Размер:
Цвет:

Урай

Справка

по итогам анализа эффективности деятельности антинаркотической комиссии города Урая по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

 

 

На основании пп. «г» п. 4 Положения об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года №1374, в соответствии с п.5 Протокола № 1 заседания Антинаркотической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 марта 2012 года и в соответствии с приказом Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 марта 2012 года № 51 межведомственной рабочей группой 29 марта 2012 года проведен анализ эффективности деятельности антинаркотической комиссии города Урая.

В ходе анализа изучены правовые акты, регламентирующие деятельность антинаркотической комиссии в муниципальном образовании, должностной регламент ответственного за работу комиссии лица, материалы, послужившие основаниями для принятия комиссией решений, целевые программы в сфере профилактики наркомании и иные документы, характеризующие организацию работы по противодействию распространению и употреблению наркотических средств.

Антинаркотическая комиссия г. Урая свою деятельность осуществляет в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», законом Ханты-Мансийского   автономного округа – Югры от 15.10.2007 № 133-оз. Постановлением главы г. Урая от 22.07.2008 г. № 2330 утверждено Положение «Об антинаркотической комиссии муниципального образования город Урай», персональный состав комиссии утвержден Постановлением администрации города Урая от 28.12.2011 г. № 3954. Председателем антинаркотической комиссии является глава города Урая Забозлаев Алексей Геннадьевич. При изучении Положения об антинаркотической комиссии установлено, что в нем не предусмотрены полномочия и обязанности по проведению на регулярной основе комплексного анализа ситуации, складывающейся на территории города в связи со злоупотреблением наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконным оборотом, и разработкой мер, направленных на предотвращение таких явлений.

Задачи и функции администрации г. Урая по вопросам противодействия распространению наркотических средств, а также гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, профилактики правонарушений, противодействия терроризму и экстремизму возложены на одного специалиста – эксперта отдела гражданской защиты населения. В данном случае, в целях качественной реализации политики в сфере профилактики наркомании, предлагаем перераспределить часть обязанностей вышеуказанного специалиста на иное должностное лицо.

Антинаркотическая комиссия города является органом, обеспечивающим координацию деятельности органов местного самоуправления и других субъектов профилактики наркомании по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Все протокольные поручения заседаний антинаркотической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, состоявшихся 25 февраля, 23 мая, 12 сентября и 24 ноября 2011 года исполнены в полном объеме и в срок.

В 2011 году состоялись 4 заседания антинаркотической комиссии г. Урая, на которых рассмотрены 12 вопросов. По всем вопросам выносились решения, обозначались сроки их выполнения. Изучение информаций и докладов, предоставляемых на заслушивания по вопросам повесток заседаний АНК г. Урая, показало, что проблемы обозначаются и вносятся предложения по их решению только врачом психиатром-наркологом кабинета медико-социальной помощи детям детской городской поликлиники МУ «ЦГБ». Остальные субъекты профилактики наркомании пассивны в разработке предложений для включения в протоколы антинаркотической комиссии города. Так, п. 2 протокола №8 заседания АНК г. Урая от 29.11.2011 г. дано поручение «рекомендовать директору ФУ «Урайский профессиональный колледж» наладить взаимодействие с отделом по делам несовершеннолетних администрации города Урая по вопросам профилактики употребления наркотических средств …», п. 3 этого же протокола «рекомендовать начальнику отдела по делам несовершеннолетних администрации города Урая наладить взаимодействие с общественной организацией «Примирение» в противодействии употребления наркотических средств». Срок исполнения «постоянно». Эффективность и результативность принятия подобных не конкретных решений антинаркотической комиссии крайне низка, и соответственно принимаемые меры не могут оказать должного влияния на наркоситуацию в муниципальном образовании.

Работа антинаркотической комиссии г. Урая ведется в соответствии с утвержденным главой города планом на год. Данный документ предусматривает ежеквартальное заслушивание субъектов профилактики города. Так же в заседаниях АНК города участвует руководитель общественной организации по поддержке людей попавших в трудную жизненную ситуацию «Примирение».

В целях противодействия распространению и употреблению наркотических средств и контроля за выполняемыми решениями в городе Урае:

- в период с 2009 по 2011 годы реализован План программных мероприятий по профилактике наркотизации населения (не обеспеченных финансированием), утвержденный постановлением администрации города от 27 апреля 2009 г. № 971;

- принята и реализуется долгосрочная целевая программа «Молодежь города Урая» на 2011-2015 годы (утверждена Постановлением администрации г. Урая от 19.08.2010 г. № 2237), 4 раздел которой предусматривает мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни и организацию отдыха и оздоровления детей и молодежи, с финансированием из бюджета города в размере 2367 тысяч рублей;

- принята и реализуется долгосрочная целевая программа «Профилактика правонарушений на территории города Урая» на 2012-2014 годы (утверждена Постановлением администрации г. Урая от 30.09.2011 г. № 2836), в нее входят мероприятия по профилактике наркомании и предусмотрено их финансирование из бюджета города в размере 3293,5 тысяч рублей. Разработчик и координатор программы – отдел гражданской защиты населения администрации г. Урая.

В действующей программе профилактики правонарушений г. Урая не определены целевые показатели, характеризующие ее социально-экономическую эффективность. Необходимые установленные целевые показатели отражены в Постановлении администрации г. Урая от 16 мая 2011 года №1329 «О долгосрочных целевых программах».

На муниципальном уровне в целях реализации положений Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации и в рамках развития социального партнерства 15 ноября 2011 года заключено Соглашение между Главой города Урая и открытым акционерным обществом «Урайская аптека», обществом с ограниченной ответственностью «МегаФарм», обществом с ограниченной ответственностью «Выбор» о реализации мероприятий, направленных на противодействие потреблению комбинированных лекарственных препаратов в немедицинских целях, сохранение здоровья населения города, формирование общественного иммунитета у несовершеннолетних к асоциальным явлениям.

По итогам 2011 года в г. Урае отмечается увеличение числа выявленных преступлений по линии незаконного оборота наркотиков (2011 г. - 176 преступлений, 2010 г. - 140), в том числе, связанных с притоносодержанием (2011 г. – 25, 2010 г. - 13) и совершенных наркоманами (с 2 - в 2010 г. до 105 – в 2011 г.). Из 5 преступлений, совершенных несовершеннолетними в сфере незаконного оборота наркотиков по автономному округу, 1 зарегистрировано в г. Урае. Значительно снизился объем изъятых из незаконного оборота наркотических средств (2011 г – 1220 гр., 2010 г. – 3487,7 гр.), за счет отсутствия выявленных фактов ввоза опия, гашиша и героина.

Рост выявленных преступлений объясняется активной работой по противодействию незаконному обороту наркотических средств и как итог инициативным выявлением преступлений сотрудниками ОМВД России по г. Ураю. Всего на учете в ОБНОН на 31 декабря 2011 года состояло 226 лиц, имеющих отношение к незаконному обороту наркотических средств.

В текущем году аппаратом Антинаркотической комиссии автономного округа проводился мониторинг наркоситуации, в том числе в разрезе муниципальных образований. Наиболее сложная ситуация по масштабам незаконного оборота наркотиков сложилась в г. Урае, так как большинство показателей находятся в кризисном состоянии.

Наряду с этим следует отметить, что удалось достичь некоторой стабилизации обстановки, связанной с немедицинским употреблением наркотических средств и психотропных веществ. Наблюдается незначительное снижении числа лиц, состоящих на диспансерном учете с диагнозом «наркомания» (2011 г. - 143 человека, 2010 г. – 150 чел., 2009 г. – 153 чел.) и числа лиц, впервые поставленных на диспансерный учет с диагнозом «наркомания» (2011 г. - 15 человек, 2010 г. – 21 чел., 2009 г. – 23 чел.). На протяжении 2009 – 2011 гг. стабилен показатель по лицам, состоящим на профилактическом учете (1 человек и это несовершеннолетний). В то же время увеличивается показатель больных, снятых с диспансерного наблюдения в связи со смертью (по 7 человек в 2011 и 2010 гг., 3 чел. - в 2009 г.).

№ п/п

Показатели/ год

2009

2010

2011

1.

Число лиц, состоящих на диспансерном учете с диагнозом «наркомания»

153

150

143

из них несовершеннолетних

-

-

-

2.

Число лиц, состоящих на профилактическом учете

1

1

1

из них несовершеннолетних

1

1

1

3.

Число лиц, впервые поставленных на диспансерный учет с диагнозом «наркомания»

23

 

21

15

из них несовершеннолетних

-

-

-

4.

Снято больных с диспансерного наблюдения в связи со смертью

3

7

7

5.

Снято больных с диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением

-

-

-

В рамках добровольного тестирования обучающихся (студентов) образовательных учреждений в г. Урае протестирован 871 учащийся, из 1645 подлежащих тестированию, получен 1 положительный результат.

Силами психо-наркологической службы г. Урая проводится пропаганда здорового образа жизни в СМИ, лекции, тренинги и беседы с учащимися, родителями, мероприятия, направленные на профилактику алкоголизма и наркомании, привлекаются общественные организации и заинтересованные организации системы профилактики.

В числе форм первичной профилактики необходимо отметить организованную в г. Урае работу передвижного консультационного пункта с участием представителя правоохранительного органа, врачей психиатров-наркологов детской поликлиники и терапевтического отделения МБУ «ЦГБ». В 2011 году ими было осуществлено 14 выездных встреч в форме собраний в организациях, предприятиях учреждениях, которые включали 3 блока:

·        информационно-ознакомительная часть;

·        возрастные особенности и формирование психологической защиты к приобщению к психоактивным веществам;

·        административная и уголовная ответственность.

В городских средствах массовой информации созданы и действуют отдельные механизмы информационного сопровождения антинаркотической деятельности – это информационные сообщения о проведенных заседаниях антинаркотической комиссии города, интервью специалистов, передачи профилактической направленности, изучение мнения горожан и т.д.

Ежемесячно пресс-служба администрации г. Урая разрабатывает медиа-план, в который включаются все основные мероприятия и события, происходящие в городе, в том числе и антинаркотической направленности. Реализуется данный план посредством размещения материалов:

- в рубриках «Здоровье», «Я молодой», «Актуально», «Точка зрения», «Спортивный меридиан» городской газеты «Знамя»;

- в дневных и вечерних выпусках программы «Время Урая», еженедельных программах «Здоровье», «Время спорта», «Время закона» и специальных тематических передачах и фильмах на телерадиоканале «Спектр+»;

- в разделе «Лента новостей» официального сайта администрации города Урая.

Всего за 2011 год по вопросам формирования здорового образа жизни и негативного отношения к наркотикам урайцев в печати было опубликовано 192 информационных статьи, в эфире местного телевидения вышло 330 видеосюжетов и информационных материалов, на веб - сайте размещено 128 информаций.

На официальном сайте администрации г. Урая размещен и реализуется общегородской проект - «Карта безопасного детства». Ожидается, что карта станет полезной памяткой для родителей и детей, а также руководством к действию для городских властей по максимально оперативному предупреждению и устранению возникающих для детей опасностей. Горожанам предлагается активно участвовать и отмечать на данной карте улицы, дворы, где встречается угроза здоровью и жизни юных урайцев, в том числе, места распространения наркотических или психотропных веществ, или магазины, в которых детям продают алкоголь.

Проведенный анализ эффективности работы антинаркотической комиссии города Урая позволяет признать ее удовлетворительной по следующим основным элементам:

1) организация работы по выполнению требований законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков и контроля за их исполнением;

2) организация работы по профилактике наркомании;

3) состояние наркоситуации в муниципальном образовании;

4) организация работы по реализации положений Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года на муниципальном уровне.

На основании изложенного и руководствуясь законодательством по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,

 

ПРЕДЛАГАЕМ:

 

1. Антинаркотической комиссии города Урая ввести в практику проведение на регулярной основе комплексного анализа ситуации, складывающейся на территории города в связи со злоупотреблением наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконным оборотом, и разработкой мер, направленных на предотвращение таких явлений.

2. Изучить материалы мониторинга наркоситуации в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре в 2011 году. Обратить внимание на критерии, находящиеся в кризисном состоянии, обоснованно выбрать профилактические меры, для возможной корректировки целевых антинаркотических программ, в том числе дополнительного выделения средств на текущий год или перераспределения средств на плановый период с учетом полученных результатов.

3. Действующую программу профилактики правонарушений г. Урая, дополнить целевыми показателями, в том числе в антинаркотической части, которые позволят характеризовать ее социально-экономическую эффективность. В выборе критериев необходимо ориентироваться на ожидаемые результаты и риски, изложенные в пп. 47-48 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, либо целевые показатели окружной программы «Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре на 2011 - 2013 годы».

4. При формировании повестки АНК города учитывать одним из вопросов отчет об исполнении протокольных поручений антинаркотической комиссии г. Урая. Приобщать к материалам заседаний информации об исполнении протокольных поручений субъектами профилактики.

5. Исключить практику предоставления субъектами профилактики информаций и докладов на заседания антинаркотической комиссии г. Урая, не отражающих проблем в деятельности по профилактике наркомании и не содержащих предложения по их решению. Со стороны Аппарата Антинаркотической комиссии Ханты - Мансийского автономного округа – Югры будет рассмотрен вопрос о направлении рекомендаций в УМВД России по Ханты - Мансийскому автономному округу – Югре о необходимости исполнения протокольных поручений антинаркотических комиссий муниципальных образований автономного округа территориальными органами внутренних дел.

 

Начальник отдела сопровождения

Программ общественной безопасности

Департамента внутренней политики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры                               И.П. Плюхина

 

Консультант отдела сопровождения

Программ общественной безопасности

Департамента внутренней политики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры                                    В.Л. Тычина

 

Главный специалист-эксперт

отдела сопровождения Программ

общественной безопасности

Департамента внутренней политики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры                            М.Г. Давлетбагин

                      

Врач психиатр-нарколог

казенного учреждения Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

«Ханты-Мансийский клинический

психоневралогический диспансер»                                                              К.А.Ковалев

Опубликовано: 20.05.2019 17:44        Обновлено: 20.05.2019 17:45