Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

28-29 июня

О РАЗВИТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ

А.А. Скурихин, директор Департамента

внутренней политики Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

опубликовано в Аналитическом вестнике № 27(626)

«Современное состояние и перспективы

социально-экономического развития

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

Общие сведения

Ханты-Мансийский автономный округ был образован постановлением ВЦИК от 10 декабря 1930 года «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера» и входил в Уральскую область. Первое название региона – Остяко-Вогульский национальный округ. 23 октября 1940 года переименован в Ханты-Мансийский национальный округ. С 1978 года — Ханты-Мансийский автономный округ. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2003 № 841 автономный округ получил своё нынешнее название: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре  сформировано 105 муниципальных образований, в том числе:

13 – городских округов – Когалым, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Сургут, Урай, Ханты-Мансийск, Югорск;

9 – муниципальных районов – Белоярский, Березовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский;

26 городских поселений и 57 сельских поселений.

Общее количество населенных пунктов в Югре составляет 202.

Местное самоуправление в Югре постоянно совершенствуется с целью повышения эффективности его деятельности и удовлетворенности ею населения. Очередной этап развития был задан Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который внес ряд существенных изменений в законодательство о местном самоуправлении в России. В том числе установил, что часть вопросов, связанных с организацией местного самоуправления подлежит регулированию законами субъектов Российской Федерации.

В этой связи проведена большая планомерная работа по разработке закона  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о местном самоуправлении с участием Думы автономного округа, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, жителей Югры, Ассоциации «Совет муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и регионального отделения «Всероссийского Совета местного самоуправления», представителей экспертного сообщества.

Анализ мнений муниципалитетов по вопросам, подлежащим регулированию в данном законе, показал, что создание городских округов с внутригородским делением в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре не актуально с учетом сложившейся практики административно-территориального деления автономного округа и численности населения в городах. Исполнительные органы государственной власти автономного округа были солидарны с мнением муниципальных образований по данному вопросу.

Принятый закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 сентября 2014 года № 78-оз «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – закон автономного округа № 78-оз) установил применение в автономном округе всех предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) порядков формирования представительного органа муниципального района:

-на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

-из глав поселений автономного округа, входящих в состав муниципального района автономного округа, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений автономного округа из своего состава.

Порядок формирования представительного органа муниципального района автономного округа, применяемые в конкретном муниципальном образовании, определяются уставом муниципального образования.

По состоянию на 1 июня 2016 года представительные органы сформированы во всех 105 муниципальных образованиях автономного округа, в том числе:

на муниципальных выборах – 102 представительных органа;

методом делегирования – 3 представительных органа муниципальных районов (Кондинский, Октябрьский, Нижневартовский районы).

Установленное количество депутатских мандатов  - 1274.

Закон автономного округа № 78-оз установил два применяемых порядка избрания главы городского округа и муниципального района:

- глава избирается представительным органом муниципального образования автономного округа из своего состава и возглавляет местную администрацию;

- глава избирается из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

Уставами всех 22 городских округов и муниципальных районов автономного округа предусмотрено избрание главы представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Фактически из числа кандидатов, представленных конкурсными комиссиями избраны 9, в том числе в 3 муниципальных районах, 6 городских округах. В оставшихся муниципалитетах аналогичного уровня главы будут избраны в 2016 году по истечению срока полномочий действующих представительных органов.

На поселенческом уровне закон автономного округа № 78-оз определил три применяемых порядка избрания главы поселения:

- избирается на муниципальных выборах, входит в состав представительного органа муниципального образования автономного округа с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя;

- избирается представительным органом муниципального образования автономного округа из своего состава и исполняет полномочия его председателя;

- избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию.

В соответствии с действующими уставами поселений главы избираются:

- на муниципальных выборах – 73 главы муниципальных образований, в том числе в 24 городских поселениях, 49 сельских поселениях;

- депутатами представительных органов из своего состава – 10, в том числе в 2 городских поселениях, 8 сельских поселениях.

О выборах 18 сентября 2016 года

В единый день голосования на территории автономного округа запланировано проведение выборов депутатов представительных органов 5 муниципальных районов (Березовский, Нефтеюганский, Сургутский, Ханты-Мансийский, Советский). Жителям этих районов предстоит выбрать 81 депутата. Все выборы в представительные органы муниципальных районов будут проводиться по одномандатным и многомандатным округам (по мажоритарной системе относительного большинства).

Пройдут выборы депутатов представительных органов 10 городских округов (Сургут, Когалым, Лангепас, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Урай, Югорск, Пыть-Ях, Ханты-Мансийск). Жителям этих городов предстоит выбрать 219 депутатов. Выборы  в представительные органы всех городских округов будут проводиться по одномандатным и многомандатным округам (по мажоритарной системе относительного большинства). Дума города Ханты-Мансийска будет формироваться по смешанной избирательной системе: 10 по одномандатным округам, 10 по единому округу по спискам.

Пройдут выборы депутатов представительного органа городского поселения Советский (15 депутатов) по 3 пяти-мандатным округам.

Пройдут выборы глав 5 городских и сельских поселений (Советский, Зеленоборск (Советский район), Мортка (Кондинский район), Приполярный и Саранпауль (Березовский район).

О территориальном общественном самоуправлении

Одной из перспективных и универсальных форм совместной деятельности граждан для достижения общественно полезных целей является территориальное общественное самоуправление (ТОС).

Осуществляя свою деятельность в форме общественной инициативы и (или) некоммерческой организации, ТОС при этом, является признаваемой и гарантированной государством формой непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления, являющегося уровнем публичной власти.

В целом состояние территориального общественного самоуправления (ТОС) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за исключением отдельных муниципалитетов, находится на этапе начального развития.

В связи с отсутствием инициативы населения в 18 из 22 городских округов и муниципальных районов автономного округа территориальное общественное самоуправление не осуществляется.

Органы территориального общественного самоуправления в количестве 65 действуют в следующих муниципальных образованиях:

город Сургут (30 ТОС, 28 из которых зарегистрированы в органе юстиции в форме некоммерческой организации);

город Пыть-Ях (1 ТОС зарегистрирован в органе юстиции в форме некоммерческой организации);

Нефтеюганский район (33 ТОС, уставы которых зарегистрированы в администрации муниципальных образований, в том числе 31 ТОС в г.п. Пойковский, 2 ТОС в с.п. Сингапай);

Сургутский район (1 ТОС зарегистрирован в администрации г.п. Белый Яр).

На территории автономного округа при активном содействии и участии Губернатора Югры Н. В. Комаровой получают развитие и становятся востребованными формы привлечения населения и общественности к участию в определении «болевых точек», а также «точек роста» социально-экономического территориального развития. Представляется, что ТОС способно придать этому процессу дополнительную организационно-правовую основу и стать одним из форматов работы органов власти с населением.

В целях развития на местах гражданской активности необходимо усовершенствовать правовое регулирование организации ТОС на федеральном уровне, так как в настоящее время оно является недостаточным, что и порождает на практике множество проблем.

На это также указали участники научно-практической конференции проведенной в марте 2015 года на базе Бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный университет» с активным участием Совета муниципальных образований автономного округа, представителей ТОС регионов России. В целях повышения гражданской активности и эффективности деятельности ТОС было предложено внести изменения в законодательство, направленные на упрощение административных процедур:

Во-первых, установить возможность проведения собраний (конференций) по вопросам осуществления деятельности уже созданного ТОС как в очной, так и в заочной форме;

Во-вторых, установить уведомительную регистрацию ТОС в качестве юридического лица в органах юстиции, а также исчерпывающий перечень документов, предоставляемых на государственную регистрацию (протокол и устав).

О содействии развитию местного самоуправления органами власти автономного округа

Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и исполнительные органы государственной власти автономного округа уделяет пристальное внимание вопросам развития местного самоуправления – в целях содействия развитию местного самоуправления в автономном округе образован постоянно действующий совещательный орган при Губернаторе автономного округа – Совет при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее - Совет). Для оперативного взаимодействия по вопросам, отнесенным к компетенции Совета, сформирована постоянно действующая комиссия Совета (далее – Постоянная комиссия).

В 2015 году организованы и проведены 4 заседания Совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа –

Югры по развитию местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и 6 заседаний Постоянной комиссии Совета. На заседаниях рассмотрено 22 вопроса.

В 2016 году Совет при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Постоянная комиссия Совета продолжают свою работу.

Так в соответствии поручением по итогам заседания Постоянной комиссии Совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре от 24.05.2016 в Югре ведется работа по рассмотрению предложений представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления сельских поселений, муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о целесообразности внесения изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 сентября 2014 года № 78-оз «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон № 78-оз), в части закрепления за сельскими поселениями вопросов местного значения, установленных статьей 1 Закона № 78-оз.

В настоящее время проводятся организационно-технические мероприятия по созданию рабочих групп по принятию согласованного между муниципальным районом и сельскими поселениями решения в части необходимости/отсутствия необходимости внесения изменений в статью 1 Закона № 78-оз с включением в составы рабочих групп руководителей исполнительно-распорядительного и представительного органа муниципального района, руководителей исполнительно-распорядительных и представительных органов сельских поселений, представителей юридических служб муниципального района и сельских поселений.

По итогам сбора, анализа протоколов и материалов заседаний рабочих групп будет подготовлен и внесен на рассмотрение членам Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры законопроект об изложении статьи 1 Закона № 78-оз в новой редакции

Необходимо отметить еще один действенный механизм поддержки развития местного самоуправления в автономного округе, такой как предоставление грантов городским округам и муниципальным районам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в целях поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Данный механизм реализуется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Предложения по совершенствованию законодательства о местном самоуправлении

Проводимый в Югре мониторинг правоприменения Федерального закона № 131-ФЗ выявил ряд проблем, оказывающих влияние на эффективность функционирования системы местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

С целью совершенствования организации местного самоуправления, с учетом мнения

органов местного самоуправления муниципальных образований                    Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ассоциации «Совет муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», необходимо решение некоторых вопросов по совершенствованию нормативной правовой основы его развития.

Во-первых, необходимо рассмотреть возможность внесения изменений в часть 6 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ путем установления максимального числа депутатов представительного органа муниципального образования в зависимости от вида и (или) численности населения муниципального образования, поскольку местные бюджеты несут значительные затраты на компенсацию расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, в том числе и депутатам на непостоянной основе, проживающим на значительном расстоянии от места нахождения представительного органа.

Во-вторых – рассмотреть возможность внесения изменений в часть 3 статьи 41 Федерального закона № 131-ФЗ, предусматривающие исключение возможности наделения структурных подразделений (органов) местных администраций статусом юридического лица, поскольку местная администрация уже обладает правами юридического лица.

В-третьих, представляется целесообразным уточнить формулировки вопросов местного значения, поскольку  неопределенность таких формулировок, как «создание условий…», «участие в …», «обеспечение условий…», «оказание содействия…», препятствует эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

В целом местное самоуправление в Югре это динамически развивающаяся система, способная к позитивным изменениям в ответа на общественные запросы жителей автономного округа.


Опубликовано: 28.06.2016 14:16        Обновлено: 10.11.2016 17:11