Размер:
Цвет:

Отчет за 2020 год

 

Информация для подготовки ежегодного отчета Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о предварительных результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в сфере деятельности Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за 2020 год

 

1. О ситуации и эффективности реализации стратегических задач в сфере внутренней политики

 

      

   1.1. Реализация единой государственной политики в сфере регионального развития, содействия развитию местного самоуправления в автономном округе, взаимодействия с политическими партиями, обеспечения прав граждан на проведение публичных мероприятий.

 

Итоги избирательных кампаний 2020 года

В 2020 году в Югре состоялось общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации и Единый день голосования (муниципальные выборы осеннего избирательного цикла).

Голосование проводилось в период введения в Югре режима повышенной готовности в целях снижения риска завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019). При подготовке к проведению голосования реализован комплекс дополнительных мер, направленных на недопущение распространения коронавирусной инфекции:

- все избирательные участки, на которых проводилось голосование, были обеспечены средствами индивидуальной защиты всех лиц, участвующих в избирательном процессе. Были закуплены и распределены маски одноразовые (1 053 032 шт.), перчатки одноразовые (984 438 шт.), халаты одноразовые (27 130 шт.), антисептики (31747 шт.), термометры бесконтактные (714 шт.) и другие средства индивидуальной защиты, всего 2 399 343 единицы;

- Управление Роспотребнадзора России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре утвердило подготовленные Избирательной комиссией автономного округа рекомендации избирательным комиссиям по профилактике рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), при подготовке и проведении голосования. Основные из них – соблюдение безопасного санитарного расстояния между избирателями; разделение потоков избирателей, нанесение линий разметки и указателей направления движения в помещении участковой избирательной комиссии; температурный контроль на входе в помещение для голосования (в том числе в ходе проведения досрочного голосования); организация и оборудование отдельного помещения для голосования избирателей, у которых выявлена повышенная температура тела и другие;

- в период проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации избирателям была предоставлена возможность реализовать свое избирательное право в течение шести дней до основного дня голосования (с 25 по 30 июня), на муниципальных выборах в течение 3 дней (10-12 сентября) до единого дня голосования;

- участникам голосования представлена возможность проголосовать любым удобным для них способом: в помещениях участковых избирательных комиссий, на придомовых территориях и местах общего пользования (на общероссийском голосовании организованы 357 мест для голосования вне помещений на открытом воздухе), на дому (на общероссийском голосовании более 50 000 жителей Югры изъявили желание проголосовать на дому). Для проведения голосования на дому предусмотрена полностью бесконтактная процедура.

В 2020 году при проведении голосования применялись современные технологии: изготовление протоколов участковых комиссий в машиночитаемом виде (с использование технологии QR-кодирования), видеонаблюдение без трансляции в сеть интернет (видеорегистраторы), с возможностью хранения видеоматериала.

Было обеспечено общественное наблюдение за ходом общероссийского голосования и при голосовании на муниципальных выборах в сентябре текущего года: за ходом общероссийского голосования осуществляли наблюдение 11 501 человек, представляющих более 40 общественных объединений, трёх парламентских политических партий - ЛДПР, Справедливая Россия, Единая Россия. На муниципальных выборах в сентябре текущего года корпус наблюдателей составлял 384 человека. Также, на избирательных участках за ходом общероссийского голосования наблюдали 104 члена мониторинговой рабочей группы, за ходом голосования на муниципальных выборах – 26 членов мониторинговой рабочей группы, созданной при Уполномоченном по правам человека в автономном округе.

Общероссийское голосование и муниципальные выборы признаны состоявшимися. Нарушений избирательного законодательства, способных оказать влияние на результаты голосования, не выявлено.

Общественно-политическая ситуация в Югре спокойная. Избирательные кампании прошли с соблюдением законности и легитимности.

 

Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации

1 июля 2020 года в Югре состоялось голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.

Число участников голосования, включенных в список участников голосования, на момент окончания голосования составило 1 146 357 человек.

Всего для голосования было открыто 714 избирательных участков.

Явка избирателей составила 61,72% (707 553 человека).

Югра среди 85 субъектов Российской Федерации по явке заняла 49-ю позицию, среди субъектов Уральского федерального округа –4-ю позицию.

 

Муниципальные выборы

В единый день голосования – 13 сентября 2020 года, в 12 муниципальных образованиях автономного округа на 98 избирательных участках состоялись 13 избирательных кампаний муниципального уровня (к замещению 94 мандата).

Количество участников голосования составило 131 027 избирателей. Явка избирателей составила 31,36% или 48 463 избирателей.

Избрано 6 глав поселений: все от партии «Единая Россия» (100%).

Избраны 88 депутатов представительных органов муниципальных образований автономного округа, из них:

-        73 депутата «Единая Россия» (что составляет 83,0%),

-        9 депутатов КПРФ (10,2%).

-        1 депутат ЛДПР (1,1%),

-        5 депутатов самовыдвижение (5,7%).

В выборах приняли участие 6 политических партий: 4 парламентские – Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия, а также «Коммунистическая партия «Коммунисты России», «Коммунистическая партия социальной справедливости» (итоги общероссийского голосования и муниципальных выборов в Югре прилагаются).

 

         О региональных отделениях политических партий в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

По состоянию на 22 сентября 2020 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре 26 региональных отделений политических партий.

В 2020 году в автономном округе прекратили деятельность 8 региональных отделений политических партий:

- региональное отделение Всероссийской политической партии «ЧЕСТНО» /Человек. Справедливость. Ответственность/» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

- региональное отделение политической партии «Трудовая партия России» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

- региональное отделение Политической партии «ПАРТИЯ ВЕТЕРАНОВ РОССИИ» по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре;

- Региональное отделение в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО»;

- региональное отделение Всероссийской политической партии «Союз Труда» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

- региональное отделение общественной организации Всероссийская политическая партия «Гражданская Сила» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

- Ханты-Мансийское региональное отделение политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт»;

- региональное отделение в Ханты-Мансийском автономном округе Политической партии «Демократическая правовая Россия».

В 2020 году в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре зарегистрированы 3 новых региональных отделения политических партий:

- региональное отделение политической партии «За правду» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

- региональное отделение в Ханты-Мансийском автономном                   округе – Югра политической партии «Партия прямой демократии»;

- региональное отделение в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре политической партии «Новые Люди».

Одной из форм взаимодействия с политическими партиями являются встречи Губернатора автономного округа с депутатскими фракциями политических партий в Думе автономного округа («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия»). В ходе встреч обсуждаются различные темы, затрагивающие как социально-экономические, так и общественно-политические сферы автономного округа.

Представители региональных отделений политических партий приняли участие в работе 15 координационных, совещательных органах при Губернаторе автономного округа, Правительстве автономного округа, исполнительных органах государственной власти автономного округа:

- Межведомственная комиссия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию экстремистской деятельности (партии «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, Яблоко);

- Комиссия при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного      округа – Югры по развитию гражданского общества (партия «Единая Россия»);

- Антинаркотическая комиссия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (партия «Единая Россия»);

- Комиссия по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (партии «Единая Россия», «Родная Партия», «Зеленые», Социальной Защиты);

- Комиссия по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период (партии «Единая Россия», ЛДПР);

- Комиссия по размещению временно свободных средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (партия «Единая Россия»);

- Совет при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (партия «Единая Россия»);

- Совет при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам развития инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (партии «Единая Россия», «Патриоты России»);

- Межведомственная комиссия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по обеспечению реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» (партии «Единая Россия», ЛДПР);

- Совместное заседание Проектного комитета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и комиссии по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (партия «Единая Россия»);

- Общественный совет при Департаменте общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (партия «Единая Россия»);

- Общественный совет при Службе контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (партия «Единая Россия»);

- Общественный совет при Службе государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры (партия «Яблоко»);

- Общественный совет при Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (партия «Единая Россия»);

- Общественный совет при Службе по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (партии: «Единая Россия», «Яблоко»).

 

Развитие системы местного самоуправления

Развитие системы местного самоуправления в 2020 году было сосредоточено на нескольких направлениях.

 

Совершенствование муниципального управления

В 2020 году продолжили свою работу Совет при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – Совет) и Постоянная комиссия Совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – Постоянная комиссия Совета), созданная для оперативного обсуждения вопросов.

В 2020 году состоялись два заседания Совета и три заседания Постоянной комиссии Совета. В соответствии с планом работы Совета, Постоянной комиссии Совета на 2020 год запланировано 7 заседаний. За 9 месяцев 2020 года состоялось 5 заседаний (2 заседания Совета и 3 заседания Постоянной комиссии Совета), еще 2 заседания пройдут в октябре и декабре 2020 года.

На заседаниях коллегиальных органов рассмотрено 9 вопросов, среди них:

- О формировании базовых социальных стандартов, гарантирующих предоставление гражданам независимо от места жительства фиксированного перечня жилищно-коммунальных, транспортных, образовательных, культурно-досуговых и иных социальных услуг, на основе целевых показателей национальных проектов;

- Повышение эффективности бюджетных расходов на содержание органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- О реализации сельскими поселениями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вопроса местного значения – участие в профилактике терроризма и экстремизма, реализация мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия;

- Обращение с ТКО на территории муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- О роли гражданских инициатив в социально-экономическом развитии муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

Развитие форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

С целью стимулирования участия городских округов и муниципальных районов автономного округа в развитии форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления проводится конкурс между муниципальными образованиями автономного округа для предоставления субсидии автономного округа, средства от которой могут быть направлены только на развитие форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Конкурс проводится по двум категориям:

I категория – городские округа автономного округа;

II категория – муниципальные районы автономного округа.

Общий размер субсидии составляет 2 миллиона 400 тысяч рублей.

Средства субсидии муниципальными образованиями направляются на приобретение (изготовление) методических и иных материалов для развития форм; информационное обеспечение форм; проведение обучающих семинаров для руководителей и специалистов органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, лиц, входящих в состав органов территориальных общественных самоуправлений, иных жителей, принимающих участие в развитии форм; проведение мероприятий, направленных на популяризацию среди населения форм; оплату расходов, связанных с участием лиц, входящих в состав органов территориальных общественных самоуправлений, сельских старост, в форумах, семинарах, конференциях, «круглых столах» (расходы на проезд к месту проведения мероприятия и обратно, по найму жилого помещения); материально-техническое обеспечение мероприятий, включенных в «дорожную карту» муниципального образования автономного округа по развитию территориального общественного самоуправления, в условиях осуществления хозяйственной деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих в муниципальном образовании автономного округа, исполнение которых передано территориальным общественным самоуправлениям на основании договора.

В 2020 году для участия в Отборе поступило 13 конкурсных заявок от муниципальных образований автономного округа: город Нягань, город Сургут, город Ханты-Мансийск, город Югорск, город Нефтеюганск, город Мегион, Белоярский район, Кондинский район, Нижневартовский район, Сургутский район, Нефтеюганский район, Березовский район, Советский район.

Победителями Отбора по итогам голосования признаны:

По I категории участников:

1 место – городской округ город Югорск;

2 место – городской округ город Сургут;

3 место – городской округ город Нефтеюганск.

По II категории участников:

1 место – Сургутский район;

2 место – Нефтеюганский район;

3 место – Белоярский район.

С победителями Отбора заключены соглашения о перечислении средств субсидии и в настоящее время осуществляется мероприятия по их целевому использованию. На заседании Президиума Ассоциации «Совет муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», проведение которого запланировано на декабрь 2020 года, состоится награждение победителей Отбора дипломами.

Одними из приоритетных направлений развития форм в 2020 году являлись следующие виды:

1. Развитие института Старост сельского населенного пункта.

По состоянию на 1 сентября 2020 года в автономном округе:

- муниципальный нормативный правовой акт принят в 51 муниципальном образовании;

- назначены старосты в 27 населенных пунктах (количество старост на отчетную дату по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 15).

2. Создание условий для развития Территориального общественного самоуправления.

Для создания условий развития территориального общественного самоуправления (далее – ТОС) в 2018 году утверждена Концепция развития территориального общественного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2025 года, реализация которой способствовала созданию в 2020 году 6 новых ТОСов (1 в городе Пыть-Яхе, 1 в Белоярском районе, 3 в Нижневартовском районе, 1 в Советском районе).

Так, по состоянию на 1 сентября 2020 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре создано 102 территориальных общественных самоуправлений:

Белоярский район (15): г.п. Белоярский (3), с.п. Лыхма (2), с.п. Казым (2), с.п. Сорум (2), с.п. Сосновка (2), с.п. Верхнеказымский (2), с.п. Полноват (2);

Кондинский район (1): г.п. Мортка;

Нефтеюганский район (22): гп. Пойковский (20), сп. Сингапай (2);

Нижневартовский район (9): г.п. Излучинск (1), г.п. Новоаганск (2), с.п. Ваховск (2), с.п. Вата (1), с.п. Зайцева Речка (1), с.п. Ларьяк (1), с.п. Аган (1);

Октябрьский район (2): с.п. Большие Леуши (1), с.п. Перегребное (1);

Советский район (4): г.п. Пионерский (2), г.п. Малиновский (1), г.п. Таежный (1);

Сургутский район (2): г.п. Лянтор (1), г.п. Барсово (1);

Ханты-Мансийский район (1): с.п. Горноправдинск (п. Бобровский);

г. Когалым (1);

г. Лангепас (1);

г. Мегион (2);

г. Нефтеюганск (2);

г. Нижневартовск (2);

г. Нягань (1);

г. Пыть-Ях (2);

г. Сургут (34);

г. Ханты-Мансийск (1).

Из них 31 ТОС зарегистрированы в качестве юридического лица.

 

Совершенствование административно-территориального устройства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Законом автономного округа от 24 сентября 2020 года № 85-оз «Об изменении административно-территориального устройства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и о внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» упразднена деревня Усть-Колекъеган, расположенная в границах сельского поселения Ваховск Нижневартовского муниципального района автономного округа.

 

Осуществление унификации наименований муниципальных образований автономного округа.

С целью приведения наименований муниципальных образований автономного округа в соответствие со статьей 9.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также для обеспечения единообразного подхода к структуре наименований муниципальных образований автономного округа Законом автономного округа от 9 июля 2020 года № 62-оз внесены изменения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

 

Обеспечение гарантий осуществления полномочий депутатами Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и депутатами представительных органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 24 апреля 2020 года № 148-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Думу Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры направлена инициатива о принятии на уровне
автономного округа актов по установлению гарантируемого периода, в течение которого за депутатами, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, сохраняется место работы (должность) на период осуществления полномочий депутата.

Законопроект внесен Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, соответствующие изменения внесены 28 мая 2020 года в законы
автономного округа «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» и «О статусе депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

         Аналогичные изменения внесены муниципальными образованиями автономного округа в Уставы.

 

Создание условий для обеспечения прав и свобод человека и гражданина на проведение публичных мероприятий.

С целью реализации гарантий осуществления прав и свобод человека и гражданина на проведение публичных мероприятий в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре:

1) 19 июня 2020 года внесены изменения в постановление Правительства автономного округа «О перечне единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»:

- в деревне Кама сельского поселения Болчары и в п.Назарово Кондинского района уточнены адреса специально отведенных мест согласно ЕГРН;

- в пгт. Луговой Кондинского района в качестве специально отведенного места определена площадь у здания муниципального учреждения «Культурно-досуговый комплекс п. Луговой»;

- в п.Мулымья Кондинского района уточнено наименование размещения специально отведенного места.

2) 27 февраля 2020 года внесены изменения в статью 2.1 Закона автономного округа «Об отдельных вопросах проведения публичного мероприятия в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в части исключения нормы, устанавливающей запрет на проведение митингов на территориях, прилегающих ближе чем на 50 метров к зданиям (помещениям), в которых размещены органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3) 24 сентября 2020 года внесены изменения в статью 2.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об отдельных вопросах проведения публичного мероприятия в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в части исключения пункта 3, предусматривающего запрет на проведение митингов, шествий и демонстраций на территориях, прилегающих ближе чем на пятьдесят метров к местам, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций.

 

Обеспечение прав граждан на проведение публичных мероприятий

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре публичная активность характеризуется как умеренная. В связи с введением в Югре режима повышенной готовности в целях снижения риска завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отмечается снижение публичной активности.

В период с 1 января по 1 сентября 2020 года политическими партиями, инициативными гражданами, общественными объединениями на территории автономного округа состоялось 184 публичных мероприятия, организация и проведение которых регулируются Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в мероприятиях приняли участие 14126 человек.

Многочисленными были религиозные массовые мероприятия – шествия (Крестные ходы), приуроченные к празднованию Крещения Господня, в них приняли участие 13500 человек.

Кроме того, 1 мая состоялось праздничное шествие профсоюзов города Сургута, приуроченное к празднованию Дня Весны и Труда, в мероприятии приняли участие порядка 2000 человек.

Организаторами 173 мероприятий были инициативные группы граждан и активисты общественных объединений, 11 – политические партии.

Публичные мероприятия организовали следующие

политические партии:

Политическая партия

Количество публичных мероприятий

В процентах к итогу, %

Всего:

11

100,0

ЛДПР

7

63,63

КПРФ

4

36,37

 

Лидеры по количеству участников публичных мероприятий –Нижневартовск, Нягань, Радужный, Нефтеюганск, общее количество участников в указанных муниципальных образованиях составило – 13181 человек (или 93,31% от общей численности участников публичных мероприятий).

Лидеры по количеству проведенных публичных мероприятий – Мегион, Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск. Форма проведения большинства публичных мероприятий – одиночный пикет, всего в указанных муниципалитетах состоялось 156 мероприятий (или 84,78% от общего количества проведенных в автономном округе публичных мероприятий).

Наиболее востребованной формой публичных мероприятий по-прежнему остается пикет, при этом в 2020 году преобладает одиночное пикетирование (из 168 пикетов 132 одиночных (78,57%).

Информация о количестве участников публичных мероприятий, количестве публичных мероприятий, проведенных в муниципальных образованиях Югры в январе-сентябре 2020 года

№ п/п

Муниципальное образование

Количество публичных мероприятий

Количество участников публичных мероприятий

 

шт.

%

шт.

%

ЮГРА

184

100

14126

100

городские округа

172

93,47

13762

97,43

1.

Мегион

92

50

2

0,014

2.

Сургут

44

23,91

204

1,44

3.

Нефтеюганск

8

4,35

365

2,58

4.

Нижневартовск

12

6,52

11916

84,36

5.

Ханты-Мансийск

5

2,72

5

0,04

6.

Урай

3

1,63

1

0,007

7.

Лангепас

3

1,63

251

1,78

8.

Покачи

2

1,09

1

0,007

9.

Когалым

1

0,54

117

0,83

10.

Нягань

1

0,54

500

3,54

11.

Радужный

1

0,54

400

2,83

12.

Югорск

0

0

0

0

13.

Пыть-Ях

0

0

0

0

муниципальные районы

12

6,53

364

2,57

14.

Советский район

9

4,9

54

0,38

15.

Белоярский район

2

1,09

250

1,77

16.

Кондинский район

1

0,54

60

0,42

17.

Сургутский район

0

0

0

0

18.

Нижневартовский р-н

0

0

0

0

19.

Березовский район

0

0

0

0

20.

Нефтеюганский район

0

0

0

0

21.

Октябрьский район

0

0

0

0

22.

Ханты-Мансийский р-н

0

0

0

0

 

Информация о формах проведения публичных мероприятий в январе-сентябре 2020 года:

№ п/п

Форма публичного мероприятия

Количество, шт.

%

ЮГРА

184

100,0

1.

Пикеты

168

91,3

 

В том числе одиночные

132

 

2.

Митинги

7

3,8

3.

Шествия

9

4,9

 

Информация об инициаторах публичных мероприятий в январе-августе 2020 года:

№ п/п

Направленность публичного мероприятия

Количество, шт.

%

Югра

184

100,0

1.

Инициативные граждане, общественные объединения

173

94,02

2.

Политические партии

11

5,98

 

Несмотря на умеренность публичной активности в автономном округе, можно утверждать, что в этой плоскости политических отношений уже сложились определенные нормы поведения для всех участников процесса, связанного как с подготовкой, так и с проведением публичных мероприятий.

В автономном округе публичные мероприятия проводятся строго в соответствии с действующим законодательством. На уровне субъекта приняты все необходимые решения, для обеспечения законности при проведении публичных мероприятий:

- закон автономного округа, регулирующий отдельные вопросы проведения публичных мероприятий в Югре;

- утвержден перечень единых мест специально отведенных для проведения публичных акций;

- во всех 22 муниципальных образованиях автономного округа работают коллегиальные органы, обеспечивающие рассмотрение поступающих уведомлений о проведении публичных мероприятий, в состав которых включены представители территориальных подразделений Управления МВД России по автономному округу;

- определены сотрудники Администраций муниципальных образований, ответственные по вопросам организации и проведения публичных мероприятий;

- организовано взаимодействие исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа с Управлением МВД России по автономному округу, Управлением Росгвардии по автономному округу, Прокуратурой автономного округа по вопросам обеспечения законности при проведении публичных мероприятий.

 

Региональный этап Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

В соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 19 мая 2017 года № 195-п «О региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в 2020 году проведен ежегодный региональный этап Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – региональный этап), который проводился по пяти номинациям:

градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства;

муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами;

обеспечение эффективной «обратной связи» с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах;

укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне;

модернизация городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений («умный город»).

Для участия в региональном этапе конкурса поступило 117 конкурсных заявок от 57 муниципальных образований автономного округа.
5 августа 2020 года подведены итоги регионального этапа (в 2019 году поступило 66 конкурсных заявок от 41 муниципального образования автономного округа).

Победителями регионального этапа по номинации «Градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства» признаны:

По I категории участников (городские округа и городские поселения):

1 место - город Нижневартовск («Марафон благоустройства»);

2 место - город Нижневартовск («Реализация проекта «Инициативное бюджетирование» на 2018-2022 годы на примере благоустройства территории пешеходной зоны по улице Кузоваткина в створе улицы Ленина и улицы Мира»);

3 место - город Нягань («Благоустройство памятных мест в целях гражданско-патриотического воспитания: «Аллея Российской Славы»).

По II категории участников (сельские поселения):

1 место - сельское поселение Русскинская Сургутского района;

2 место - сельское поселение Солнечный Сургутского района;

3 место - сельское поселение Алябьевский Советского района.

Кроме того, конкурсной комиссией принято решение направить в федеральную конкурсную комиссию по номинации «Градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства» конкурсные заявки муниципальных образований автономного округа (как имеющие лучшие практики по реализации градостроительной политики, обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитию жилищно-коммунального хозяйства) города Нягани («Благоустройство общественной территории «Сквер в ж.р. Восточный (район СОШ № 2)» (Сквер «Рябиновый»)» и «Благоустройство памятных мест в целях гражданско-патриотического воспитания: «Сквер имени Маргелова В.Ф.») городского поселения Советский Советского района.

Победителями регионального этапа по номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами» признаны:

По I категории участников (городские округа и городские поселения):

1 место - город Когалым;

2 место - город Ханты-Мансийск;

3 место - городское поселение Лянтор Сургутского района.

По II категории участников (сельские поселения):

1 место - сельское поселение Солнечный Сургутского района;

2 место - сельское поселение Унъюган Октябрьского района;

3 место - сельское поселение Ваховск Нижневартовского района.

Конкурсной комиссией принято решение направить в федеральную конкурсную комиссию по номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами» конкурсную заявку городского поселения Кондинское Кондинского района (как имеющего лучшую практику в сфере управления муниципальными финансами).

Победителями регионального этапа по номинации «Обеспечение эффективной «обратной связи» с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах» признаны:

По I категории участников (городские округа и городские поселения):

1 место - городское поселение Новоаганск Нижневартовского района;

2 место - городское поселение Мортка Кондинского района;

3 место - город Сургут.

По II категории участников (сельские поселения):

1 место - сельское поселение Полноват Белоярского района;

2 место - сельское поселение Верхнеказымский Белоярского района;

3 место - сельское поселение Малый Атлым Октябрьского района.

Конкурсной комиссией принято решение направить письмо в Общероссийскую общественную организацию «Всероссийский Совет местного самоуправления» о рассмотрении возможности представления конкурсной заявки города Ханты-Мансийска по номинации «Обеспечение эффективной «обратной связи» с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах» (как имеющего лучшую практику по обеспечению эффективной «обратной связи» с жителями муниципального образования, развитию территориального общественного самоуправления и привлечению граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах) в федеральную конкурсную комиссию.

Победителями регионального этапа по номинации «Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне» признаны:

По I категории участников (городские округа и городские поселения):

1 место - город Нягань;

2 место - городское поселение Лянтор Сургутского района;

3 место - город Сургут и город Ханты-Мансийск.

По II категории участников (сельские поселения):

1 место - сельское поселение Шапша Ханты-Мансийского района;

2 место - сельское поселение Казым Белоярского района;

3 место - сельское поселение Саранпауль Березовского района.

Победителями регионального этапа по номинации «Модернизация городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений («умный город»)» признаны:

По I категории участников (городские округа и городские поселения):

1 место - город Ханты-Мансийск;

2 место - город Нижневартовск;

3 место - город Урай.

Конкурсной комиссией принято решение направить в федеральную конкурсную комиссию по номинации «Модернизация городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений («умный город»)» конкурсную заявку города Радужного, как имеющего лучшую практику по внедрению цифровых технологий и платформенных решений, обеспечивающих «обратную связь» по вопросам городского развития.

Таким образом, определено 28 победителей регионального этапа. При этом конкурсной комиссией отобрано 33 конкурсные заявки для участия в федеральном этапе Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика». 1 конкурсная заявка рекомендована к представлению Общероссийской общественной организацией «Всероссийский Совет местного самоуправления» в федеральную конкурсную комиссию.

 

2. Реализация единой государственной политики в сфере профилактики правонарушений, обеспечения защиты прав потребителей, обеспечения оказания гражданам бесплатной юридической помощи, антинаркотических мероприятий

 

Профилактика правонарушений

Правительством автономного округа совместно с правоохранительными органами и органами местного самоуправления реализуется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение преступности и профилактику правонарушений.

К таким мерам можно отнести совершенствование нормативной правовой базы автономного округа, реализацию мероприятий государственных и муниципальных программ, направленных на профилактику правонарушений, а также деятельность органов по координации профилактической работы.

За последние 10 лет (с 2010) показатель уровня преступности (число преступлений, в расчете на 100 тыс. населения) снизился на 44,2% (с 2231 до 1244 преступлений). Общее число зарегистрированных преступлений в автономном округе сократилось на 39,6% (с 34,3 до 20,7 тыс.), в том числе убийств в 2,5 раза (с 184 до 72), изнасилований в 3,7 раза (с 70 до 19 фактов), разбойных нападений в 4,5 раза (с 225 до 50), грабежей в 9 раз (с 1531 до 170).

По итогам 8 месяцев 2020 года на территории автономного округа, в сравнении с аналогичным периодом 2019 года, сократилось число убийств на бытовой почве (на 25%), разбоев (на 18,9%), изнасилований (на 9,1%), краж чужого имущества (на 18,8%). На 30,1% меньше совершено преступлений иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Продолжается внедрение систем видеонаблюдения в общественных местах и на улицах населенных пунктов автономного округа. Число функционирующих видеокамер в сфере охраны общественного порядка по итогам 8 месяцев 2020 года составило 1417 единиц, что на 132 единицы или 10,2% больше показателя аналогичного периода 2019 года. С помощью видеокамер раскрыто 63 преступления (за аналогичный период прошлого года – 82), выявлено 664 административных правонарушения (за 8 месяцев 2019 года – 1447).

Значительный вклад в обеспечение правопорядка внесли 157 общественных формирований по охране общественного порядка численностью 2137 человек. За 8 месяцев 2020 года ими выявлено 2506 административных правонарушений (за аналогичный период прошлого года – 4497) и раскрыто 7 преступлений (за 8 месяцев 2019 года – 18).

В период с 5 мая по 28 сентября 2020 года с участием народных дружинников выявлено 1268 правонарушений, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения).

По итогам 8 месяцев 2020 года показатель уровня преступности в автономном округе (число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения) составил 833,3 преступлений, что ниже среднестатистического показателя по субъектам Российской Федерации входящим в УрФО (1038,8) и в целом по Российской Федерации (931,6).

 

Антинаркотическая деятельность

Предварительная оценка основных целевых показателей реализации антинаркотических мероприятий государственных и муниципальных программ автономного округа за 8 месяцев 2020 года, в сравнении с аналогичным периодом 2019 года, показала:

общая распространенность наркомании в расчете на 100 тысяч человек сократилась на 13,5% со 139,2 (2323 больных) до 120,4 (2009 больных);

на 12,6% сократилось число лиц, зарегистрированных с диагнозом «пагубное (с вредными последствиями) употребление наркотиков» в расчете на 100 тысяч человек (2019 год– 64,9 или 1083 человека, 2020 год – 56,7 или 947 человек);

число лиц с впервые в жизни с установленным диагнозом «наркомания» в расчете на 100 тысяч человек сократилась на 44,4% с 4,5 (75 больных) до 2,5 (42 больных);

на 29,6% сократилось число лиц, впервые в жизни зарегистрированных с диагнозом «потребление наркотиков с вредными последствиями» в расчете на 100 тысяч человек (2019 год– 5,4 или 90 человек, 2020 год – 3,8 или 64 человека);

на 2% сократилось количество зарегистрированных наркопреступлений (с 1823 преступлений до 1787);

на 43 % (с 7 до 4 человек) снизилось число несовершеннолетних с впервые в жизни установленным диагнозом «пагубное употребление наркотиков»;

на 34 % (с 20 до 13 человек) снизилось число несовершеннолетних, зарегистрированных с диагнозом «употребление наркотических веществ с вредными последствиями»;

не допущено увеличение количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных с участием несовершеннолетних (10 преступлений, на уровне 8 месяцев 2019 года), при этом число подростков их совершивших снизилось на 60% (с 10 до 4);

на 54,7 % снизилось количество выявленных административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и потреблением наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, совершенных несовершеннолетними (с 53 до 24 фактов).

Продолжена работа по поддержке негосударственных общественных организаций, занимающихся вопросами комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, путем предоставления сертификатов на оплату услуг и на условиях компенсации поставщику социальных услуг.

Ежегодно предусмотрено предоставление 40 сертификатов на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации граждан, страдающих наркотическими заболеваниями. Стоимость одного сертификата составляет 61,4 тыс. рублей. Так, за 8 месяцев 2020 года выдан 31 сертификат (77,5 %) на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями из 40 запланированных на год.

В 2020 году компенсация по предоставлению социальных услуг наркозависимым гражданам выплачена негосударственным поставщикам в размере 8387,3 тыс. руб. (2019 - 8239,7 тыс. руб., 2018 – 6055,4 тыс. руб., 2017 – 4 391 тыс. руб., 2016– 1 402 тыс. руб., в 2015 году данная мера поддержки не была предусмотрена).

 

Деятельность административных комиссий

В 22 муниципальных образованиях автономного округа созданы 24 административные комиссии, в составе которых работает 34 секретаря. Общая численность членов административных комиссий составляет 221 человек.

За 8 месяцев 2020 года административными комиссиями городских округов и муниципальных районов рассмотрено 6 968 дел об административных правонарушениях, что на 14,6 % больше показателя аналогичного периода 2019 года (6 080).

В соответствии с Соглашением, заключенным между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 4 февраля 2019 года о передаче МВД России части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 июня 2010 г. № 102-оз «Об административных правонарушениях», за 8 месяцев 2020 года сотрудниками полиции составлено 5228 протоколов об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена законодательством автономного округа (в 2019 году – 2799 протокола), в том числе за нарушение тишины и покоя граждан по статье 10 Закона автономного округа «Об административных правонарушениях» составлено 3887 протоколов (в 2019 году – 2010 протоколов).

 

Бесплатная юридическая помощь

С 2012 года в автономном округе действует государственная система предоставления бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан. Система предусматривает предоставление квалифицированных юридических услуг адвокатами Адвокатской палаты Ханты-Мансийского автономного округа наименее социально защищенным категориям граждан.

В дополнение к категориям граждан, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи, определенных федеральным законом, в автономном округе перечень дополнен 13 категориями и 5 случаями.

С начала реализации проекта бесплатная юридическая помощь предоставлена 8827 жителям автономного округа. В список адвокатов участников государственной системы бесплатной юридической помощи в 2020 году включены 247 адвокатов.

За 8 месяцев 2020 года адвокатами была оказана бесплатная юридическая помощь 746 жителям автономного округа, что на 6,3 % меньше показателя 2019 года (за аналогичный период прошлого года – 796). Следует отметить, что оказание бесплатной юридической помощи носит заявительный характер.

В том числе право на получение бесплатной юридической помощи реализовано следующими категориями граждан:

родители и воспитывающие детей в возрасте до 14 лет в неполных семьях – 228;

граждане, проживающие в труднодоступных и малонаселенных местностях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 160;

многодетные родители – 123;

граждане пожилого возраста старше 65 лет – 90.

Обращения граждан в основном касались вопросов, связанных с взысканием алиментов – 226, предоставлением мер социальной поддержки, оказанием малоимущим гражданам государственной социальной помощи – 214, назначением, перерасчетом и взысканием страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца – 56.

Граждане воспользовались услугами в виде предоставления устных и письменных консультаций – 596, представительства интересов в судах – 475, составления исковых заявлений в суд первой инстанции – 329.

 

Защита прав потребителей

С учетом Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года № 1837-р, приоритетными направлениями в области защиты прав потребителей в автономном округе в 2020 году являются обеспечение защиты жителей автономного округа как потребителей при акцентировании внимания на социально уязвимые группы населения, содействие деятельности общественных объединений потребителей.

С 10 января 2020 года начал функционировать тематический сайт «Защита прав потребителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» https://zpp.admhmao.ru/. Сайт содержит информацию о защите прав потребителей, представляющую интерес для широкого круга потребителей, в том числе контакты структурных подразделений органов местного самоуправления и общественных объединений, оказывающих правовую помощь потребителям, контрольно-надзорных органов, экспертных организаций, перечень нормативных правовых актов, актуальную информацию об изменениях в законодательстве в сфере защиты прав потребителей, основных правах потребителей и механизмах защиты этих прав, полезные советы потребителям, ответы на часто задаваемые вопросы, активные ссылки на государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей, сайты государственных органов и общественных организаций, занимающихся вопросами защиты прав потребителей. За 8 месяцев 2020 года на сайте размещено 92 информационных материала.

В 2020 году защиту прав потребителей осуществляли органы местного самоуправления 30 муниципальных образований, 6 общественных объединений потребителей. За 8 месяцев текущего года органами по защите прав потребителей муниципального и окружного уровней предоставлено 6260 консультаций о правах потребителей и необходимых действиях по защите этих прав, что на 3 % выше показателя аналогичного периода 2019 года.

Оказана помощь в составлении 2060 претензий, 48 исковых заявлений, проведено 454 обучающих мероприятия.

Региональными общественными организациями в 2020 году реализуются 2 проекта «Инспекция народного контроля», «Общественная инспекция Нижневартовского района», ставшие победителями конкурса на грант Губернатора Югры на развитие гражданского общества. 2 проекта «Право защитить права» являются победителями конкурса на грант Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.

В результате проведенных мероприятий доля потребительских споров, разрешенных в досудебном и внесудебном порядке, составила 75 % от общего количества потребительских споров, по которым потребителям оказана правовая помощь.

 

3. Реализация мер, направленных на противодействие экстремизму, предупреждение религиозной и национальной нетерпимости, а также на создание условий для укрепления гражданского единства и сохранения этнокультурного многообразия народов

Стратегия реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2025 года и Комплексный план мероприятий по ее реализации обеспечивают выполнение в Югре основных задач государственной национальной политики Российской Федерации.

Приняты меры по повышению эффективности деятельности образованных при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры и главах муниципальных образований общественных советов и иных консультативных органов по вопросам межнациональных и межрелигиозных отношений, в том числе обеспечено представительство вновь созданных национально-культурных автономий.

По итогам внедрения Регионального стандарта по организации единообразной системы деятельности по укреплению межнационального и межконфессионального согласия на региональном и муниципальном уровне в целях реализации комплексного подхода решения задач и принятия дополнительных мер по актуальным вопросам в работе соответствующих коллегиальных и совещательных органов муниципальных районов обеспечено участие глав городских и сельских поселений.

Во всех 22 муниципальных районах и городских округах автономного округа отраслевые программы и комплексные планы мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремисткой деятельности также обеспеченны финансированием. В муниципальных образованиях реализовано порядка 500 мероприятий по укреплению гражданского единства, обеспечению межнационального и межконфессионального согласия в Югре.

В целях обеспечения финансированием и повышения качества реализации мероприятий по гармонизации этноконфессиональных отношений, социальной и культурной адаптации мигрантов бюджетам городских округов и муниципальных районов автономного округа на условиях софинансирования предоставлены субсидии из бюджета автономного округа на реализацию мероприятий муниципальных программ (подпрограмм) в сфере укрепления межнационального и межконфессионального согласия, профилактики экстремизма на общую сумму 1 200 тыс. рублей.

В целях формирования у жителей Югры культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей, недопущения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, обеспечено проведение социально значимых общественных мероприятий, приуроченных к празднованию государственных праздников: День России, День народного единства. Примеры таких мероприятий:

- Флэш-моб «Россией связаны навеки, Югрою сплочены» (размещение в социальных сетях фотографий на фоне баннера на тему единства наций с хэштегом #МЫЕДИНЫ);

- Окружной молодежный форум-фестиваль «МосТы»;

- Фотоконкурс и выставка фоторабот «ТЫ+Я=ЮГРА»;

- Акция «Литературный автобус» (аудиотрансляция в общественном транспорте в муниципальных образованиях автономного округа произведений поэтов России на тему единства народов);

- Всероссийский фестиваль любительского художественного творчества национально-культурных объединений «Возьмёмся за руки, друзья!»;

- Молодежный фестиваль национальных культур Югры «Мы единый народ».

Присуждена премия Губернатора автономного округа «За вклад в развитие межэтнических отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» 5 физическим лицам в размере 100 тыс. рублей каждому и 3 юридическим лицам в размере 250 тыс. рублей каждому.

4 сентября 2020 года утверждена актуализированная модельная муниципальная программа «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика экстремизма», дополненная мероприятиями, направленными на решение муниципальными районами в сельских поселениях вопросов местного значения по укреплению межнационального и межконфессионального согласия, профилактике терроризма и экстремизма. До 15 октября 2020 года действующие программы муниципальных районов в сфере гармонизации этноконфессиональных отношений, профилактики экстремизма будут приведены в соответствие с утвержденной модельной программой.

По итогам анализа положений новой редакции Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 года
№ 344) расширен перечень мероприятий государственной программы, направленных на проведение профилактической работы в конкретных группах молодежи:

- молодые люди в возрасте от 14 до 23 лет, в том числе состоящие
на профилактическом учете и (или) находящиеся под административным надзором в правоохранительных органах в связи с причастностью
к совершению правонарушений в сфере общественной безопасности;

- воспитанники спортивных школ и клубов по месту жительства, развивающие, в числе видов спорта, различные виды единоборств.

Мероприятия направлены на формирование у подрастающего поколения уважительного отношения ко всем этносам и религиям, стойкого неприятия идеологии экстремизма.

Мнение жителей автономного округа о состоянии этноконфессиональных отношений ежегодно изучается в ходе социологических опросов. По данным исследования, проведенного в 2019 году, доля жителей автономного округа, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в Югре, составила 78,5% (плановый показатель – 73,0%).

Решение отдельных вопросов по обеспечению социально-экономического и этнокультурного развития коренных малочисленных народов Севера

Решение задач социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера обеспечивается исполнительными органами государственной власти при реализации отраслевых государственных программ. Базовое значение имеет государственная программа «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера».

В целях обеспечения условий для реализации прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера в автономном округе осуществляется реализация приоритетного проекта «Совершенствование системы устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – приоритетный проект).

В соответствии с приоритетным проектом внесены изменения в положения 9 исполнительных органов государственной власти, а также внесены изменения в 6 государственных программ автономного округа по устойчивому развитию коренных малочисленных народов.

Актуализирована Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе по поступившим предложениям представителей общественности коренных малочисленных народов Севера, в которой обозначены направления, требующие особого внимания органов власти – демографические показатели, система воспитания и обучения (внедрение альтернативных форм обучения), развитие традиционной хозяйственной деятельности, содействие трудоустройству и создание условий для самозанятости коренных малочисленных народов Севера.

Концепция вводит понятие «Региональная модель устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера» как систему эффективного управления и взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа по реализации полномочий в этой области.

Также в Концепции зафиксировано применение Модельной муниципальной программы, разработанной в целях обеспечения единства подходов при формировании целей и основных мероприятий муниципальных программ по устойчивому развитию коренных малочисленных народов Севера. Документ носит рекомендательный характер.

Принципиально новым является закрепление в Концепции показателей (на период до 2025 года), отражающих результаты ее реализации для контроля результатов работы исполнительных органов государственной власти. Показатели, отражают плановые значения динамики улучшения качества жизни данной категории граждан.

В соответствии с поручением Совета представителей коренных малочисленных народов Севера при Правительстве автономного округа в 2020 году принята Концепция развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера автономного округа и план мероприятий («дорожная карта») по ее реализации на 2020-2024 годы.

На создание условий социально-экономического и культурного развития для граждан из числа коренных малочисленных народов Севера направлены мероприятия и меры государственной поддержки государственных программ автономного округа:

-  «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера»;

-  «Развитие жилищной сферы»;

- «Развитие агропромышленного комплекса» (на развитие системы заготовки и переработки дикоросов, на развитие рыбохозяйственного комплекса, рыболовства и производства рыбной продукции).

Предварительная оценка реализации мероприятий по социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера за 9 месяцев 2020 года, в сравнении с аналогичным периодом 2019 года, показала следующее:

на 0,8% увеличилось численность лиц, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность на территориях традиционного природопользования регионального значения (с 4 719 человек до 4 757);

на 1% увеличилось количество обучающихся, изучающих родной (хантыйский, мансийский, ненецкий) язык (в 2019-2020 учебном году - 2034 человека, в 2018-2019 учебном году – 2022 человека);

на 41% увеличилось количество выданных субсидий по улучшению жилищных условий для граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, признанных до 31 декабря 2013 года участниками подпрограмм.

Продолжена работа по подготовке кадров из числа коренных малочисленных народов Севера. В 2020 году меры государственной поддержки обучения, в том числе компенсацию по Региональному перечню профессий, связанных с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности, развитием самобытной культуры и родных языков коренных малочисленных народов Севера получили 800 человек. Общий объем предоставленых мер государственной поддержки студентам из числа коренных малочисленных народов Севера (компенсация оплаты обучения и пособия – на питание, учебники, одежду и т.д.) составил 43 413,3 тыс. рублей.

В целях обеспечения доступа коренного населения Югры к государственным сервисам реализуется проект «IT-стойбище». В 2020 году планируется подключить 17 точек доступа к сети Интернет для 750 человек, проживающих на отдаленных и труднодоступных территориях автономного округа, что на 47% больше, чем в 2019 году (9 точек доступа к сети Интернет). По состоянию на 1 октября 2020 года подключено 13 точек доступа, 4 точки доступа планируется подключить до конца года.

Кроме того, выделено 11 426,0 тыс. рублей на оказание материальной (финансовой) помощи малообеспеченным гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера.

С учетом предложений общественности, поступивших в ходе заседания Совета представителей коренных малочисленных народов Севера при Правительстве автономного округа в 2020 году, на 2 173,1 тыс. рублей увеличен объем финансирования на чествование трудовых династий, старейшин и юбиляров из числа коренных малочисленных народов Севера и составил 2 623,1 тыс. рублей, что позволило обеспечить памятными подарками 641 юбиляра.

Ежегодно на премии и гранты в сфере сохранения, развития, популяризации традиционной культуры, фольклора, традиций, языка, национальных промыслов и ремесел выделяется 3 290 тыс. рублей. В 2020 году определены 3 лауреата премии Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры им. И.Н.Шесталова и 7 победителей Конкурса по предоставлению грантов в виде субсидий для реализации проектов и программ, способствующих развитию традиционной хозяйственной деятельности.

7 сентября 2020 года состоялась открытая (публичная) защита проектов и программ, способствующих развитию традиционной хозяйственной деятельности, по итогам которой признаны победителями 9 проектов из Березовского, Белоярского, Октябрьского, Советского, Нижневартовского, Нефтеюганского, Ханты-Мансийского районов на общую сумму 20 945 тыс. рублей.

В числе наиболее значимых мероприятий, направленных на популяризацию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера, следует отметить ставший уже традиционным VI Конкурс профессионального мастерства среди оленеводов автономного округа на Кубок Губернатора Югры, который состоялся в марте 2020 года. Участниками мероприятия стали 22 оленевода (13 мужчин, 9 женщин) из Белоярского, Ханты-Мансийского, Нижневартовского, Сургутского, Березовского районов.

Проведение мероприятия способствовало популяризации оленеводства среди коренных малочисленных народов Севера, лучшие оленеводы смогли представить свой опыт в ведении традиционной хозяйственной деятельности, в том числе, транслировать свои знания молодому подрастающему поколению.

В целях сохранения и развития языков коренных малочисленных народов Севера выходят окружные газеты на национальных языках ханты и манси «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос», детские журналы на языках ханты «Хатлые» и манси «Витсам»», газета «Айкол» на сургутском диалекте языка ханты, а также сайт www.khanty-yasang.ru, на котором статьи хантыйских и мансийских журналистов размещены с параллельным переводом на русский язык.

 

4. О результатах и эффективности реализации Государственных программ

Одними из приоритетных направлений политики автономного округа, реализуемых Департаментом внутренней политики автономного округа, является профилактика правонарушений общественного порядка, злоупотребления и незаконного оборота наркотиков, регионального развития и содействия развитию местного самоуправления в автономном округе, межнациональных (межэтнических) отношений, российского казачества, профилактики экстремизма, а также иные полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вышеуказанные приоритетные направления реализовываются посредством мероприятий, закрепленных в государственных программах автономного округа

- «Профилактика правонарушений и обеспечение отдельных прав и граждан»;

- «Реализация государственной национальной политики и профилактика экстремизма»;

«Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера»,

а также реализуемого Депполитики Югры (до 2020 года включительно) мероприятия государственной программы «Создание условий для эффективного управления муниципальными финансами».

 

Государственная программа «Профилактика правонарушений и обеспечение отдельных прав и граждан» направлена на обеспечение прав граждан в отдельных сферах жизнедеятельности, а также на снижение уровня преступности посредством:

- создания и совершенствования условий для обеспечения общественного порядка, в том числе с участием граждан;

- создания условий для деятельности субъектов профилактики наркомании; реализации профилактического комплекса мер в антинаркотической деятельности;

- создания условий для реализации потребителями своих прав и их защиты; повышения уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения;

- организационного сопровождения реализации отдельных государственных полномочий и функций;

- создания условий для развития форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Финансовое обеспечение программных мероприятий в 2020 году составило 309 958,4 тыс. рублей, в том числе 344,2 тыс. рублей из федерального бюджета; 301 938,4 тыс. рублей – бюджет автономного округа и 7 675,8 тыс. рублей местный бюджет.

С учетом уточнений принятых распоряжением Правительства автономного округа от 24.07.2020 № 428-рп «О принятии решения о внесении изменений в сводную бюджетную роспись бюджета автономного округа на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», ожидаемое исполнение на конец года – 99,7%.

Через проведение профилактических мероприятий, направленных на профилактику правонарушений общественного порядка и повышение безопасности дорожного движения, предупреждение злоупотребления и незаконного оборота наркотиков, пропаганду здорового образа жизни, удалось достичь положительных результатов в курируемой сфере. Реализация программных мероприятий в 2020 году позволит достичь плановых значений показателей государственной программы:

№ показателя

Наименование показателей результатов

Базовый показатель на начало реализации ГП

Ожидаемое в 2020 г.

Целевое значение показателя на момент окончания действия ГП

1

Уровень преступности (число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения), ед.

1376

1 250

1133

2

Количество форм непосредственного осуществления местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления в муниципальных образованиях и случаев их применения, ед.

1357

1371

1438

- «Уровень преступности (число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения)» при плане – 1311 ед. фактическое ожидание составляет 1250 ед., то есть планируемая степень достижения 105 % (показатель является обратнозависимым);

- «Количество форм непосредственного осуществления местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления в муниципальных образованиях и случаев их применения, ед.» при плане – 1371 ед., факт – 1371 ед., то есть планируемая степень достижения составляет 100,0%.

Таким образом, средний уровень достижения установленных государственной программой показателей по оценке за 2020 год составляет 102,5%, что свидетельствует о достаточной координации ресурсов, направленных на реализацию государственной программы, для достижения определенных в ней целей, решения поставленных задач.

 

Государственная программа «Реализация государственной национальной политики и профилактика экстремизма» направлена на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации, профилактику экстремизма на национальной и религиозной почве и соответственно программные мероприятия реализуются по следующим основным направлениям:

- гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений;

- профилактика экстремизма, обеспечение гражданского единства;

- содействие социальной и культурной адаптации мигрантов;

- развитие российского казачества.

Государственная программа усилена в 2020 году следующими мероприятиями в сфере профилактики экстремизма:

1. Разработка (включая лингвистическую экспертизу, направленную на облегчение понимания текста) и распространение памятки-карты для мигрантов с адресами служб, органов власти и некоммерческих организаций.

2. Производство и распространение мультимедийного видеокурса для мигрантов, направленного на обучение иностранных граждан их правам и обязанностям, нормам и культуре поведения в принимающем сообществе, информирование о системе государственных услуг и рынке труда.

3. Проведение «Школы дружбы» на базе общеобразовательных организаций в муниципальных образованиях автономного округа в целях просветительской работы среди старших школьников, направленной на предотвращение их вовлечения в экстремистскую деятельность.

Вовлечение молодежи и жителей округа в мероприятия, направленные на укрепление общероссийского гражданского единства и этнокультурное развитие народов России, призвано устранить предпосылки для межнациональных, межконфессиональных конфликтов, обеспечить снижение уровня тревожности населения в отношении угрозы экстремистских проявлений.

Финансовое обеспечение программных мероприятий в 2020 году составило 42 904,9 тыс. рублей, в том числе 40 700,4 тыс. рублей – бюджет автономного округа и 2 204,5 тыс. рублей местный бюджет.

С учетом уточнений принятых распоряжением Правительства автономного округа от 24.07.2020 № 428-рп «О принятии решения о внесении изменений в сводную бюджетную роспись бюджета автономного округа на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», ожидаемое исполнение на конец года – 100 %.

Реализация программных мероприятий позволит достичь плановых значений показателей государственной программы:

№ показателя

Наименование показателей результатов

Базовый показатель на начало реализации ГП

Ожидаемое в 2020 г.

Целевое значение показателя на момент окончания действия ГП

1

Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в автономном округе, в общем количестве граждан, %

66,4

78,0

 

82,0

2

Количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства, проживающих в автономном округе, тыс. человек

4,7

6,1

7,0

Ключевым результатом действия государственной программы является увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в автономном округе, который на момент её окончания (к 2030 году) должен вырасти с 66,4%  до 82%.

Кроме того, направления государственной программы и реализация основных мероприятий позволят достичь следующих результатов:

- недопущение этноконфессиональных конфликтов, формирование в обществе сферы нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей;

- укрепление межнациональных (межэтнических) отношений, сокращение случаев проявления ксенофобии и радикализма в обществе, развитие духовного и гражданского единства народов России, проживающих в Югре;

- вовлечение в процесс социальной и культурной адаптации трудовых мигрантов и членов их семей;

- содействие развитию и объединению казачества, обеспечение участия казачьих обществ в решении государственных и муниципальных задач.

 

Государственная программа «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера» направлена на создание условий для устойчивого развития традиционной хозяйственной деятельности и традиционного природопользования, а также поддержку малообеспеченных граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих в автономном округе, оказание помощи в получении образования, укреплении здоровья; сохранение культуры, родного языка, национальных ремесел, искусства и спорта коренных малочисленных народов Севера.

В 2019 году посредством государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» заключено Соглашение между Федеральным агентством по делам национальностей и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о предоставлении субсидии бюджету Ханты-Мансийского автономного округа – Югры из федерального бюджета на 2020-2022 годы. В соответствии с которым в 2020 размер субсидии из федерального бюджета составил 9 830,8 тыс. рублей или 30 % от общего объема бюджетных ассигнований по Соглашению.

Финансовое обеспечение программных мероприятий в 2020 году составляет 138 482,9 тыс. рублей, в том числе 9 830,8 тыс. рублей из федерального бюджета; 128 652,1 тыс. рублей – бюджет автономного округа, что позволит достичь следующих показателей:

 

№ показателя

Наименование показателей результатов

Базовый показатель на начало реализации ГП

Значение

2019 года

Значение 2020 года

Целевое значение показателя на момент окончания действия ГП

1

Количество пользователей территориями традиционного природопользования (человек)

4572

4719

 

4746

(факт на 01.09.2020- 4757)

5197

из них количество пользователей территориями традиционного природопользования из числа коренных малочисленных народов (человек)

4171

4322

4329

(факт на 01.09.2020- 4358)

4736

2

Доля граждан из числа коренных малочисленных народов, признанных малообеспеченными, включенных в Реестр территорий традиционного природопользования или проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 631-р, получивших меры социальной поддержки, от общего количества указанных граждан, обратившихся за получением государственной поддержки (процентов)

98

98,2

98,4

100

3

Удельный вес численности граждан из числа коренных малочисленных народов, получивших среднее профессиональное и высшее образование при предоставлении им государственной поддержки (процентов)

18,4

18,6

18,8

20,5

4

Количество национальных общин и организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами коренных малочисленных народов (единиц)

87

88

 

90

110

5

Количество участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие коренных малочисленных народов (человек)

1393

1476

1557

2158

 

Направления государственной программы и реализация основных мероприятий позволят достичь следующих результатов:

- развитие традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, повышение ее экономического потенциала, в том числе для повышения уровня трудоустройства, самозанятости коренных малочисленных народов Севера;

- повышение уровня и качества жизни коренных малочисленных народов Севера;

- возрождение и развитие самобытной культуры, языка и промыслов коренных малочисленных народов Севера;

- сохранение исконной среды обитания и поддержка традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;

- обеспечение доступа к образовательным услугам с учетом этнокультурных особенностей коренных малочисленных народов Севера.

Реализация мероприятий Государственной программы показывает востребованность у граждан из числа коренных малочисленных народов Севера мер государственной поддержки, которые позволяют им получить адресную поддержку по различным направлениям жизнедеятельности (традиционное хозяйствование, образование, социальная защита и т.д.).

По состоянию на 01.09.2020 различные меры поддержки предоставлены 116 физическим и юридическим лицам из числа коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность;  793 обучающимся (материальная (финансовая) поддержка), в том числе: компенсация оплаты обучения, меры материальной (финансовой) поддержки; 975 малообеспеченным (гражданам) семьям (материальная помощь).                  

Осуществляется активная поддержка проектной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Так, в 2020 году осуществлена поддержка 17 проектов, в том числе 9 проектов, способствующих развитию традиционной хозяйственной деятельности, в части развития северного оленеводства, дикоросов, рыболовства и охотпромысла получили поддержку и 8 проектов на реализацию грантов в сфере сохранения, развития, популяризации традиционной культуры, фольклора, традиций, языка, национальных промыслов и ремесел.

Ключевым результатом действия государственной программы является увеличение доли граждан из числа коренных малочисленных народов, удовлетворенных качеством реализуемых мероприятий, направленных на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов, в общем количестве опрошенных лиц, относящихся к коренным малочисленным народам с 46,2 % до 50 % к 2030 году. Исполнение мероприятий государственной программы ожидается в полном объеме, что свидетельствует об ее эффективности.

 

Финансовое обеспечение  реализации мероприятия «Поддержка мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня» государственной программы «Создание условий для эффективного управления муниципальными финансами» в 2020 году составляет 23 333,4 тыс. рублей, в том числе 23 100,0 тыс.рублей – бюджета автономного округа и 233,4 тыс. рублей – местный бюджет.

Мероприятие реализуется посредством предоставления субсидий бюджетам городских округов и муниципальных районов автономного округа на содействие развитию исторических и иных местных традиций. Субсидия имеет целевой характер и направляется на софинансирование проектов, отобранных на условиях инициативного бюджетирования по изготовлению и установке объектов монументально-декоративного искусства: памятников, монументов, памятных знаков, мемориальных досок, стел, скульптурных композиций; по обустройству и (или) оборудованию парков, скверов, площадей. Критерием отбора для предоставления субсидии является юбилейная дата создания (образования) населенного пункта, района автономного округа, закрепленная в уставе населенного пункта, района или подтвержденная архивной справкой.

Финансированием планируется обеспечить 9 муниципальных районов, в составе которых юбилейные даты в текущем году отмечает 33 населенных пункта. По состоянию на 1 сентября 2020 года фактическое исполнение данного мероприятия составило 16,1% или 3 746,9 тыс. рублей. Ожидаемое исполнение на конец года – 100%.

 

С целью координации программных мероприятий в течение года:

осуществлялся мониторинг реализации мероприятий государственных программ;

проводилась корректировка программных мероприятий и показателей результативности государственных программ;

осуществлялось перераспределение финансовых ресурсов в целях целенаправленного и эффективного расходования бюджетных средств. При распределении лимитов каждое мероприятие оценено с позиции приоритетности и результативности, вследствие чего произведено перераспределение.

Мероприятия государственной программы полностью выверены с соответствующими федеральными нормативно-правовыми актами и актами субъекта и позволят достичь запланированные значения целевых программных показателей в полном объеме.

При этом большая часть мероприятий всех трех государственных программ реализуется совместно с муниципальными образованиями автономного округа всех уровней, включая поселения, в том числе  с применением механизма софинансирования, что создает условия для формирования единой системы и кратного увеличения количества мероприятий, реализуемых с участием граждан, общественных объединений и экспертного сообщества.

Опубликовано: 24.11.2020 09:55        Обновлено: 24.11.2020 10:40