Размер:
Цвет:

Нягань

      СОГЛАСОВАНО

И.о. директора

                                                                                                                                                                                                                                          Департамента внутренней политики

                                                                                                                                                                                                                                               Ханты-Мансийского автономного

округа – Югры

 

                                                                                                                                                                                                                                                    ________________М.В. Есина

                                                                                                                                                                                                                                                       «____»_________ 2013 года

 

Справка

о результатах оказания содействия и методической помощи в организации деятельности антинаркотической комиссии города Нягани и рекомендации по повышению её эффективности

 

 

На основании пп. «г» п. 4 Положения об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года №1374, в соответствии с п. 5 Протокола № 1 заседания Антинаркотической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 марта 2012 года и в соответствии с приказом Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 сентября 2013 года № 150 межведомственной рабочей группой 2-3 октября 2013 года оказано содействие и методическая помощь в организации деятельности антинаркотической комиссии города Нягани (далее Комиссия).

В целях организации мер по реализации государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в г. Нягани постановлением Главы города от 09.04.2008 № 29-пг создана Комиссия, утверждено положение о данном органе, его регламент (с изменениями от 24 октября 2012 г.) и состав Комиссии (с изменениями от 7 мая 2013 г.).

Председателем Комиссии является Глава города Нягани – Нефедьев В. А., заместители председателя – начальник Няганского межрайоннного отдела управления ФСКН России по автономному округу Баев В.М. и заместитель Главы города В.Н. Шамрай. В состав комиссии входят 19 должностных лиц представительного и исполнительного органов местного самоуправления.

Обязанности секретаря Комиссии, в том числе комиссии по профилактике правонарушений, возложены на главного специалиста юридического отдела управления по организации деятельности Думы города Господенко В.В.

Комиссия осуществляет свою работу в соответствии с планом работы на год, утвержденным председателем Комиссии. В повестку заседаний периодически включаются вопросы по контролю за выполнением ранее принятых решений.

В 2012 году состоялись 3 (19 марта, 24 апреля и 19 октября) заседания Комиссии, на которых рассмотрены 10 вопросов. В 2013 году в ходе 3 заседаний (12 марта, 7 июня и 19 сентября) рассмотрены 14 вопросов.

В текущем году в числе приоритетных задач Комиссии - принятие мер по расширению реабилитационного пространства для наркозависимых. В связи с чем, инициирована организация взаимодействия медицинских учреждений города Нягани и казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Лемпинский окружной наркологический реабилитационный центр» (далее - реабилитационный центр). В июне 2013 года состоялось заседание Комиссии с участием главного врача реабилитационного центра А.П. Тайшина, в ходе которого обсуждены перспективы сотрудничества. В настоящее время прорабатывается вопрос о возможности выделения отдельного кабинета на базе лечебно-профилактических учреждений города для специалистов реабилитационного центра.

Ежеквартально в ходе заседании Комиссии заслушивается вопрос о реализации мероприятий долгосрочной целевой программы муниципального образования г. Нягань «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в городе Нягани на 2010 - 2013 годы» (далее – Программа).

Для решения проблемы наркотизации населения города, выполнения комплекса мероприятий в данной сфере деятельности Постановлением администрацией города №4795 от 20 октября 2009 года утверждена Программа с объемом финансирования в размере 9 030 000 рублей на весь период реализации программы. В 2011 году по Программе освоено 2 304 590 рублей при годовом плане 2 598 000 рублей. Согласно сводной бюджетной росписи на 2012 год финансирование Программы сокращено на 1 295 000 рублей, объем финансирования на 2012 год составляет 700 000 рублей, освоено 699 919 79 рублей. На 2013 год в рамках программы запланировано освоить 700 000 рублей, по итогам 9 месяцев 2013 года освоено 324 000 рублей.

За 2012 год из четырех целевых индикаторов и показателей Программы достигнуты три:

- увеличение охвата подростков и молодежи в возрасте от 11 до 30 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия в сфере незаконного оборота наркотиков (охвачено 9874 чел., плановый показатель на 2012 год – 9018 чел.);

- увеличение на 2 человека числа прошедших лечение и реабилитацию больных наркоманией длительность, ремиссии у которых составляет не менее трех лет. Данный показатель соответствует ежегодно предусмотренному увеличению на 1-2 человека (плановый показатель на 2012 год 77 пациентов, фактическое количество -75 чел.);

- количество правонарушений, совершенных в сфере НОН, сократилось на 60,7% (со 186 за 2011 год до 73). Программой предусмотрено сокращение данного количества ежегодно на 1,5-2%.

Кроме того, Программой предусмотрено сокращение количества преступлений, совершенных в сфере незаконного оборота наркотиков (далее – НОН), однако в 2012 году их число увеличилось на 24,3% (с 78 до 97 преступлений) по сравнению с 2011 годом. Программой предусмотрено сокращение данного количества ежегодно на 0,5-1%, следовательно, показатель не достигнут. Данный показатель оценивается двояко, так как его увеличение свидетельствует о положительной работе правоохранительных органов по выявлению преступлений.

За 9 месяцев 2013 года по данным правоохранительных органов в г. Нягани зарегистрировано 33 преступления в сфере НОН (на уровне 9 месяцев 2012 года). По итогам 2012 года отмечен прирост данного вида преступлений на 24,3% (с 78 до 97 пр.), из 47 человек осужденных за их совершение почти 28% (или 13 чел.) составила молодежь в возрасте 18-29 лет.

По данным полиции проблема «синтетических каннабиоидов» продолжает присутствовать на территории г. Нягани, более того, она неразрывно связана с увеличивающимся интересом молодого населения в возрасте 17-25 лет к данному виду наркотиков.

Анализ состояния наркоситуации в г. Нягани в динамике за 2010-2013 годы, проведенный на основании медицинской статистики свидетельствует:

- о снижении числа лиц, состоящих на диспансерном учете с диагнозом «наркомания» (в 2010 г. – 320 человек; 2011 г. – 309; 2012 г. – 292; 9 мес. 2013 г. – 268) и лиц, впервые поставленных на диспансерный учет (в 2010 г.– 28 человек; 2011 г.– 16; 2012 г. – 7 чел.; 9 мес. 2013 г. – 3 чел.);

- об отсутствии на диспансерном учете подростков;

- об уменьшении с 2010 года на 5,6 % количества лиц, состоящих на профилактическом учете, (в 2010 г. – 322 чел.; 9 мес. 2013 г. – 304), в том числе несовершеннолетних – на 60% (2010 г. – 10 чел., 9 мес. 2013 г. – 4 чел.);

- о сокращении числа лиц снятых с диспансерного наблюдения в связи со смертью (в 2010 г. – 11 чел., 2011 г. - 9 чел., 2012- 3 чел., 9 мес. 2013 г. – 5 чел.; всего за 3 года - 28 больных);

- об увеличении числа лиц снятых с диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением (в 2010 г. – 12 чел., 2011 г. - 14 чел., 2012 г. – 19 чел., 9 мес. 2013 г. – 18 чел.; всего за 3 года – 63 чел.).

 

п/п

Показатели

Данные

2010 год

 

2011 год

 

2012 год

9 месяцев2013 года

1.

Число лиц, состоящих на диспансерном учете с диагнозом «наркомания»

320

309

292

268

из них несовершеннолетних

-

-

-

 

2.

Число лиц, состоящих на профилактическом учете

322

308

284

304

из них несовершеннолетних

10

13

4

4

3.

Число лиц, впервые поставленных на диспансерный учет с диагнозом «наркомания»

28

 

16

7

3

из них несовершеннолетних

-

-

-

 

5.

Снято больных с диспансерного наблюдения в связи со смертью

11

9

3

5

6.

Снято больных с диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением

12

14

19

18

 

По итогам мониторинга наркоситуации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре за 2012 год аппаратом антинаркотической комиссии автономного округа произведен расчет критериев ее развития. Так, в г. Нягани из восьми показателей в кризисном положении находится один «Общая заболеваемость наркоманией и обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями», который несколько снизился по сравнению с 2011 годом, но остается самым высоким по округу (1212,0 на 100 тыс. населения; за 2011 год – 1366,9 на 100 тыс. населения). Для сравнения среднеокружной показатель составляет 581,0 на 100 тыс. населения.

Наркологическая помощь лицам, больным наркоманией, в городе Нягани оказывается наркологическим отделением в многопрофильном медицинском учреждении БУ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Няганская окружная больница» (на 25 коек) и наркологическим кабинетом (амбулаторная служба).

Наряду с наркологической помощью, оказываемой государственным медицинским учреждением, на территории города функционирует благотворительный фонд социальной и духовной помощи «Возрождение», который на протяжении 13 лет осуществляет программу по реабилитации лиц с алкогольной и наркотической зависимостью.

На основании подписанных в 2012 году Соглашений в сфере противодействия наркомании, реабилитации наркозависимых осуществляется сотрудничество и взаимодействие между муниципальным образованием город Нягань, правоохранительными органами и общественными организациями, а также Приходом Храма Святителя Алексия Московского г. Нягани Ханты-Мансийской Епархии Русской Православной Церкви.

В первичной профилактике наркомании участвуют представители таких общественных организаций, как «Семья», «Городской родительский комитет», «Общество русской культуры г. Нягани», благотворительного фонда социальной и духовной помощи «Возрождение», региональных общественных организаций женщин «Веда», «С Верой, Надеждой, Любовью», окружной общественной организации содействия и оказания помощи многодетным матерям в решении социальных проблем «Надежда», городского движения волонтеров «Равный – равному».

С целью профилактики наркомании и алкоголизма среди учащихся специалистами «Няганской окружной больницы» проводятся лекции в образовательных учреждениях города, летних оздоровительных лагерях на темы: «Профилактика наркомании», «Профилактика алкоголизма», «Профилактика вредных привычек», «Здоровый образ жизни». Врачи принимают участие в телепередачах, проводят акции профилактической направленности.

С сентября 2011 года среди учащихся образовательных учреждений города проводится добровольное тестирование на наличие в биологической среде (слюне) наркотических веществ. Так в 2012-2013 учебном году было протестировано 1522 (90,9%) учащихся из 1674, подлежащих тестированию. Для проведения исследования на дому 270 тест-систем были выданы учащимся на руки. Обучающихся пропустивших данную процедуру по уважительным причинам или отказавшихся от нее не зарегистрировано. В целом среди несовершеннолетних лиц, употребляющих наркотики, не выявлено.

На официальном веб-сервере органов местного самоуправления г. Нягани в разделе «Постоянно действующие комиссии при органах местного самоуправления» создана страница «Антинаркотическая комиссия», включающая в себя, в том числе, раздел «Общественные организации, занимающиеся профилактикой наркомании». Адрес сайта в сети Интернет http://www.admnyagan.ru/.

С марта 2012 года по договоренности с руководством наркологического отделения Няганской окружной больницы в средствах массовой информации города, на официальном сайте Нягани размещаются материалы профилактического содержания (о вреде табакокурения, алкоголизма, наркомании, курительных смесей).

Ежегодно составляется график ежемесячных выступлений членов Комиссии в средствах массовой информации (далее – СМИ) города. С начала года в местных печатных изданиях «Вестник Приобья» и «Пульс Нягани» опубликованы 6 интервью по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств. Указанные издания осуществляют информационное сопровождение деятельности волонтерского движения.

В соответствии с планом работы Комиссии в период с января по сентябрь 2013 года в печатных и электронных СМИ города, информационных источниках размещено 189 материалов, в том числе в печатных изданиях – 97; на Няганском телеканале – 32; в информационных агентствах – 47; в эфире радиостанции «Европа Плюс», «Хит FM» - 13.

В целом вопросы, обсуждаемые на заседаниях Комиссии, соответствуют наркоситуации складывающейся в городе и оказывают положительное влияние на её динамику.

Вместе с тем, в деятельности Комиссии отмечается ряд организационных недостатков:

1. При формировании бюджета муниципального образования на 2014 год и плановый период 2015-2016 годы в распоряжении администрации города Нягани от 29.08.2013 года № 256-р «Об утверждении перечня муниципальных программ муниципального образования город Нягань» отсутствует целевая программа по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании.

2. В 2012 году из трех проведенных заседаний Комиссии Глава города председательствовал на двух, в 2013 году из трех состоявшихся заседаний председательствовал только на одном.

Несмотря на то, что проведение заседаний Комиссии заместителями председателя Комиссии не противоречит Регламенту, необходимо отметить, что немаловажным фактором, влияющим на повышение эффективности координации антинаркотической деятельности, в том числе в части формирования решений Комиссии и осуществления контроля за их исполнением, является личное участие на ее заседаниях высшего должностного лица муниципального образования.

3. Наличие в составе Комиссии трех представителей структурных подразделений Министерства внутренних дел с дислокацией в городе Нягани, функционально не оправдано.

4. В 2012 году периодичность проведения заседаний Комиссии 1 раз в квартал не соблюдалась, вместо 4-х заседаний состоялись 3 (19 марта, 24 апреля и 19 октября). Изучение плана работы Комиссии и протоколов за 2012 год показало, что два из десяти запланированных вопрос рассмотрены не были:

- п. 2.3. «О результатах опроса учащихся образовательных учреждений и их родителей по изучению отношения подростков к употреблению наркотиков» (срок - 2 и 4 квартал. Ответственный исполнитель - комитет образования и науки города);

- п. 2.9. «О принимаемых мерах по реализации п.2 Постановления Правительства от 20 июля 2010 года №599 «О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (срок - 3 квартал). Ответственные исполнители – МРО по г. Нягани УФСКН России по автономному округу, Комитет здравоохранения города).

Документы, поясняющие неисполнение указанных пунктов плана, в Комиссии отсутствуют.

5. Анализ протокольных поручений свидетельствует об их декларативном содержании, например: «Информацию о результатах работы Няганского МРО УФСКН России по ХМАО-Югре принять к сведению», «Информацию БУ ХМАО-Югры «Няганская окружная больница» принять к сведению» (п.1.1., 3.1. протокола №1-2013 г., п.п. 1.1, 2.1, 3.1 протокола №2-2013 г.), «…более широко использовать средства массовой информации…»(п.2.2.2 протокола №1-2013 г.), «Членам антинаркотической комиссии города Нягани на постоянной основе оказывать содействие МАУ «Дом молодежи…» (п. 1.7 протокола №3-2013 г.).

Имеют место протокольные поручения, не относящиеся к компетенции тех или иных органов. Так, Няганскому МРО УФСКН России по ХМАО-Югре поручено: «изготовить и разместить видеоролик антинаркотической направленности на телеканале НТК…», «изготовить и разместить тематические баннеры на улицах города» (пп. 1.2, 1.3. протокола №1-2013 г.).

Вышеизложенное свидетельствует о пассивности и непрофессиональном подходе субъектов профилактики наркомании в разработке предложений для включения в протоколы Комиссии.

6. В протоколах Комиссии практикуется установление продолжительных и неопределенных сроков исполнения поручений. Так, в протоколе № 2-2013 года из 10 поручений по 4 - срок исполнения определен как «постоянно», «ежеквартально» (пп. 3.2, 5.3.2.-5.4.), еще по 2-м поручениям срок исполнения отсутствует (пп. 4.2, 4.3). Срок исполнения «постоянно» или его отсутствие не предусматривает периодического отчета о реализации мероприятий. Эффективность подобных решений Комиссии недостаточна и, соответственно, такие меры не могут оказать необходимого влияния на наркоситуацию в городе.

7. В протоколах Комиссии не указывается, какие конкретно протокольные поручения исполнены (номера пунктов, номера и даты протоколов), по каким из них находятся на контроле, по каким реализация продолжается. Исполнение собственных протокольных поручений рассматривается 1 раз в год, что является недостаточным и сказывается на конечном результате.

Проведенный анализ эффективности работы Комиссии города Нягани позволяет признать ее удовлетворительной по следующим основным элементам:

1) организация работы по профилактике наркомании;

2) состояние наркоситуации в муниципальном образовании;

3) организация работы по реализации положений Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года на муниципальном уровне.

Недостаточно эффективно организована работа по выполнению требований законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков и контроля за их исполнением.

На основании изложенного и руководствуясь законодательством по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, и их прекурсоров,

ПРЕДЛАГАЕМ:

 

1. Изучить материалы мониторинга наркоситуации в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре в 2012 году. Обратить внимание на критерии, находящиеся в кризисном состоянии, обоснованно выбрать профилактические меры, для возможной корректировки комплекса антинаркотических мероприятий.

2. Предусмотреть в плане работы Комиссии на 2014 год рассмотрение итогов мониторинга наркоситуации в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре в 2013 год, а также вопросов, касающихся исполнения вновь принятых нормативных правовых актов автономного округа, в части касающейся (Постановление Правительства автономного округа от 9.10.2013 г. №428 «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение прав и законных интересов населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в отдельных сферах жизнедеятельности в 2014-2020 годах»), Российской Федерации в сфере профилактики наркомании (Федеральный закон от 07.06.2013 № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»), исполнения отдельных актуальных мероприятий антинаркотической направленности.

3. Рассмотреть возможность разработки муниципальной программы по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании на 2014-2020 годы.

4. В срок до 15 января 2014 года проинформировать Аппарат антинаркотической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об устранении выявленных недостатков.

 

Консультант отдела сопровождения

Программ общественной безопасности

Департамента внутренней политики

автономного округа                                                                          В.Л. Тычина   

 

Консультант отдела сопровождения

Программ общественной безопасности

Департамента внутренней политики

автономного округа                                                                       Т.А. Бутерус

 

Заведующий организационно-методическим

отделом КУ ХМАО – Югры «Сургутский

клинический психоневрологический диспансер»,

врач психиатр-нарколог                                                               Д.А. Жарков

 

 

Ст. оперуполномоченный по особо важным делам

УУР УМВД России по автономному округу                                 Е.Ю. Федоров

Опубликовано: 28.08.2019 09:56        Обновлено: 28.08.2019 09:59