного округа, всего 297 мандатов (городской округ – 10, всего 219 мандатов; муниципальный район – 4, всего 66 мандатов; городское поселение – 1, всего 12 мандатов).

 

2. Реализация единой государственной политики в сфере профилактики правонарушений, обеспечения защиты прав потребителей, обеспечения оказания гражданам бесплатной юридической помощи, антинаркотических мероприятий

 

Профилактика правонарушений

Правительством автономного округа совместно с правоохранительными органами и органами местного самоуправления реализуется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение преступности и профилактику правонарушений.

К таким мерам можно отнести совершенствование нормативной правовой базы автономного округа, реализацию мероприятий государственных и муниципальных программ, направленных на профилактику правонарушений, а также деятельность коллегиальных органов, созданных для координации деятельности всех субъектов профилактики правонарушений.

За последние пять лет на треть сократилось число граждан, пострадавших от преступных посягательств (с 21,3 тысяч человек в 2013 году до 14,6 тыс. человек в 2018 году). В 2019 году этот показатель сократился еще на 0,9% (в сравнении с 8 мес. 2018 года).

Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием за 5 лет (с 2013 по 2018 год) уменьшилось на 50,8% (с 957 до 471). В 2019 году этот показатель сократился еще на 8,5% (в сравнении с 8 мес. 2018 года).

За 8 месяцев 2019 года на территории автономного округа сократилось количество убийств (-23,7%), грабежей (-20,1%), причинений тяжкого вреда здоровью (-10,3%), изнасилований (-52,2%), поджогов (-12,3%). Меньше преступлений (-15,4%) совершено ранее судимыми (с 2127 до 1799), в состоянии алкогольного (-19,6%) и наркотического опьянения (-6,6%).

За 5 лет снизилось количество уличных преступлений (-18,6%, с 4776 до 3885). Доля уличных преступлений в числе зарегистрированных общеуголовных преступлений сократилась с 24% до 19,5%. В 2019 году этот показатель сократился еще на 1,4% (в сравнении с 8 мес. 2018 года).

Это произошло во многом благодаря широкому внедрению систем видеообзора: число видеокамер, установленных на улицах и в общественных местах, с 2013 года выросло на 56 % (с 770 до 1204), а количество преступлений, раскрытых с их помощью, увеличилось с 79 до 218 (в 1,8 раза).

Значительный вклад в обеспечение правопорядка внесли 156 общественных формирований по охране общественного порядка численностью 2180 человек, с участием которых за 8 месяцев 2019 года выявлено более четырех тысяч административных правонарушений (4497) и раскрыто 18 преступлений.

В марте 2019 года заключено Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о предоставлении в 2019 - 2021 годах субсидии федеральному бюджету из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности.

По итогам 8 месяцев 2019 года показатель уровня преступности в автономном округе (число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения) составил 807 преступлений, что ниже среднестатистического показателя по субъектам Российской Федерации входящим в УрФО (992) и в целом по Российской Федерации (859).

 

Антинаркотическая деятельность

Предварительная оценка основных целевых показателей реализации антинаркотических мероприятий государственных и муниципальных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 8 месяцев 2019 года, в сравнении с аналогичным периодом 2018 года, показала:

общая распространенность наркомании в расчете на 100 тысяч человек сократилась на 25,2% с 187,1 (3105 больных) до 140,0 (2323 больных);

на 10,4% сократилось число лиц, зарегистрированных с диагнозом «пагубное (с вредными последствиями) употребление наркотиков» (2018 год– 1209 человек, 2019 год – 1083 человека);

на 16,7% уменьшилось число лиц, впервые в жизни с установленным диагнозом «наркомания» (с 90 чел. до 75);

на 1,2% сократилось количество зарегистрированных наркопреступлений (с 1845 преступлений до 1823), при этом число тяжких и особо тяжких преступлений увеличилось на 1,6% (с 1614 преступлений до 1639).

При этом, зафиксировано увеличение:

в 1 полугодии 2019 года числа умерших от отравления наркотическими средствами и психотропными веществами (с 12 чел. до 30 человек);

за 8 месяцев 2019 года на 36,0 % числа выявленных административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и потреблением наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, совершенных несовершеннолетними (с 39 до 53 фактов).

В связи с данными тенденциями, утверждением Концепции реализации государственной антинаркотической политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и плана ее реализации, вносятся дополнения в:

план мероприятий по профилактике немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ, формирования здорового образа жизни в образовательных организациях, осуществляющих деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, на 2019 – 2020 годы в части дополнения мероприятиями по созданию и развитию добровольческого (волонтерского) антинаркотического движения;

государственную программу автономного округа «Профилактика правонарушений и обеспечение отдельных прав граждан», утверждённую постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года № 348-п.

В 2020 году запланировано:

внесение изменений в порядок проведения ежегодного конкурса муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере организации мероприятий по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании в части увеличения числа победителей с 3 до 6 - в номинации городские округа автономного округа, с 3 до 4 - в номинации муниципальные районы автономного округа. Итого число победителей увеличено с 6 до 10;

разработка, внедрение и техническая поддержка автоматизированной информационной системы мониторинга наркоситуации в автономном округе;

проведение конкурса журналистских работ и проектов среди средств массовой информации по профилактике наркомании;

проведение тематического лыжного забега «Югра против наркотиков» в рамках Югорского лыжного марафона «UGRASKI»;

разработка брендбука «Антинаркотическая комиссия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

проведение стратегических сессий антинаркотической политики в автономном округе.

Продолжена работа по поддержке негосударственных общественных организаций, занимающихся вопросами комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, путем предоставления сертификатов на оплату услуг и на условиях компенсации поставщику социальных услуг.

Ежегодно предусмотрено предоставление 40 сертификатов на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации граждан, страдающих наркотическими заболеваниями мероприятия антинаркотической направленности. Стоимость одного сертификата составляет 59,1 тыс. рублей.

За 8 месяцев 2019 года выданы 28 сертификатов (70 %) на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями из 40 запланированных на год.

В 2019 году компенсация по предоставлению социальных услуг наркозависимым гражданам выплачена негосударственным поставщикам в размере 8239,7 тыс. руб. (2018 – 6055,4 тыс. руб., 2017 – 4 391 тыс. руб., 2016– 1 402 тыс. руб., в 2015 году данная мера поддержки не была предусмотрена).

 

Деятельность административных комиссий

В 22 муниципальных образованиях автономного округа созданы 24 административные комиссии, в составе которых работает 34 секретаря. Общая численность членов административных комиссий составляет 218 человек.

За 8 месяцев 2019 года административными комиссиями городских округов и муниципальных районов рассмотрено 6 080 дел об административных правонарушениях, что на 14,3 % больше показателя аналогичного периода прошлого года (2018 г. – 5318).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.03.2019 № 391-р утверждено Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 июня 2010 года № 102-оз «Об административных правонарушениях» (далее – Соглашение).

В административные комиссии муниципальных образований автономного округа из территориальных подразделений Управления МВД России по автономному округу за 8 месяцев 2019 на рассмотрение поступило 2799 дел об административных правонарушениях из предусмотренных Соглашением 8,5 тысяч.

Законом автономного округа от 28 марта 2019 года № 22-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за нарушение ограничений розничной продажи несовершеннолетним электронных систем доставки никотина и жидкостей для электронных систем доставки никотина.

 

Бесплатная юридическая помощь

С 2012 года в автономном округе действует государственная система предоставления бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан. Система предусматривает предоставление квалифицированных юридических услуг адвокатами Адвокатской палаты Ханты-Мансийского автономного округа наименее социально защищенным категориям граждан.

В дополнение к категориям граждан, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи, определенных федеральным законом, в автономном округе перечень дополнен 12 категориями и 5 случаями.

С начала реализации проекта бесплатная юридическая помощь предоставлена более 7 500 жителей автономного округа. В список адвокатов участников государственной системы бесплатной юридической помощи в 2019 году включен 261 адвокат. За 8 месяцев 2019 года адвокатами была оказана бесплатная юридическая помощь 836 жителям автономного округа, что на 20 процентов выше аналогичного показателя 2018 года (699), по 40 заявлениям адвокатов материалы отправлены на доработку, либо отказано в оплате.

Кроме того, организовано постоянное взаимодействие с иными участниками бесплатной юридической помощи. Так, на территории автономного округа действуют 7 центров бесплатной юридической (правовой помощи), а также 2 юридические клиники..

 

Защита прав потребителей

С учетом Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 № 1837-р, приоритетными направлениями в области защиты прав потребителей в автономном округе в 2019 году являются обеспечение защиты прав жителей автономного округа как потребителей при акцентировании внимания на социально уязвимые группы населения, содействие деятельности общественных объединений потребителей.

С целью создания условий для реализации потребителями своих прав, повышения уровня правовой грамотности и формирования у населения навыков рационального потребительского поведения в соответствии с подпрограммой «Обеспечение защиты прав потребителей» государственной программы автономного округа «Профилактика правонарушений и обеспечение отдельных прав граждан» продолжается работа по оказанию правовой помощи и просвещению жителей автономного округа. Защиту прав потребителей на муниципальном уровне осуществляют органы местного самоуправления в 30 муниципальных образованиях.

За 8 месяцев 2019 года органами по защите прав потребителей муниципального и окружного уровней предоставлено 6069 консультаций о правах потребителей и необходимых действиях по защите этих прав, что на 4 % выше показателя аналогичного периода предыдущего года, оказана помощь в составлении 2413 претензий, 71 искового заявления, проведено 150 обучающих мероприятий со школьниками, студентами, гражданами старшего поколения, подготовлено и размещено 443 публикации по тематике защиты прав потребителей в местных средствах массовой информации и сети Интернет, изготовлено и распространено 23,9 тыс. буклетов и памяток для потребителей.

В результате проведенных мероприятий доля потребительских споров, разрешенных в досудебном и внесудебном порядке, составила 83,5 % от общего количества потребительских споров, по которым потребителям оказана правовая помощь, в пользу потребителей в судебном порядке разрешено – 95 % рассматриваемых дел.

С целью формирования единых подходов к реализации государственной политики в области защиты прав потребителей на заседаниях Координационного совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам обеспечения и защиты прав потребителей в 2019 году рассматривались вопросы «Об эффективности осуществления защиты прав потребителей органами местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»,
«Об участии общественных организаций в реализации мероприятий по защите прав потребителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Общественный контроль в сфере защиты прав потребителей», планируется рассмотреть вопрос «О мерах по обеспечению прав потребителей в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

 

3. Реализация мер, направленных на противодействие экстремизму, предупреждение религиозной и национальной нетерпимости, а также на создание условий для укрепления гражданского единства и сохранения этнокультурного многообразия народов

В автономном округе сформирована система управления по реализации государственной национальной политики и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве, характеризующаяся необходимым единообразием целей, подходов и инструментов, как на региональном, так и на муниципальном уровне.

Стратегия реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2025 года и Комплексный план мероприятий по ее реализации обеспечивают выполнение в Югре основных задач государственной национальной политики Российской Федерации.

В целях выработки управленческих решений, организации взаимодействия органов власти автономного округа, местного самоуправления и институтов гражданского общества по вопросам обеспечения межнационального согласия, профилактики и противодействия экстремизму на региональном и муниципальном уровне функционируют Межведомственные комиссии по противодействию экстремисткой деятельности и Координационные советы по делам национально-культурных автономий и взаимодействию с религиозными объединениями.

Инструментом финансового обеспечения мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года является система государственных программ автономного округа, обеспечивающих решение задач в сфере гармонизации межнациональных отношений, социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, образования и молодежной политики, культуры и других. Основной блок мероприятий предусмотрен в государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Реализация государственной национальной политики и профилактика экстремизма», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.10.2018 № 349-п.

Во всех 22 муниципальных районах и городских округах автономного округа отраслевые программы и комплексные планы мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремисткой деятельности также обеспеченны финансированием.

В 2019 году можно выделить наиболее значимые мероприятия окружной государственной программы и плана мероприятий, направленные на реализацию государственной национальной политики, гармонизацию межнациональных и межрелигиозных отношений:

1. С 8 по 10 октября 2019 года в Ханты-Мансийске состоится Всероссийский форум национального единства, проводимый Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при поддержке Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, Федерального агентства по делам национальностей, Комитета Государственной Думы РФ по делам национальностей, Общественной палаты Российской Федерации.

Форум ежегодно проводится в целях повышения эффективности реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегии противодействия экстремизму Российской Федерации до 2025 года в субъектах Российской Федерации.

В рамках Форума запланировано проведение конференций, совещаний, семинаров-практикумов с участием представителей научно-экспертного сообщества, представителей религиозных организаций и общественных объединений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов власти и органов местного самоуправления муниципальных образований субъектов Российской Федерации. В том числе:

- Всероссийский конкурс глав городских округов и муниципальных районов на лучшую организацию деятельности по укреплению межнационального мира и согласия, реализации мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне;

- Заключительный этап II Всероссийского Конкурса лучших практик в сфере национальных отношений;

- Всероссийская межрелигиозная конференция;

- Всероссийский фестиваль любительского художественного творчества национально-культурных объединений «Возьмёмся за руки, друзья!».

2. Обеспечение условий по реализации в муниципальных образованиях единой государственной политики в сфере межнациональных отношений и профилактики экстремизма.

Городским округам и муниципальным районам предоставлены субсидии из бюджета автономного округа на условиях софинансирования расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий муниципальных программ (подпрограмм) в сфере укрепления межнационального и межконфессионального согласия, обеспечения социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, профилактики экстремизма.

Такой подход, позволил обеспечить увеличение в 2019 году объема финансирования муниципальных программ с 2017 года в 4 раза.

3. В Стратегии реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2025 года определено понятие Регионального стандарта.

В качестве самостоятельного документа Региональный стандарт был рассмотрен и согласован на заседании Межведомственной комиссии автономного округа по противодействию экстремистской деятельности.

Региональным стандартом закреплены требования к организации работы по обеспечению оптимальной структуры управления на региональном и муниципальном уровнях, единой системы коллегиальных органов и тактических программных документов в сфере государственной национальной политики, с учетом всех целей, задач, обозначенных федеральными и региональными документами стратегического характера.

В автономном округе ежегодно проводится комплексное социологическое исследование состояния общественного мнения по вопросам оценки межнациональных отношений и эффективности деятельности органов исполнительной власти в данной сфере.

С целью повышения качества социологического исследования к его подготовке и проведению привлечены специалисты Института социологии Российской академии наук.

По итогам опроса жителей Югры в 2018 году доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в автономном округе составила 86,7% (плановый показатель – 68,0%).

С 2019 года в автономном округе введена единая система поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (https://грантгубернатора.рф), реализующих социально значимые проекты.

Предоставление грантов Губернатора автономного округа осуществляется по 10 направлениям, в том числе «Межнациональное и межконфессиональное согласие, поддержка коренных малочисленных народов Севера».

 

Решение отдельных вопросов по обеспечению социально-экономического и этнокультурного развития коренных малочисленных народов Севера

Решение задач социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера обеспечивается исполнительными органами государственной власти автономного округа при реализации мероприятий 10 государственных программ, базовое значение имеет государственная программа «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера».

Предварительная оценка реализации мероприятий по социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера за 9 месяцев 2019 года, в сравнении с аналогичным периодом 2018 года, показала следующее:

на 2% увеличилось общее число участников образовательных акций, конкурсных мероприятий для детей и молодежи (с 882 человек до 895);

на 28% увеличилось количество трудоустроенных граждан из числа коренных малочисленных народов Севера (с 351 человек до 490);

на 1,02% увеличилось численность лиц, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность на территориях традиционного природопользования регионального значения (с 4 596 человек до 4 671);

на 22,5% увеличился библиотечный фонд изданий на языках народов Севера;

на 31% увеличилось количество малоимущих семей, которым оказана материальная (финансовая) помощь (с 911 до 1 319 семей).

С учетом дополнительного финансирования до конца 2019 года планируется обеспечить субсидией всех граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, заключивших сделки по приобретению жилого помещения до 01.01.2019, а это боле 3 000 семей.

Продолжена работа по подготовке кадров из числа коренных малочисленных народов Севера. В соответствии с Региональным перечнем профессий, специальностей, направлений подготовки, связанных с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности, развитием самобытной культуры и родных языков коренных малочисленных народов Севера в 2019 году обучается 551 человек.

В целях обеспечения доступа коренного населения Югры к государственным сервисам реализуется проект «IT-стойбище».

В соответствии с решениями Федерального агентства по делам национальностей в городе Ханты-Мансийске проведен Международный форум, посвященный Году языков коренных народов в России. Участниками мероприятия стали представители 12 стран и 40 регионов России. От Югры в форуме приняли участие 250 делегатов, чья деятельность непосредственно связана с сохранением и изучением родных языков.

Впервые с участием широкого круга общественности из числа коренных малочисленных народов Севера проведена стратегическая сессия «Народы Севера», в ходе которой участниками представлены дополнительные предложения по мероприятиям, направленным на сохранение и поддержку коренных малочисленных народов Севера.

Обеспечено участие представителей коренных малочисленных народов Севера в следующих мероприятиях:

- 18 сессия Постоянного форума Организации Объединённых Наций по вопросам коренных народов (Соединенные Штаты Америки, г.Нью-Йорк);

- XV Конгресс финно-угорских писателей (Румыния, г.Клюж);

- Международный Консультативный комитет финно-угорских и самодийских народов (г.Ханты-Мансийск);

- Международная выставка «Сокровища Севера. Мастера и художники России 2019».

 

Реализация мер, направленных на развитие российского казачества.

Одной из задач Правительства Югры является содействие развитию и консолидации казачества через усиление его роли в решении государственных и муниципальных задач.

Для оказания содействия органам исполнительной власти привлекаются 22 казачьих общества, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

В соответствии с заключенными соглашениями казаками оказывается содействие органам государственной власти:

- в своевременном выявлении нарушений природоохранного законодательства;

- в проведении наземного мониторинга пожарной опасности и тушении лесных пожаров;

- в обеспечении пожарной безопасности в населённых пунктах.

На средства субсидий на общую сумму 1000,0 тыс. рублей 10 казачьими обществами приобретены форменное обмундирование, традиционная казачья одежда, спортивный и туристический инвентарь, учебно-методические пособия.

Возмещены фактические затраты 6 казачьим обществам за участие в региональных, межрегиональных, федеральных мероприятиях по вопросам развития российского казачества на общую сумму 365,0 тыс. руб.

По итогам Конкурса на лучший казачий кадетский класс муниципальным общеобразовательным организациям предоставлены межбюджетные трансферты на общую сумму 3 250,0 тыс. руб.

В целях сохранения и популяризации казачьей культуры в Окружном Доме народного творчества организованы: презентация комнаты казачьего быта после её реконструкции и Конференция «Региональные особенности процессов сохранения и развития казачьей культуры».

 

 

4. О результатах и эффективности реализации Государственных программ

Одними из приоритетных направлений политики автономного округа, реализуемых Департаментом внутренней политики автономного округа, является профилактика правонарушений общественного порядка, злоупотребления и незаконного оборота наркотиков, регионального развития и содействия развитию местного самоуправления в автономном округе, межнациональных (межэтнических) отношений, российского казачества, профилактики экстремизма, а также иные полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вышеуказанные приоритетные направления реализовываются посредством мероприятий, закрепленных в государственных программах автономного округа

- «Реализация государственной национальной политики и профилактика экстремизма»;

- «Профилактика правонарушений и обеспечение отдельных прав и граждан»;

«Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера»,

а также реализуемого Депполитики Югры мероприятия государственной программы «Создание условий для эффективного управления муниципальными финансами».

 

Государственная программа «Реализация государственной национальной политики и профилактика экстремизма» направлена на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации, профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве и соответственно программные мероприятия реализуются по следующим основным направлениям:

- укрепление межнационального и межконфессионального согласия, гражданского единства;

- сохранение этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих в автономном округе;

- предупреждение экстремистской деятельности;

- содействие социальной и культурной адаптации мигрантов;

- содействие развитию и консолидации казачества.

Новая государственная программа сохранила все мероприятия, предусмотренные подпрограммами «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений», «Профилактика экстремизма, обеспечение гражданского единства», «Развитие российского казачества» действующей до 2019 года государственной программы, а также усилена следующими мероприятиями в сфере профилактики экстремизма:

1. Разработка (включая лингвистическую экспертизу, направленную на облегчение понимания текста) и распространение памятки-карты для мигрантов с адресами служб, органов власти и некоммерческих организаций.

2. Производство и распространение мультимедийного видеокурса для мигрантов, направленного на обучение иностранных граждан их правам и обязанностям, нормам и культуре поведения в принимающем сообществе, информирование о системе государственных услуг и рынке труда.

3. Проведение «Школы дружбы» на базе общеобразовательных организаций в муниципальных образованиях автономного округа в целях просветительской работы среди старших школьников, направленной на предотвращение их вовлечения в экстремистскую деятельность.

Вовлечение молодежи и жителей округа в мероприятия, направленные на укрепление общероссийского гражданского единства и этнокультурное развитие народов России, призвано устранить предпосылки для межнациональных, межконфессиональных конфликтов, обеспечить снижение уровня тревожности населения в отношении угрозы экстремистских проявлений.

Ключевой результат - Увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в автономном округе с 66,4% до 82% на момент окончания действия государственной программы, то есть к 2030 году.

 

№ показателя

Наименование показателей результатов

Базовый показатель на начало реализации ГП

Ожидаемое в 2019 г.

Целевое значение показателя на момент окончания действия ГП

1

Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в автономном округе, в общем количестве граждан, % <*> <1>

66,4

73,0

 

82,0

2

Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России, проживающих в автономном округе, тыс. человек <*> <2>

2,5

3,0

(факт на 01.09.2019- 0,2)

5,5

3

Количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства, проживающих в автономном округе, тыс. человек <*> <2>

4,7

5,5

(факт на 01.09.2019- 0,5)

7,0

В 2019 году посредством государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» заключено Соглашение между Федеральным агентством по делам национальностей и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о предоставлении субсидии бюджету Ханты-Мансийского автономного округа – Югры из федерального бюджета в размере 998,2 тыс. рублей или 19,58 % от общего объема бюджетных ассигнований по Соглашению.

Финансовое обеспечение программных мероприятий в 2019 году составило 48 018,7 тыс. рублей, в том числе 998,2 тыс. рублей из федерального бюджета; 45 224,7 тыс. рублей – бюджет автономного округа и 1 795,8 тыс. рублей местный бюджет.

По состоянию на 1 сентября 2019 фактическое исполнение программных мероприятий составляет 24,7% или 10 698,0 тыс. рублей. Такой процент исполнения обусловлен тем, что основная часть финансируемых мероприятий запланирована на 4 квартал 2019 года. Ожидаемое исполнение на конец года – 100%.

 

Государственная программа «Профилактика правонарушений и обеспечение отдельных прав и граждан» направлена на обеспечение прав граждан в отдельных сферах жизнедеятельности, а также на снижение уровня преступности посредством:

- создания и совершенствования условий для обеспечения общественного порядка, в том числе с участием граждан.

- создания условий для деятельности субъектов профилактики наркомании; реализации профилактического комплекса мер в антинаркотической деятельности.

- создания условий для реализации потребителями своих прав и их защиты; повышения уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения.

- организационного сопровождения реализации отдельных государственных полномочий и функций;

- создания условий для развития форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Реализация программных мероприятий позволит достичь следующих ключевых показателей государственной программы :

№ показателя

Наименование показателей результатов

Базовый показатель на начало реализации ГП

Ожидаемое в 2019 г.

Целевое значение показателя на момент окончания действия ГП

1

Доля административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.9, 12.12, 12.16, 12.19 КоАП РФ, выявленных с помощью технических средств фотовидеофиксации, работающих в автоматическом режиме, в общем количестве таких правонарушений, %

68,5

84,7

(факт на 01.09.2019- 92,5)

Данный показатель исключен с 01.01.2020 в связи с передачей средств на фотовидеофиксации в Депдохоз Югры

2

Уровень преступности (число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения), ед.

1376

1343

1133

3

Количество и случаи применения в практике форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления в муниципальных образованиях, ед.

1357

1364

1438

Финансовое обеспечение программных мероприятий в 2019 году составило 303 850,7 тыс. рублей, в том числе 295,5 тыс. рублей из федерального бюджета; 292 276,5 тыс. рублей – бюджет автономного округа и 11 278,7 тыс. рублей местный бюджет.

По состоянию на 1 сентября 2019 фактическое исполнение программных мероприятий составляет 75,1% или 228 891,8 тыс. рублей. Ожидаемое исполнение на конец года – 100%.

 

Государственная программа «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера» направлена на создание условий для устойчивого развития традиционной хозяйственной деятельности и традиционного природопользования;, а также поддержку малообеспеченных граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих в автономном округе, оказание помощи в получении образования, укреплении здоровья; сохранение культуры, родного языка, национальных ремесел, искусства и спорта коренных малочисленных народов Севера. Программные мероприятия реализуются по следующим основным направлениям:

- развитие традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, повышение ее экономического потенциала, в том числе для повышения уровня трудоустройства, самозанятости коренных малочисленных народов Севера;

- повышение уровня и качества жизни коренных малочисленных народов Севера;

- возрождение и развитие самобытной культуры, языка и промыслов коренных малочисленных народов Севера.

№ показателя

Наименование показателей результатов

Базовый показатель на начало реализации ГП

Значение 2019 года

Целевое значение показателя на момент окончания действия ГП

1

Количество пользователей территориями традиционного природопользования (человек)

4572

4647

(факт на 01.09.2019- 4652,0)

5197

2

из них количество пользователей территориями традиционного природопользования из числа коренных малочисленных народов (человек)

4171

4241

(факт на 01.09.2019- 4259,0)

4736

3

Доля граждан из числа коренных малочисленных народов, признанных малообеспеченными, включенных в Реестр территорий традиционного природопользования или проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года N 631-р, получивших меры социальной поддержки, от общего количества указанных граждан, обратившихся за получением государственной поддержки (процентов)

98

98,2

100

4

Удельный вес численности граждан из числа коренных малочисленных народов, получивших среднее профессиональное и высшее образование при предоставлении им государственной поддержки (процентов)

18,4

18,6

20,5

5

Количество национальных общин и организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами коренных малочисленных народов (единиц)

87

88

(факт на 01.09.2019- 87)

110

6

Количество участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие коренных малочисленных народов (человек)

1393

1476

2158

В 2019 году посредством государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» заключено Соглашение между Федеральным агентством по делам национальностей и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о предоставлении субсидии бюджету Ханты-Мансийского автономного округа – Югры из федерального бюджета в размере 9 600,5 тыс. рублей или 30 % от общего объема бюджетных ассигнований по Соглашению.

Финансовое обеспечение программных мероприятий в 2019 году составило 136748,9 тыс. рублей, в том числе 23720,1 тыс. рублей из федерального бюджета; 1436194,0 тыс. рублей – бюджет автономного округа.

По состоянию на 1 сентября 2019 фактическое исполнение программных мероприятий составляет 51,3% или 70 089,3 тыс. рублей. Ожидаемое исполнение на конец года – 100%.

 

Финансовое обеспечение реализации мероприятия «Поддержка мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня» государственной программы «Создание условий для эффективного управления муниципальными финансами» в 2019 году составило 10 505,1 тыс. рублей, в том числе 10 400,0 тыс.рублей – бюджета автономного округа и 105,1 тыс. рублей – местный бюджет.

Мероприятие реализуется посредством предоставления субсидий бюджетам городских округов и муниципальных районов автономного округа на содействие развитию исторических и иных местных традиций. Субсидия имеет целевой характер и направляется на софинансирование проектов, отобранных на условиях инициативного бюджетирования по изготовлению и установке объектов монументально-декоративного искусства: памятников, монументов, памятных знаков, мемориальных досок, стел, скульптурных композиций; по обустройству и (или) оборудованию парков, скверов, площадей. Критерием отбора для предоставления субсидии является юбилейная дата создания (образования) населенного пункта, района автономного округа, закрепленная в уставе населенного пункта, района или подтвержденная архивной справкой.

Финансированием планируется обеспечить 7 муниципальных районов, в составе которых юбилейные даты в текущем году отмечает 21 населенный пункт. По состоянию на 01.09.2019 фактическое исполнение данного мероприятия составило 6,1% или 640 тыс. рублей, наибольший процент исполнения составил у Нижневартовского района (75% или 300 тыс.рублей). Ожидаемое исполнение на конец года – 100%.

 

С целью координации программных мероприятий в течение года:

осуществлялся мониторинг реализации мероприятий государственных программ;

проводилась корректировка программных мероприятий и показателей результативности государственных программ;

осуществлялось перераспределение финансовых ресурсов в целях целенаправленного и эффективного расходования бюджетных средств. При распределении лимитов каждое мероприятие оценено с позиции приоритетности и результативности, вследствие чего произведено перераспределение.

Мероприятия государственной программы полностью выверены с соответствующими федеральными нормативно-правовыми актами и актами субъекта и позволят достичь запланированные значения целевых программных показателей в полном объеме.

При этом большая часть мероприятий всех трех государственных программ реализуется совместно с муниципальными образованиями автономного округа всех уровней, включая поселения, в том числе  с применением механизма софинансирования, что создает условия для формирования единой системы и кратного увеличения количества мероприятий, реализуемых с участием граждан, общественных объединений и экспертного сообщества.

Опубликовано: 02.12.2019 12:32        Обновлено: 10.12.2019 12:02