Размер:
Цвет:

Справка о результатах плановой выездной проверки организации работы по исполнению поручений и нормативных правовых актов в Департаменте внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры



Справка о результатах плановой выездной проверки организации работы по исполнению поручений и нормативных правовых актов в Департаменте внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

г. Ханты-Мансийск                                                                                                    28.05.2015

Проверяющая группа, сформированная в соответствии с распоряжением Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.04.2015 № 91-р «О проведении плановой выездной проверки», в составе:

руководителя проверяющей группы - Нестерова Андрея Леонидовича - заместителя начальника управления - начальника отдела контроля исполнения нормативных правовых актов и проведения проверок Управления контроля исполнения поручений и нормативных правовых актов Аппарата Г убернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

членов проверяющей группы:

Сушко Андрея Николаевича - заместителя начальника отдела контроля исполнения нормативных правовых актов и проведения проверок Управления контроля исполнения поручений и нормативных правовых актов Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Рудь Татьяны Владимировны - консультанта отдела контроля исполнения нормативных правовых актов и проведения проверок Управления контроля исполнения поручений и нормативных правовых актов Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

в период с 13.05.2015 по 29.05.2015 провела плановую выездную проверку в Департаменте внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Департамент) на предмет организации работы по исполнению поручений и нормативных правовых актов за период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
Согласно пункту 8.1 раздела 8 Инструкции по делопроизводству в государственных органах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденной постановлением Губернатора
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2012 № 176 (далее - Инструкция), целью контроля является обеспечение своевременного и качественного исполнения поручений, зафиксированных в документах.

Пунктом 8.3 Инструкции установлено, что в целях организации исполнения поручений Губернатором автономного округа даются поручения, оформленные в виде резолюций или отдельных поручений, руководителям органов государственной власти автономного округа.

В ходе проверки изучена деятельность Департамента по организации работы по исполнению поручений, проанализированы нормативные правовые акты, в том числе ведомственные правовые акты, регулирующие правоотношения в установленных сферах деятельности Департамента, выборочно проверены поручения на предмет полноты и качества их исполнения.

В целом, результаты проверки свидетельствуют о том, что в Департаменте создана необходимая правовая база для организации исполнения и осуществления контроля за исполнением поручений и нормативных правовых актов, а также приняты соответствующие меры по их исполнению.

В частности, проверкой установлено, что организация работы в Департаменте по исполнению поручений, в том числе контроль за их исполнением, осуществляется на основании подпункта 6.10.1.1 пункта 6 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.07.2010 № 119 (далее также - Положение), раздела 8 Инструкции, Типового регламента исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Губернатора автономного округа от 04.08.2010 № 152 (далее - Типовой регламент), а также в соответствии с регламентом Департамента, утвержденным приказом от

18.11.2010   № 42 (далее - Регламент Департамента).

Согласно пункту 8.61 раздела 8 Инструкции руководители органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры несут персональную ответственность за реализацию поручений и обеспечивают контроль за их своевременным и надлежащим исполнением.

С этой целью приказом директора Департамента от 19.10.2011 № 172 (в редакции на 28.04.2014) «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений», ответственными за своевременное и надлежащее исполнение поручений и нормативных правовых актов, а также за организацию контроля их исполнения назначены (первый заместитель директора Департамента - М.В. Есина, начальник Административного управления Департамента - И.П. Плюхина), соответствующее полномочие закреплено в должностных регламентах директора Департамента и ответственных лиц.

Пунктом 8.47 Инструкции установлено, что до снятия с контроля поручения и указания Президента Российской Федерации находятся на контроле в исполнительном органе государственной власти, ответственном за исполнение поручения.

Подпунктами 1.2., 1.4 пункта 1 Перечня поручений Губернатора Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 08.04.2014 по итогам проведения проверки контрольным департаментом аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации выполнения Указа Президента Российской Федерации от 28.03.2011 № 352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации» и состояния исполнительской дисциплины в исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (далее - Перечень поручений Губернатора автономного округа от 08.08.2014) руководителям исполнительных органов государственной власти Ханты- Мансийского автономного округа - Югры поручено организовать ведение реестра находящихся на контроле поручений и указаний Президента Российской Федерации, а также обеспечить внесение изменений в положения о структурных подразделениях исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на которые возложены функции контроля за исполнением поручений, в части закрепления полномочий по организации исполнения и осуществления контроля за ходом исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации.

В целях исполнения указанных положений исполняющей обязанности директора Департамента изданы приказы от 22.04.2014 № 02-ОД-76, от

28.04.2014 № 02-ОД-78 в соответствии с которыми ответственным по организации ведения реестра находящихся на контроле поручений и указаний Президента Российской Федерации назначена консультант организационного отдела Административного управления - О.А. Калинина, в том числе обеспечено внесение изменений в положения о структурных подразделениях Департамента, в части закрепления в них полномочий по организации исполнения и осуществления контроля за ходом исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации. Проверкой установлено, что соответствующее полномочие закреплено в положениях о структурных подразделениях, а также в должностных регламентах руководителей и их работников.

Таким образом, Департаментом обеспечено надлежащее исполнение пункта 8.47 Инструкции, подпунктов 1.2, 1.4 пункта 1 Перечня поручений Губернатора автономного округа от 08.08.2014.

Проверкой установлено надлежащее исполнение пунктов 8.36, 8.64, 8.65 Инструкции, в частности в целях исполнения указанных норм Департаментом: своевременно и в полном объеме размещается информация о результатах выполнения поручений Президента Российской Федерации;

применяются меры упреждающего контроля по исполнению поручений, аналогичные применяемым Аппаратом Губернатора автономного округа, установленные пунктом 8.64 Инструкции.

За охватываемый проверкой период Департаментом организована работа по исполнению 684 поручений основным исполнителем 530 / и соисполнителем 154), что на 33,1% больше в сравнении с аналогичным периодом 2013, в частности:

поручений и указаний Президента Российской Федерации, которые содержатся в указах, распоряжениях и в директивах Президента Российской Федерации, а также оформленные в установленном порядке на бланках со словом «Поручение» или в виде резолюций - (2/4);

поручений Правительства Российской Федерации - (90/16); поручений федеральных министерств и ведомств - (94/14); поручений полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе - (171/38);

поручений, содержащихся в правовых актах Губернатора автономного округа и Правительства автономного округа - (24/29);

поручений (резолюций) Губернатора автономного округа - (25/10); поручений (резолюций) заместителей Губернатора автономного округа - (124/43).

В результате проверки нарушений Указа Президента Российской Федерации от 28.03.2011 № 352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации», в том числе нарушений по исполнению Департаментом поручений и указаний Президента Российской Федерации не установлено.

Проверкой установлено, что в нарушение пункта 8.17 Инструкции, в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 с нарушением установленных сроков исполнено 54 поручения, что составляет 7,9% от общего количества, находившихся на исполнении поручений. Количество дней просрочки составляет от 1 до 69 дней, в том числе с нарушением срока от 1 до 10 дней - 44 поручения, от 10 до 30 дней - 5 поручений, от 30 до 60 дней - 2 поручения, свыше 60 дней - 3 поручения. Перечень поручений исполненных с нарушением установленных сроков (прилагается).

При этом, в нарушение пункта 8.54 Инструкции, пункта 80 Типового регламента, пункта 76 Регламента Департамента информация о причинах неисполнения в установленный срок и мерах ответственности, предлагаемых или принятых в отношении виновных должностных лиц в неисполнении поручений ответственным исполнителем в Аппарат Губернатора автономного округа не направлялась. Решений директором Департамента о проведении служебных проверок в отношении указанных должностных лиц в нарушение статьи 59 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не принималось.

Анализ состояния исполнительской дисциплины в Департаменте по итогам работы за охватываемый проверкой период показал, что её процентный показатель составил 92,1%. По сравнению с аналогичным периодом 2013 года (81,3%), процентный показатель исполнительской дисциплины повысился на 10,8%. При этом, количество контрольных поручений направленных в Департамент за это время увеличилось на 170 поручений (33,1%). Однако, несмотря на удовлетворительное в целом состояние исполнительской дисциплины, необходимо отметить, что уровень исполнения документов

контроль выполнения, которых возложен на Департамент, остается еще недостаточным. Анализ показывает, что условием, способствующим недостаточному уровню исполнительской дисциплины, является ненадлежащий контроль и требовательность со стороны руководителей структурных подразделений Департамента за своевременным выполнением поручений.

с 01.01.2013 по 31.12.2013 всего на исполнении находилось 514 поручений

с 01.01.2014 по 31.12.2014 всего на исполнении находилось 684 поручения

Анализ уровня исполнительской дисциплины структурных подразделений (в том числе должностных лиц) Департамента по итогам работы за 2014 год показал положительную динамику в сравнении с аналогичным периодом 2013 года (Таблица 1).

Таблица 1

Уровень

состояния исполнительской дисциплины структурных подразделений (в т.ч. должностных лиц) Департамента*

п/п

Наименование структурного подразделения

всего

в срок

С нарушением срока

%

Исполнения 2014 год

%

Исполнение 2013 год

Отклонение +/-

1

1
Управление регионального развития и местного самоуправления 101
88
13
87,2
58
+29,2
2
Управление по вопросам юстиции и взаимодеиствию с
территориальными органами федеральных органов
государственной власти
204
181
23
88,8 76
+12,8
3 Управление записи актов гражданского состояния 12 11 1 91,7 65 +26,7
4 Управление национальной политики, межнациональных отношений, профилактики экстремизма 32 28 4 87,5 в составе Департамента с 1 ноября 2014 года -
5 Административное управление 74 71 3 96 50 +46

Должностные лица

6

И.о. директора Департамента Есина М.В.

163

163

-

100



7

Заместитель директора Департамента Афонин М.М.

36

36

-

100



8

Заместитель директора Департамента Астапенко И.А.

31

21

10

67,8



9

Директор Департамента Кузьменко Д.А.

31

31

-

100



(* Согласно данным системы автоматизации делопроизводства и электронного документооборота «Дело»)


Исходя из анализа поручений установлено, что основными причинами их несвоевременного исполнения в Департаменте являются:

несвоевременное представление исполнителями отчетов о выполненных поручениях, а также отсутствие с их стороны надлежащего исполнения порядка оформления переносов сроков исполнения поручений, установленных пунктами 8.28 - 8.30 раздела 8 Инструкции;

рост количества поступающих поручений (15,1% от общего количества поступающих на исполнение поручений) содержащих указания «в короткие сроки», «срочно», «оперативно», сроки исполнения по которым, согласно пункту 8.22 Инструкции составляют от 3 до 10 дней, а также поручений сроки исполнения, по которым совпадают с днем их регистрации (например, к/к 01- вх-2459 от 06.02.2014, 01-вх-22810 от 12.12.2014, 01-вх 14243 от 04.08.2014, 01- вх 14119 от 31.07.2014);

отсутствие принятых мер дисциплинарного воздействия к исполнителям, допустившим нарушения исполнительской дисциплины, а равно применение к ним мер материального стимулирования и морального поощрения в зависимости от конечных результатов их работы.

По результатам проверки ведения в Департаменте программы электронного документооборота по системе «Дело» выявлены отдельные нарушения Инструкции, а также правовых актов Департамента.

Так, в нарушение пунктов 4.46, 4.67 Инструкции в разделе «Отчет исполнителя» на момент проведения проверки отсутствовали отчеты о выполнении поручения (резолюции) (информация о ходе исполнения, дате исполнения поручения, электронный образ документа, подписанного/принятого в результате выполнения поручения (например, к/к № 01-вх-138 от 10.01.2014, № 01-вх - 13322 от 21.07.2014 и др.).

Согласно пункту 8.12 Инструкции руководители исполнительных органов государственной власти автономного округа обеспечивают направление электронных копий докладов об итоговом исполнении поручений и указаний Президента Российской Федерации, данных федеральным органам исполнительной власти к исполнению совместно с исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, адресованных основным исполнителям, на электронный адрес в аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе с дублированием на электронные адреса главного федерального инспектора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в течение 3 календарных дней с установленной даты исполнения.

Проверкой установлено, что в нарушение указанного положения исполняющей обязанности директора Департамента М.В.Есиной не обеспечено соответствующее направление электронной копии доклада об итоговом исполнении (реализации) поручения Президента Российской Федерации от

30.04.2014 № Пр-960 «О проведении анализа имеющихся форм участия населения в осуществлении местного самоуправления с учетом опыта Ленинградской области» (к/к № 01-Вх-8963 от 08.05.2014, исполнитель Бадретдинов Р.Б.).

Пунктом 8.24 Инструкции установлено, что соисполнители представляют основному исполнителю информацию по исполнению поручения за 5 дней до истечения установленного срока. В ходе проверки выявлены факты ненадлежащего его исполнения должностными лицами Департамента.

Так, являясь соисполнителем по к/к № 01-Вх - 18605 от 13.10.2014 плановый срок исполнения которой 20.12.2014, в адрес директора Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (А.В. Филимонова) исполняющей обязанности директора Департамента М.В. Есиной, в нарушение срока установленного пунктом 8.24 Инструкции информация была направлена только 18.12.2014 (письмо от 18.12.2014 № 02- Исх-3850). Аналогичное нарушение выявлено (по контрольной карте № 01-Вх - 22055 от 02.12.2014).

Пунктом 8.37 раздела 8 Инструкции определено, что органы государственной власти, являющиеся исполнителями поручений Президента Российской Федерации, ежеквартально направляют в Управление контроля исполнения поручений и нормативных правовых актов Аппарата Губернатора автономного округа информацию о рассмотренных Правительством автономного округа вопросах, касающихся исполнения поручений Президента Российской Федерации, и сведения о размещении информации о результатах выполнения поручений Президента Российской Федерации на едином официальном сайте государственных органов автономного округа.

В целях исполнения указанного положения, в том числе пунктов 8.47, 8.57 Инструкции руководителем Аппарата Губернатора - заместителем Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ежеквартально направляются в исполнительные органы государственной власти автономного округа письма (от 19.03.2014 № BE - 4730, от 10.06.2014 № BE - 11140, от 5.09.2014 № BE-18581, от 12.12.2014 № BE-24340) с просьбой представить соответствующую информацию по форме и в срок, им установленные.

Проверкой выявлено, что в нарушение указанных положений запрашиваемая информация представляется Департаментом своевременно, но не в полном объеме в частности информация за I квартал 2014 представлена не по установленной форме, а также не содержит сведений:

о рассмотренном и принятом на заседании Правительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры распоряжении Правительства автономного округа от 07.03.2014 № 113-рп «О комплексном плане мероприятий по профилактике детского алкоголизма, наркомании и табакокурения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2016 годы» (протокол заседания Правительства автономного округа от 07.03.2014 № 14);

о причинах несвоевременного или ненадлежащего исполнения поручений и указаний президента Российской Федерации и мерах, принятых к должностным лицам, допустившим данные нарушения, о размещении информации о результатах выполнения поручений Президента Российской Федерации на едином официальном сайте государственных органов автономного округа (ответ за подписью первого заместителя директора Департамента М.В. Есиной от 21.03.2014 № 02-Исх 946).

В целях проверки полноты и качества исполнения поручений было выборочно проанализировано (изучено) 136 поручений, что составляет 20% от общего количества поручений, подлежащих проверке. Проверкой установлено, что в целом информация, содержащаяся в докладах, отчетах, справках, письмах об исполнении поручений отражена в полном объеме и соответствует их содержанию.

Вместе с тем, в ходе проверки и анализа докладов об исполнении поручений установлены отдельные факты ненадлежащего их исполнения в частности:

12.11.2014 в адрес Губернатора автономного округа поступило письмо Аппарата государственного антинаркотического комитета (далее - Аппарат ГАК) от 12.11.2014 № 11/6/2091, к/к 01-Вх-20571 от 12.11.2014, в соответствии с которым в целях подготовки к заседанию президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О ходе реализации государственной антинаркотической политики Российской Федерации» предлагалось к 18 ноября 2014 года направить информацию:

1. О состоянии дел в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача в частности:

о действующих нормативных правовых актах автономного округа;

о проведенной работе по определению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков;

об используемых методах и методиках реабилитации и ресоциализации наркопотребителей;

об использовании передового опыта (в т.н. международного и регионального);

о планируемых направлениях деятельности; об ожидаемом экономическом эффекте;

о положительных примерах практической деятельности в сфере:

-    профилактики немедицинского потребления наркотиков;

-    комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.

2.    О практике реализации требований Федерального закона от 25.11.2013 № 313-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2014 № 484 «Об утверждении Правил контроля за исполнением лицом возложенной на него судом при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача», а именно:

о наличии регионального нормативного правового акта определяющего механизм оказания медицинской помощи осужденным, на которых по решению суда возложена обязанность прохождения лечения о наркомании; о практике выполнения данного механизма;

о проблемных вопросах, возникающих в ходе его выполнения; предложения по внесению изменений или дополнений в Федеральный закон от 25.11.2013 № 313-ФЭ.

Согласно резолюции Губернатора автономного округа от 12.11.2014, основным исполнителем письма был назначен заместитель Губернатора автономного округа А.С. Филатов. По визе А.С. Филатова от 13.11.2014 соисполнителем определена исполняющая обязанности директора Департамента М.В. Есина.

По визе исполняющей обязанности директора Департамента М.В. Есиной от 13.11.2014 исполнителем указанного документа в Департаменте определен начальник Управления по вопросам юстиции и взаимодействию с территориальными органами федеральных органов государственной власти - Поротников А.А., по его визе от 13.11.2014 непосредственным исполнителем документа назначен М.Г. Давлетбагин - главный специалист - эксперт отдела по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов государственной власти.

19.11.2014  в нарушение установленного срока (18.11.2014) непосредственным исполнителем подготовлен проект письма в адрес Аппарата ГАК и направлен заместителю Губернатора автономного округа А.С. Филатову для подписания.

19.11.2014 заместителем Губернатора автономного округа А.С. Филатовым проект письма подписан и направлен в Аппарат ГАК (ответ от 19.11.2014  № АФ- 22579).

В тоже время, проведенный в ходе проверки анализ направленной в Аппарат ГАК информации показал отсутствия данных об использовании передового опыта (в т.ч. международного и регионального), а также об ожидаемом экономическом эффекте в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача.

Аналогичная ситуация сложилась по исполнению запроса Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14.10.2014 № 13ФПЦ/1447 «О предоставлении информации об имеющемся в регионе опыте работы по использованию мобильных автогородков» (к/к 01-Вх - 19290 от 22.10.2014, ответ за подписью заместителя Губернатора автономного округа А.С. Филатова от 17.11.2014 № АФ-22328). Проверкой установлено, что информация на запрос была направлена в нарушение установленного срока (план 15.11.2014), при этом в ходе ее анализа установлено отсутствие данных об организациях на балансе которых находятся мобильные автогородки.

В целях недопущения обращений федеральных органов исполнительной власти в адрес Губернатора автономного округа о формальном характере докладов, а также возврата поручений на доработку по вышеуказанным основаниям в соответствии с пунктом 8.42 Инструкции, предлагается исполняющей обязанности директора Департамента усилить контроль за полнотой их предоставления в дальнейшем.

В ходе проверки было выборочно проверено исполнение Департаментом нормативных правовых актов. В частности, проанализированы нормы федерального законодательства, законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, регулирующие правоотношения в сферах:

регионального развития и содействия развитию местного самоуправления в автономном округе;

межнациональных (межэтнических) отношений; российского казачества; профилактики экстремизма;

обеспечения прав граждан на проведение публичных мероприятий; составления (изменения, дополнения) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции; нотариата;

обеспечения оказания гражданам бесплатной юридической помощи; административного  и административно-процессуального законодательства;

обеспечения защиты прав потребителей;

организации деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в соответствии с законодательством Российской Федерации;

реализации единой государственной политики в области взаимодействия с территориальными органами федеральных органов государственной власти и правоохранительными органами, законодательными органами государственной власти, исполнительно-распорядительными и представительными органами местного самоуправления, политическими партиями, административно­территориального устройства автономного округа.

В указанных сферах правоотношений действуют Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1, федеральные законы от 15.11.1997 № 143-ФЭ «Об актах гражданского состояния», от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», от 20.08.2004 № ПЗ-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», от 21.11.2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

В целях исполнения перечисленных нормативных правовых актов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре приняты законы Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, от 07.07.2004 № 43-оз «Об административно-территориальном устройстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и порядке его изменения», от 02.12.2005 № 119 «Об определении границ нотариальных округов, численности нотариусов и сроков повторной сдачи квалификационных экзаменов лицами, желающими получить лицензию на право нотариальной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», от 19.07.2007 № 94-оз «О методике расчета размера и распределения субвенций между бюджетами муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на осуществление государственных полномочий по составлению и дополнению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», от 30.09.2008 № 91-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты- Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния», от 02.03.2009 № 5-оз «Об административных комиссиях в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре», от 08.06.2009 № 81-оз «Об отдельных вопросах проведения публичного мероприятия в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре», от 11.06.2010 № 102-оз «Об административных правонарушениях», от 28.10.2011 № 102-оз «О развитии российского казачества в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», от 16.12.2011  № ПЗ-оз «О бесплатной юридической помощи в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре», от 26.09.2014 № 78-оз «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре», от 19.11.2014 № 95-оз «О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».

Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.07.2010 № 119 «О Департаменте внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (далее - также Депполитики Югры) Депполитики Югры определен исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию в сфере регионального развития и содействия развитию местного самоуправления в автономном округе, межнациональных (межэтнических) отношений, российского казачества, профилактики экстремизма, обеспечения прав граждан на проведение публичных мероприятий, составления (изменения, дополнения) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции, нотариата, обеспечения оказания гражданам бесплатной юридической помощи, административного и административно­процессуального законодательства, обеспечения защиты прав потребителей, а также осуществляющим организацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализации единой государственной политики в сфере взаимодействия с территориальными органами федеральных органов государственной власти и правоохранительными органами, законодательными органами государственной власти, исполнительно-распорядительными и представительными органами местного самоуправления, политическими партиями, административно-территориального устройства автономного округа.

Таким образом, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре создана необходимая правовая база, регулирующая правоотношения в указанных сферах.

Учет правовых актов в Департаменте ведется в автоматизированной системе электронного документооборота и делопроизводства «Дело», что в целом позволяет организовывать и обеспечивать контроль за ходом их исполнения.

По данным системы автоматизации делопроизводства и электронного документооборота «Дело» за охватываемый проверкой период в Департаменте находилось на рассмотрении 238 документов, в сравнении с аналогичным периодом 2013 года (188 документов) их количество возросло на 26.6%.

Анализ нормотворческой деятельности Департамента по итогам работы за отчетный период показал её снижение в сравнении с аналогичным периодом

2013 года на 24,3% (Таблица 2).

Таблица 2

Нормотворческая деятельность Департамента



Деятельность Департамента в сфере нормотворчества*

2014 год

2013 год

Динамика отклонения +/- (%)

Общее количество правовых актов, разработанных и внесенных Департаментом на рассмотрение Губернатору автономного округа в Правительство автономного округа всего, в том числе:

56

74

-24,3%




законы автономного округа

2

4

-50%

постановления Г убернатора

11

18

-39%

распоряжения Г убернатора

21

25

-25%

постановления Правительства

9

22

-59%

распоряжения Правительства

13

5

+160%

*(по данным системы автоматизации делопроизводства и электронного документооборота «Дело»)

В целях проверки организации работы по исполнению Департаментом нормативных правовых актов было выборочно проанализировано (изучено) 65 документов, что составляет 27,3 % от общего количества документов, находящихся на рассмотрении в Департаменте в частности: законов автономного округа - 10; постановлений Губернатора автономного округа -11; распоряжений Губернатора автономного округа - 19; постановлений Правительства автономного округа -11; распоряжений Правительства автономного округа - 14.

В целом проверка показала, что Департаментом обеспечивается организация работы по исполнению вышеуказанных документов, а также принимаются необходимые меры для их своевременного и качественного исполнения.

Вместе с тем, проверкой установлены факты ненадлежащего исполнения отдельных нормативных правовых актов, в частности:

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1.3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Так, согласно пункту 1 статьи 48 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.06.2010 № 102-оз «Об административных правонарушениях» (далее - Закон № 102-оз), должностные лица органов внутренних дел были наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2, 3, 5, 6, 8, 9 данного закона которые относятся к административным правонарушениям в области установленного порядка управления (глава I раздела II Закона № 102- оз), протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10, 15, 18-20 Закона № 102-оз (административные правонарушения в области общественного порядка и безопасности, обеспечения защиты прав несовершеннолетних и нравственности (глава II Закона № 102-оз) и протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 23, 35, 37 (административные правонарушения в области развития, благоустройства, озеленения территорий, содержания зданий и сооружений (глава III Закона № 102-оз).

Установлено, что 22.07.2014 вступил в силу Федеральный закон № 247-ФЗ от 21.07.2014. Указанным федеральным законом часть 6 статьи 28.3 КоАП РФ («Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях») дополнена абзацем вторым, которым предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.

При этом, пункт 1 статьи 48 Закона № 102-оз (в ред. Закона автономного округа № 62 от 26.09.2014, вступившей в силу с 10.10.2014) предусматривает, что должностные лица органов внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 15, 18 - 20, 23, 35, 37 Закона № 102-оз (в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа).

Проверкой установлено, что проект соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством автономного округа, предусматривающий передачу полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10 («Нарушение покоя граждан»), 15 («Нарушение общепризнанных правил поведения») и 18 («Несоблюдение требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда») Закона № 102-оз, Депполитики Югры направило в Управление Министерства внутренних дел по автономному округу только 17.03.2015. До настоящего времени указанное соглашение не подписано. Вопрос о наделении полномочиями по составлению протоколов, предусмотренных статьями 2, 3, 5, 6, 8, 9, 19 Закона № 102-оз каких-либо должностных лиц того или иного органа также не урегулирован, в соответствие с требованиями федерального законодательства не приведен.

Таким образом, после вступления в силу Федерального закона № 247-ФЗ от 21.07.2014 и Закона автономного округа от 26.09.2014 № 62-оз и до настоящего времени протоколы по делам об административных правонарушениям по статьям 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 15, 18, 19, исключительными полномочиями по составлению которых Законом № 102-оз наделены органы внутренних дел (полиции), в автономном округе не составляются.

Так, например, в 1-м квартале 2014 года по пункту 1 статьи 10 Закона № 102-оз было составлено 1564 протокола и 1513 протоколов по статье 15 Закона № 102-оз. Соответственно в 1-м квартале 2015 года правонарушения по пункту 1  статьи 10, статьи 15 Закона № 102-оз не выявлялись, протоколы не составлялись.

В соответствии с пунктом 6.4 Положения, Депполитики Югры обобщает практику применения (мониторинг) законодательства Российской Федерации и автономного округа в установленной сфере деятельности, а также вносит предложения по его совершенствованию.

Кроме того, Депполитики Югры, согласно пункту 6.10.2 Положения, осуществляет контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных отдельных государственных полномочий по созданию административных комиссий и организационному обеспечению их деятельности, а также переданных отдельных государственных полномочий. В силу части 3 статьи 9 Закона автономного округа от 02.03.2009 № 5-оз «Об административных комиссиях в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», указанный контроль осуществляется, в том числе, в форме проведения проверок деятельности органов местного самоуправления по осуществлению переданных им отдельных государственных полномочий, в форме анализа отчетов, представляемых органами местного самоуправления.

Выборочной проверкой установлено, что сведения о рассмотрении в 2014 году дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2

-   9, 9.2, 9.3, 9.6, 46 Закона № 102-оз мировыми судьями и статьями 9.5, 39-41, 41.1, 44.1 Закона № 102-оз, рассмотрение которых входит в полномочия должностных лиц Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (за исключением правонарушений, совершенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности) в Депполитики Югры отсутствуют. В период с 01.01.2014 по настоящее время указанные сведения Департаментом в уполномоченных органах не запрашивались.

В 2014 году поступление статистической информации о деятельности административных комиссий, уполномоченных рассматривать дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 10, 13, 15, 16, 19-21,23,25 - 30, 35, 37, 44.1 (в части правонарушений, совершенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности) Департаментом осуществлялось в соответствии с приказом Депполитики Югры от 23.09.2010 № 1-нп. Кроме того, в 2014 году Депполитики Югры проведены проверки деятельности 7 из 22 административных комиссий муниципальных образований автономного округа. По результатам проверок Департаментом были подготовлены рекомендации, направленные главам администраций муниципальных образований.

В целом, согласно подготовленного Депполитики Югры обзора результатов исполнения муниципальными образованиями автономного округа переданных отдельных государственных полномочий по созданию административных комиссий и организационному обеспечению их деятельности, а также переданных отдельных государственных полномочий за

2014  год, задачи стоящие перед муниципальными образованиями были выполнены.

Однако, данный вывод не отражает в полной мере реальной ситуации в указанной сфере, противоречит другим выводам обзора.

Так, изучение обзора, подготовленного Депполитики Югры показало, что в 2014 году административными комиссиями муниципальных образований автономного округа рассмотрено по существу 10576 дел об административных правонарушениях. В службу судебных приставов за 12 месяцев 2014 года направлено 12 728 постановлений административных комиссий о наложении административного наказания в виде штрафа, срок добровольной оплаты по которым истек. В принудительном порядке произведено взыскание по 2673 постановлениям, что составило 21 процент от общего количества направленных на исполнение.

Все лица, в отношении которых материалы направленны в службу судебных приставов в соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ, должны быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП. Однако за 12 месяцев 2014 года членами административных комиссий возбуждено только 683 дела за неуплату административного штрафа в установленный КоАП РФ срок (Таблица 3).

Таблица 3

Сравнительные результаты работы за 2012-2014 гг.



Наименование позиции

2012 год

2013 год

2014 год

направлено постановлений для принудительного взыскания в ССП

11 300

11 765

12 728

возбуждено дел по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ

199

377

683

из них рассмотрено судами

60

326

611

из

рассмотренных

назначено административное наказание

47

253

560

производство прекращено

7

9

22

принято иное решение

6

64

29

не рассмотрено судами

42

51

72

При этом в городе Покачи и Советском районе привлечение к административной ответственности за неоплату административного штрафа не применяется. Не на должном уровне организована работа в Нижневартовске где протоколы по части 1 статьи 20.25 составлены только на 6 граждан. Такой подход, по мнению Депполитики Югры, позволяет правонарушителям избегать административного наказания, чем нарушается один из основных принципов административного наказания - неотвратимость его наступления.

Вместе с тем, как показала проверка, давая критическую оценку работе отдельных органов местного самоуправления, Депполитики Югры, в нарушение части 3 статьи 9 Закона автономного округа от 02.03.2009 № 5-оз «Об административных комиссиях в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», не использовало в 2014-2015 годах такие формы контроля как заслушивание руководителей и иных должностных лиц органов местного самоуправления, а также вынесение письменных предписаний по устранению выявленных нарушений требований законов по вопросам осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.

Таким образом, Депполитики Югры в полной мере не осуществляет мониторинг, контроль и реализацию единой государственной политики, нормативно-правовое регулирование в сфере административного и административно-процессуального законодательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Согласно пункту 8 Порядка взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи в автономном округе, утвержденного постановлением Правительства автономного округа от 29.12.2011 №  514-п, исполнительные органы государственной власти автономного округа, государственные органы автономного округа ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Департамент внутренней политики автономного округа отчет о гражданах, направленных к адвокатам для получения бесплатной юридической помощи по форме, утвержденной Департаментом. Указанная форма утверждена Приложением 3 к приказу Депполитики Югры от 30.01.2012 № 1-нп. Выборочная проверка показала, что в 2014 году имели место случаи непредставления соответствующего отчёта либо предоставления его по форме, не соответствующей предъявляемым требованиям. Так, Депгосзаказа Югры, Депспорта Югры, а также Госкультохраной Югры не представлен отчёт за 2-й квартал 2014 года. Управлением по работе с обращениями граждан Аппарата Губернатора автономного округа, Архивной службой Югры, Гостехнадзором Югры, Природнадзором Югры отчеты за 1-й квартал 2014 года представлены не по установленной форме. За 3-й квартал 2014 года не по установленной форме отчитались Архивная служба Югры, Департамент культуры Югры, Депимущества Югры, Депобразования Югры.

При этом, установлено, что Департаментом в 2014 году не обеспечен надлежащий контроль за предоставлением отчетов указанными органами, в частности Депполитики Югры не направлялись письма с напоминанием о необходимости полного и своевременного их представления.

В соответствии с пунктом 3 распоряжения Губернатора автономного округа от 29.05.2014 № 297-рг «О Плане комплексных мероприятий по профилактике терроризма и реализации на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы», руководителям исполнительных органов государственной власти автономного округа, реализующих мероприятия по профилактике терроризма на территории автономного округа, предписывалось в срок до 30 мая и до 20 ноября отчетного года представлять в Аппарат Антитеррористической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры информацию о выполнении Плана. Проверкой установлено, что по сроку 30.05.2014 Депполитики Югры направил информацию 03.06.2014, а информацию, предусмотренную к 20.11.2014 направил лишь 19.12.2014, то есть с просрочкой в 1 месяц.

Отдельные нарушения допущены при исполнении Закона Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 08.06.2009 № 81-оз «Об отдельных вопросах проведения публичного мероприятия в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре». Пунктом 1 статьи 2 указанного Закона определено, что в уполномоченном органе (Депполитики Югры) определяются должностные лица и (или) структурные подразделения, ответственные за организацию приема и регистрацию уведомлений. Информация о должностных лицах и (или) структурных подразделениях, ответственных за организацию приема и регистрацию уведомлений в уполномоченном органе, должна быть доступна для граждан в зданиях (помещениях) уполномоченного органа.

Однако на момент проверки ответственные за организацию приема и регистрацию уведомлений должностные лица и (или) структурные подразделения Департамента определены не были. Ранее организацию приема и регистрацию уведомлений в Депполитики Югры проводил Аналитический отдел Управления регионального развития и местного самоуправления Депполитики Югры, находящийся по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Мира, 5, кабинет № 120. При этом какая-либо информация о должностных лицах и (или) структурных подразделениях, ответственных за организацию приема и регистрацию уведомлений в Депполитики Югры, в том числе на стенде в кабинете № 535 по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Мира, 5, по месту нахождения и.о. директора Департамента, отсутствовала.      


В соответствии с приказом от 14.01.2013 № 1 создан Общественный совет при Департаменте внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Совет).

За отчетный период 2014 года проведено 4 заседания Совета на которых, в основном, обсуждались вопросы текущей деятельности Департамента. Однако мероприятия, предусмотренные Планом-графиком проведения контрольных мероприятий реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года на 2013-2016 годы, утвержденным распоряжением Губернатора автономного округа от 06.06.2013 № 378-рг, Департаментом выполнены не в полном объёме.


Так, обсуждение Советом бюджета автономного округа на предстоящий

2015   год и плановый период («Народный бюджет») не состоялось.

Проверка показала, что информация о деятельности Департамента на постоянной основе размещается Департаментом на едином официальном сайте государственных органов автономного округа в сети «Интернет» в соответствии с Перечнем информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Перечень), предусмотренным разделом II приложения 4 к постановлению Правительства автономного округа от 20.04.2012 № 140-п «О едином официальном сайте государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (далее - постановление Правительства автономного округа № 140-п).

Отдельные нарушения Депполитики Югры исполнения требований, установленных к размещению информация о деятельности Депполитики Югры связаны с актуальностью, периодичностью и полнотой размещаемой информации. Например, в нарушение пункта 2.1. Перечня информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Ханты- Мансийского автономного округа - Югры (далее - Перечень), предусмотренным разделом II приложения 4 к постановлению Правительства автономного округа № 140-п на сайте (рис. 1) отсутствовал полный перечень и тексты нормативных правовых актов, принятых исполнительным органом, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, а также сведения о государственной регистрации.

В ходе проверки Депполитики Югры приняты меры по устранению выявленных нарушений, на сайте размещен полный перечень и тексты нормативных правовых актов, принятых Департаментом, однако сведения об их государственной регистрации по-прежнему отсутствуют.


Опубликовано: 16.03.2016 13:10        Обновлено: 09.11.2017 16:02