Размер:
Цвет:

О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  «О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2016 - 2020 годах»

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2013 г. N 428-п

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ, ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНСТВА,

ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН,

А ТАКЖЕ В ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

И ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА, НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА

И ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

В 2016 - 2020 ГОДАХ"

(в редакции от 15.12.2017 № 515-п)

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, во исполнение Федеральных законов от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", от 20 августа 2004 года N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", Указов Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года", от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", поручений Президента Российской Федерации от 29 июня 2007 года ПР-1293 ГС, от 1 августа 2008 года ПР-1573, Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 года Пр-1168, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28 ноября 2014 года Пр-2753, руководствуясь постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", распоряжениями Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 июня 2013 года N 321-рп "О перечне государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 29 декабря 2014 года N 747-рп "О Концепции гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", в целях обеспечения общественного порядка Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2016 - 2020 годах" (далее - государственная программа).

2. Определить Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ответственным исполнителем государственной программы.

3. Рекомендовать муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

3.1. Принять участие в реализации мероприятий государственной программы.

3.2. Разработать и принять муниципальные программы, направленные на реализацию государственной политики в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, по профилактике правонарушений в сфере общественного порядка, безопасности дорожного движения, незаконного оборота и злоупотребления наркотиками, и предусмотреть в местных бюджетах средства на их реализацию.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 октября 2013 года N 395-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение прав и законных интересов населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отдельных сферах жизнедеятельности в 2014 - 2020 годах".

Губернатор

Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры

Н.В.КОМАРОВА

Приложение

к постановлению Правительства

Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры

от 9 октября 2013 года N 428-п

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ, ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНСТВА, ОТДЕЛЬНЫХ

ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН, А ТАКЖЕ В ВОПРОСАХ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ПРОФИЛАКТИКИ

ЭКСТРЕМИЗМА, НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ

СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ

ОКРУГЕ - ЮГРЕ В 2016 - 2020 ГОДАХ"

(ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)

Паспорт государственной программы

Наименование государственной программы

"О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2016 - 2020 годах"

Дата утверждения государственной программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 ноября 2015 года N 408-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 428-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2014 - 2020 годах"

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Соисполнители государственной программы

Департамент гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

Департамент общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

Департамент физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

Департамент информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Аппарат Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Цели государственной программы

1. Укрепление единства многонационального народа Российской Федерации.

2. Повышение уровня безопасности граждан.

3. Обеспечение прав граждан в отдельных сферах жизнедеятельности

Задачи государственной программы

1. Поддержание межэтнического, межкультурного и межконфессионального мира и согласия.

2. Создание и совершенствование условий для обеспечения общественного порядка, в том числе с участием граждан.

3. Предупреждение экстремистской деятельности, воспитание общероссийского гражданского самосознания. Содействие адаптации и интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство.

4. Создание условий для деятельности субъектов профилактики наркомании. Реализация профилактического комплекса мер в антинаркотической деятельности.

5. Содействие развитию и консолидации казачества через усиление его роли в решении государственных и муниципальных задач.

6. Организационное сопровождение реализации отдельных государственных полномочий и функций

Подпрограммы или основные мероприятия государственной программы

Подпрограмма 1 "Гармонизация межнациональных отношений, обеспечение гражданского единства".

Подпрограмма 2 "Профилактика правонарушений".

Подпрограмма 3 "Профилактика экстремизма".

Подпрограмма 4 "Профилактика незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ".

Подпрограмма 5 "Развитие российского казачества".

Подпрограмма 6 "Создание условий для выполнения функций, направленных на обеспечение прав и законных интересов жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отдельных сферах жизнедеятельности"

Целевые показатели государственной программы

абзац утратил силу. - Постановление Правительства ХМАО - Югры от 17.02.2017 N 58-п;

увеличение доли административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.9, 12.12, 12.19 КоАП РФ, выявленных с помощью технических средств фото-, видеофиксации, работающих в автоматическом режиме, в общем количестве таких правонарушений с 13,5% до 54,9%;

абзац утратил силу. - Постановление Правительства ХМАО - Югры от 17.02.2017 N 58-п;

увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в общем количестве граждан с 48% до 78%;

увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 67%;

снижение доли уличных преступлений в числе зарегистрированных общеуголовных преступлений с 18,7% до 16,8%;

снижение доли лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общем количестве лиц, осужденных на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу, с 30,9% до 29,9%;

снижение общей распространенности наркомании на 29,3%;

увеличение доли казачьих обществ, оказывающих содействие органам государственной власти в осуществлении установленных полномочий, от общего количества казачьих обществ с 27% до 34%;

увеличение количества участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства, на 1,7 тыс. человек;

увеличение численности участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России, проживающих в автономном округе, на 0,9 тыс. человек

Сроки реализации государственной программы

2016 - 2020 годы

Финансовое обеспечение государственной программы

общее финансирование государственной программы: 1763042,7 тыс. рублей, в том числе:

2016 год - 603232,3 тыс. рублей,

2017 год - 315286,6 тыс. рублей,

2018 год - 282284,2 тыс. рублей,

2019 год - 281119,8 тыс. рублей,

2020 год - 281119,8 тыс. рублей.

В том числе финансовое обеспечение подпрограмм государственной программы:

Подпрограмма 1 - 89139,9 тыс. рублей,

Подпрограмма 2 - 788140,3 тыс. рублей,

Подпрограмма 3 - 29592,5 тыс. рублей,

Подпрограмма 4 - 55722,5 тыс. рублей,

Подпрограмма 5 - 60800,6 тыс. рублей,

Подпрограмма 6 - 739646,9 тыс. рублей

Раздел I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО

АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ И ЗАКОННЫХ

ИНТЕРЕСОВ НАСЕЛЕНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА -

ЮГРЫ В ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депполитики Югры) осуществляет полномочия в сфере профилактики нарушений общественного порядка, безопасности дорожного движения, профилактики незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ, регионального развития и содействия развитию местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ), межнациональных (межэтнических) отношений, российского казачества, профилактики экстремизма, а также иные полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации. Создание условий для реализации указанных полномочий является одним из приоритетных направлений политики автономного округа в сфере профилактики нарушений общественного порядка, безопасности дорожного движения, злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота. Учитывая, что задачи, указанные в государственной программе, направлены на обеспечение полномочий, предусмотренных федеральным законодательством, финансирование которых осуществляется исключительно за счет соответствующих бюджетных средств, привлечение внебюджетных средств на развитие материально-технической базы в указанных сферах деятельности невозможно. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития автономного округа в установленных сферах деятельности представлена на основании аналитических данных, полученных в результате социологических исследований, статистических данных, в том числе правоохранительных органов, сбора и анализа данных в динамике. Потребность в трудовых ресурсах, необходимых для реализации государственной программы, а также финансировании подготовки инженерно-технических кадров за счет бюджетных средств автономного округа для реализации мероприятий государственной программы отсутствует.

Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА

Государственная программа направлена на укрепление в автономном округе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание мира и межнационального согласия.

Автономный округ является одним из самых полиэтнических субъектов Российской Федерации. На территории автономного округа проживают представители более 124 национальностей.

Согласно сведениям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 31 декабря 2015 года в автономном округе осуществляют деятельность 80 национальных общественных объединений, общин, землячеств.

В соответствии с итогами Всероссийской переписи населения 2010 года в национальном составе населения автономного округа на долю 3 основных национальностей (русские, татары и украинцы) приходится 77,0% всего населения автономного округа. В этническом составе преобладают русские - 64,0%, на 2 и 3 месте по численности: татары - 7,0% и украинцы - 6,0%. Численность представителей коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси и ненцев) составляет 2,0%.

С 2011 года исполнительными органами государственной власти автономного округа с привлечением органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти автономного округа, образовательных организаций и учреждений культуры в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 23 декабря 2010 года N 367-п реализовывалась целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011 - 2015 годы".

В результате ее реализации:

проведены курсы повышения квалификации для работников системы образования и государственных гражданских служащих автономного округа;

организованы обучающие семинары для педагогов, специалистов, работающих с молодежью, муниципальных и государственных гражданских служащих автономного округа;

состоялись конкурсы программ по воспитанию толерантности, проектов образовательных организаций, социальных проектов, направленных на развитие межэтнической интеграции, фестивали национальных культур и выставочные проекты.

В программу мероприятий входило рассмотрение проблемы создания альтернативы асоциальному поведению и вовлечению молодежи в социально активную деятельность.

В целях организации воспитания общероссийского гражданского самосознания разработаны и опробованы программы по воспитанию и социализации детей мигрантов. Разработаны учебно-методические пособия.

Проводились социологические исследования.

Через средства массовой информации реализовалась стратегия социальной рекламы, формирующей уважительное отношение к представителям различных национальностей.

Осуществлялась поддержка производства и размещения телевизионных и радиопрограмм.

Результаты социологических исследований, проведенных в автономном округе в 2015 году, позволяют сделать вывод о том, что ситуация в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений характеризуется как стабильная и контролируемая.

Однако выявлена конфликтогенность этноконфессионального фактора, причем напряженность носит скрытый характер. Даже небольшие инциденты, связанные с участием национальных групп, могут спровоцировать реальные конфликты на национальной почве.

В данной ситуации высокое значение приобретает профилактика потенциальной возможности возникновения этнических проблем, локализация и погашение очагов назревающей напряженности.

В условиях увеличения потока в автономный округ мигрантов правоохранительным органам удается не допустить рост числа совершенных ими противоправных деяний. Статистика Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре фиксирует наличие лиц, склонных к экстремистской деятельности.

Приобретенный в процессе реализации мероприятий опыт позволил более точно оценить ключевые потребности в сфере укрепления толерантных отношений, а соблюдение принципа системности при формировании толерантной среды автономного округа обеспечило активное и сбалансированное осуществление мероприятий по всем направлениям. Все это способствовало в том числе сокращению числа правонарушений, совершаемых на почве межнациональной ненависти и, соответственно, уменьшению количества негативных событий, наносящих ущерб развитию положительного облика автономного округа.

Вместе с тем в современных условиях повышенное значение в сравнении с периодом реализации предшествующей целевой программы приобретают проблемы адаптации мигрантов, особенно прибывающих с ними детей. Органичное включение этой категории жителей в социокультурную среду автономного округа сегодня выступает важнейшей задачей, от решения которой зависит качество жизни в автономном округе и темпы его социально-экономического развития. В то же время интеграция в новый социум - это сложный, длительный и подчас болезненный процесс, предполагающий освоение новых, отличающихся от имевших место в предыдущем жизненном опыте человека, моделей взаимодействия с окружающим миром.

В связи с этим государственная программа в значительной степени нацелена на создание условий для языковой и социокультурной интеграции учащихся из числа детей мигрантов, содействие адаптации мигрантов. При этом цель настоящей государственной программы направлена на формирование взаимной толерантности как у жителей автономного округа, так и у «новых» югорчан.

Исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления автономного округа осуществляются мероприятия, направленные как на снижение социально-экономической напряженности, так и на поддержку этнокультурной самобытности.

В образовательных организациях автономного округа немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей. Существующие образовательные программы и система работы с обучающимися в значительной степени направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма.

Вместе с тем система образования не обеспечивает всего комплекса мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у дошкольников, школьников и студентов основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, наличие конфликтов на этнической почве.

Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Растет число подростков, причисляющих себя к неформальным молодежным течениям. Существенный отрыв молодежной субкультуры от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций и менталитета несет угрозу расшатывания фундаментальной культуры общества.

Не в полной мере используется потенциал средств массовой информации для содействия свободному и открытому диалогу, обсуждения имеющихся проблем, преодоления чувства безразличия по отношению к группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

Толерантность предполагает принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни в автономном округе.

В целом в автономном округе сложилась система формирования духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанная на принципах уважения прав и свобод человека, однако отсутствует согласованность действий в этом направлении различных социальных институтов: семьи, образовательных организаций, государственных и общественных структур, недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности специалистов в вопросах этнокультурных традиций, особенностей этнопсихологии, содержания этнокультурных ценностей.

Государственная программа призвана укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения жителей автономного округа.

Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО

ПОРЯДКА

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 25 сентября 2005 года N Пр-1564, от 29 июня 2007 года N Пр-1293 ГС в автономном округе создана и совершенствуется государственная система профилактики правонарушений. Реализация мероприятий целевой программы автономного округа "Профилактика правонарушений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011 - 2015 годы" и государственной программы позволила в 2015 году снизить число зарегистрированных преступлений на 1,5% (с 24140 до 23785), количество лиц, потерпевших от преступных посягательств, сократилось на 3,4% (с 19897 до 19219).

В структуре преступности сократилось число тяжких и особо тяжких преступлений (-14,2%), в том числе: разбоев (-8,9%), грабежей (-29,8%), изнасилований (-32,7%), фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (-15,4%). Уменьшилось количество преступных деяний, совершенных подростками (-4,2%). Принимаемые меры по стабилизации обстановки на улицах и в общественных местах позволили снизить количество таких преступлений (-4,6%). Меньше зарегистрировано преступлений с участием лиц, ранее нарушавших закон (-8,3%), и иностранцев (-1,8%).

В то же время состояние оперативной обстановки в автономном округе требует дальнейшего совершенствования системы профилактики правонарушений, комплексного подхода к противодействию преступности. Требуется целенаправленная работа по обеспечению общественного порядка в местах массового скопления людей, социальных учреждений с массовым пребыванием граждан.

По-прежнему проблему представляет рецидивная преступность. Органы внутренних дел осуществляли профилактическую работу в отношении 4590 осужденных к условной мере наказания и 450 лиц, прибывших из мест лишения свободы на территорию автономного округа.

В 2015 году органами власти автономного округа принимались меры по социальной реабилитации этих категорий лиц. С участием уголовно-исполнительных инспекций трудоустроены 2582 осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, и 67 лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Реализация мероприятий государственной программы позволила снизить в 2015 году численность лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общем количестве лиц, осужденных обвинительными приговорами, вступившими в законную силу, до 27,5%.

Остро стоит проблема предупреждения пьянства и алкоголизма, которая оказывает негативное влияние на состояние общественного порядка и безопасность граждан. Практически каждое третье преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения. Из 17,5 тыс. лиц, состоящих на профилактических учетах органов внутренних дел, 5 тыс. отнесены к категории хронических алкоголиков, семейных дебоширов, наркоманов.

Достаточно большим остается количество преступлений, совершаемых на улицах и в общественных местах. Реализуемые меры по вовлечению общественности в предупреждение правонарушений приносят положительные результаты, удельный вес таких преступлений сократился до 38,0%.

В 2015 году в обеспечении общественного порядка принимали участие 326 общественных формирований правоохранительной направленности, общей численностью 5038 человек. С их участием раскрыто 242 преступления, выявлено 9523 административных правонарушения. Итогом реализации мероприятий государственной программы стало уменьшение доли уличных преступлений в числе зарегистрированных общеуголовных преступлений с 24,7% до 17,5%.

Активизация миграционных процессов, высокий уровень трудовой миграции, в том числе и ее нелегальной составляющей, оказывают негативное влияние на состояние оперативной обстановки. С участием иностранных граждан больше совершено грабежей (+4,8%), краж (+9%), мошенничеств (+125%), наркопреступлений (+46,9%). Правоохранительными органами за 2015 год выявлено более 15 тысяч административных правонарушений со стороны иностранных граждан (15451), связанных, в основном, с нарушением ими режима пребывания на территории Российской Федерации.

Вместе с тем общее число зарегистрированных преступлений, совершенных иностранцами, сократилось на 1,8%, в том числе общеуголовных - на 6,4%, бытовых - на 4,6%.

Глава III. ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Актуальной остается проблема аварийности, которая приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры интенсивности движения, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и низкой дисциплиной участников дорожного движения. Каждое двенадцатое дорожно-транспортное происшествие происходит по вине нетрезвых водителей, каждое четырнадцатое - лицом, не имеющим права на управление транспортным средством. Наиболее уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы.

В процессе развития систем фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения остро встал вопрос финансирования технического обслуживания данных систем, обработки полученной с их помощью информации и направление нарушителям Правил дорожного движения постановлений по делу об административном правонарушении.

Государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения в целях формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения осуществляется на недостаточном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, сознанием юридической безответственности за совершение правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям дорожно-транспортных происшествий, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин их возникновения.

Глава IV. ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ГРАЖДАН

АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных Законом автономного округа от 11 июня 2010 года N 102-оз "Об административных правонарушениях", осуществляется административными комиссиями муниципальных образований автономного округа в соответствии с их подведомственностью. Создание административных комиссий и определение перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 2 статьи 48 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 июня 2010 года N 102-оз "Об административных правонарушениях", являются отдельными государственными полномочиями, переданными органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - муниципальные образования). Финансирование переданных полномочий осуществляется за счет средств бюджета автономного округа, предоставляемых муниципальным образованиям в виде субвенций. Функции методического обеспечения, координации и контроля за деятельностью административных комиссий возложены на Депполитики Югры. В автономном округе создано 24 административные комиссии в 22 муниципальных образованиях, деятельность которых обеспечивают 39 секретарей. Общая численность членов административных комиссий составляет 224 человека. За 2015 год административными комиссиями муниципальных образований рассмотрено 3823 дела об административных правонарушениях.

В целях повышения эффективности предупреждения и пресечения административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, необходимо заключить соглашение о передаче Правительством автономного округа Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 июня 2010 года N 102-оз "Об административных правонарушениях".

Одним из немаловажных направлений деятельности Депполитики Югры является полномочие по составлению (изменению, дополнению) списков кандидатов в присяжные заседатели судов общей юрисдикции, которое реализуется через координацию работы исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных образований и контроль за использованием субвенций органами местного самоуправления, выделяемых из бюджета Российской Федерацией для реализации переданного государственного полномочия.

Из списков кандидатов в присяжные заседатели, поступивших из муниципальных образований, формируются общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели суда автономного округа и Уральского окружного военного суда на 4 года, в которые включены 30700 граждан. Ежегодно списки кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции обновляются в целях доведения общего количества кандидатов в присяжные заседатели до 30700 граждан.

В связи с географическими особенностями автономного округа, на территории которого находится большое количество труднодоступных и малонаселенных местностей, жители ограничены в доступе к реализации своего конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Реализуя полномочие по оказанию бесплатной юридической помощи, Депполитики Югры осуществляет создание необходимых условий, обеспечивающих реализацию прав граждан на получение квалифицированной бесплатной юридической помощи, в том числе в труднодоступных и малонаселенных местностях. Заключено соглашение с Адвокатской палатой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, опубликован их список. Освещение вопросов оказания бесплатной юридической помощи гражданам ведется в средствах массовой информации и с использованием ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Участникам государственной системы бесплатной юридической помощи оказывается методическая и консультативная помощь. В 2015 году Депполитики Югры произведена оплата труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, и компенсация их расходов по 615 заявлениям.

Одной из важнейших задач Депполитики Югры является разработка комплекса мер по повышению эффективности государственного управления и содействию развития и совершенствования системы муниципального управления в автономном округе, реализация которого позволит выработать стратегические и тактические решения в части государственных реформ и реформ местного самоуправления и обоснования стратегий развития деятельности, направленной на обеспечение защиты и создание условий для реализации гражданами своих прав (в том числе на свободные выборы, местное самоуправление, обеспечение участия граждан в управлении через органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных образований и т.д.).

Непосредственные результаты административной функции по данным направлениям связаны с мониторингом эффективности деятельности органов государственной власти автономного округа и местного самоуправления по организации выборов, проведению отдельных направлений административной реформы, а также выявлению и предупреждению возникновения нарушений требований законодательства в муниципальных образованиях. Для этого осуществляется анализ и прогнозирование социально-политической ситуации в автономном округе и муниципальных образованиях, социально-политических и иных последствий реализации решений органов государственной власти Российской Федерации, Уральского федерального округа, Губернатора и Правительства автономного округа, органов местного самоуправления по различным сферам.

Глава V. ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА

И ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

С целью сокращения масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в автономном округе, формирования в обществе ценностного отношения к здоровому образу жизни и антинаркотического мировоззрения с 2011 года в автономном округе реализовывалась целевая программа автономного округа "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011 - 2015 годы".

В целях взаимосвязанной деятельности всех субъектов профилактики создана Антинаркотическая комиссия автономного округа, которая является совещательным органом, координирующим работу всех субъектов профилактики наркомании, а также антинаркотических комиссий, которые созданы во всех муниципальных образованиях. Функции аппарата Антинаркотической комиссии автономного округа возложены на структурное подразделение Депполитики Югры.

Нужно отметить, что принятые совместные меры комплексного целевого подхода к решению проблемы стабилизировали наркоситуацию в автономном округе. В результате концентрации усилий правоохранительных органов повысился контроль над нелегальным оборотом наркотиков. На фоне снижения общеуголовной преступности выросло число выявленных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.

Общее количество изъятых наркотических веществ в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизилось на 6,7%. В целом по Уральскому федеральному округу снижение составило 21,5%. В последние годы наблюдается изменение структуры наркопотребления, где преобладают синтетические наркотики, в том числе и не находящиеся под контролем государства, которые значительно потеснили на нелегальном рынке наркотические средства растительного происхождения (марихуана, гашиш), а также героин.

В 2015 году в структуре изъятых наркотических средств преобладают наркотики синтетического происхождения (95%). В количественном выражении в 2015 году наметилась тенденция снижения массы изъятых синтетических наркотиков с 237,6 кг в 2014 году до 217,97 кг в 2015 году.

Отмечавшаяся в 2012 году тенденция к снижению уровня первичной заболеваемости наркоманией сменилась ростом данного показателя в 2015 году. Показатель первичной заболеваемости наркоманией (т.е. количества лиц, впервые в 2015 году обратившихся за медицинской помощью) в автономном округе составил 21,0 на 100 тысяч населения (338 человек), что на 14,8% выше уровня 2014 года (298 человек).

За 2015 год количество лиц, состоящих на учете в наркологических учреждениях автономного округа с диагнозом "наркомания", уменьшилось по сравнению с 2014 годом (5361 чел.) на 9,0% и составило 4880 человек (в 2013 году - 5537, в 2012 году - 6427).

Вместе с тем анализ криминальной обстановки и результатов работы правоохранительных органов в сфере незаконного оборота наркотиков говорит о том, что оперативная обстановка в автономном округе остается неоднозначной. В последнее время ввиду преобладания молодежи, высокой миграционной мобильности населения, других специфических особенностей автономного округа ужесточилась проблема появления синтетических наркотиков, использования сети Интернет в целях пропаганды их немедицинского употребления, производства и распространения.

Данные социологических исследований показывают, что основными причинами распространения наркомании в настоящее время население автономного округа считает, прежде всего, общую атмосферу моральной деградации и вседозволенности (16,7%), излишнюю свободу человека, его невключенность в организованные формы досуга (16,3%), а также плохую работу правоохранительных органов (14,9%). Вторая по значимости группа причин связана, по мнению населения, с влиянием наркобизнеса и доступностью наркотиков (12,9%) на фоне неудовлетворенности жизнью, социальным благополучием (11,2%), безработицей (10,7%), при слабой профилактической работе (10,6%). С учетом достигнутых положительных тенденций мероприятия целевой программы автономного округа "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011 - 2015 годы", оцененные с позиции организации административного ресурса деятельности субъектов профилактики наркомании, их эффективности, включены в государственную подпрограмму.

Глава VI. ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Движение по возрождению российского казачества в автономном округе активно развивается с начала 90-х годов в связи с развитием Сибирского войскового казачьего общества как одного из старейших казачьих войск России.

В последние годы существенно изменилась государственная политика Российской Федерации в отношении российского казачества. Казаки активно содействуют решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические и местные традиции. На федеральном и региональном уровнях были приняты нормативные правовые акты, создавшие социальные, экономические и организационные предпосылки становления и развития государственной службы российского казачества. Многие общественные объединения российского казачества выразили желание войти в состав казачьих обществ в целях несения государственной и иной службы. Опыт российского казачества по организации военно-патриотического воспитания молодежи, возрождению его духовных и культурных традиций востребован органами государственной власти и органами местного самоуправления.

С 2012 года в автономном округе реализовывалась целевая программа "О развитии российского казачества в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 10 ноября 2011 года N 423-п.

В результате ее реализации в муниципальных бюджетных общеобразовательных организациях создано 29 классов, использующих в учебной и воспитательной работе культурно-исторические традиции российского казачества.

Ежегодно проводятся региональные этапы Всероссийской военно-спортивной игры "Казачий Сполох" и смотра-конкурса среди казачьих кадетских классов на звание "Лучший казачий кадетский класс Уральского федерального округа".

Организовано обучение 35 членов некоммерческой организации Обь-Иртышское отдельское казачье общество Сибирского войскового казачьего общества, в том числе 12 человек по программе "Первоначальная подготовка спасателей", 23 - по программе "Профессиональная подготовка пожарных добровольных пожарных команд".

Казачьими обществами в пожароопасный период на основании заключенных соглашений оказывается содействие в проведении наземного мониторинга пожарной опасности в лесах, расположенных на территории автономного округа, в своевременном выявлении нарушений природоохранного законодательства.

За счет субсидий, предоставленных казачьим обществам, приобретались туристический и спортивный инвентарь, форменное обмундирование, традиционная казачья одежда, учебно-методические пособия.

Осуществлялось информационное сопровождение деятельности казачьих обществ, освещались вопросы поддержки и развития кадетских классов в общеобразовательных организациях автономного округа.

Вместе с тем в связи с совершенствованием государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, становлением и развитием государственной службы российского казачества возникают новые задачи по определению взаимодействия территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления с российским казачеством в целях формирования эффективного общественно-государственного партнерства.

Государственная программа определяет цели, задачи и основные направления развития российского казачества в автономном округе, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Реализация запланированных мероприятий позволит придать процессу возрождения и становления российского казачества в автономном округе устойчивый, целенаправленный характер, более активно вовлекать казачество в социально-политические процессы автономного округа, привлекать его к участию в решении социально значимых задач автономного округа, комплексно решать их в интересах государства.

Опубликовано: 16.03.2016 12:55        Обновлено: 11.12.2018 15:37