Размер:
Цвет:

Когалым

СОГЛАСОВАНО

Исполняющий обязанности Директора

                                                                 Департамента внутренней политики

                                                                     Ханты-Мансийского автономного

округа – Югры

                                                                            ________________М.В. Есина

                                                                               «____»_________ 2015 года

Справка

по итогам анализа эффективности деятельности антинаркотической комиссии города Когалым за период 2014 года и 5 месяцев 2015 года

 

На основании пп. «г» п. 4 Положения об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года №1374, в соответствии с п. 5 Протокола № 1 заседания Антинаркотической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ) от 22 марта 2012 года и в соответствии с приказом Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 июня 2015 года № 02-ОД-108 межведомственной рабочей группой 22-23 июня 2015 года проведен анализ эффективности деятельности антинаркотической комиссии города Когалыма (далее – анализ).

В ходе анализа изучены правовые акты, регламентирующие деятельность Комиссии в муниципальном образовании, должностной регламент ответственного за работу Комиссии лица, материалы, послужившие основаниями для принятия Комиссией решений, программные мероприятия в сфере профилактики наркомании и иные документы, характеризующие организацию работы по противодействию распространению и употреблению наркотических средств.  

В целях координации деятельности органов местного самоуправления, взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, общественными объединениями и организациями в сфере профилактики и противодействия злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту, в городе Когалыме постановлением администрации города от 17.06.2008   № 1416 создана антинаркотическая комиссия (далее Комиссия), утверждено положение о данном органе, состав (по должностям) и регламент деятельности Комиссии (редакция от 02.02.2015 № 263).

Председателем Комиссии является глава администрации города Степура Владимир Иванович, заместитель председателя Комиссии – заместитель главы администрации города, курирующий деятельность в сфере взаимодействия с правоохранительными органами Подивилов С.В.

В состав Комиссии входят 19 должностных лиц исполнительных органов местного самоуправления, территориальных отделов федеральных правоохранительных органов, представители общественных организаций: «Ветераны отдела внутренних дел по городу Когалыму», городской Соборной мечети «Махалля» и Русской Православной Церкви.

Выполнение полномочий администрации города Когалыма по организационному обеспечению деятельности Комиссии и, в том числе еще 4-х комиссий (антитеррористической комиссии, комиссий по профилактике правонарушений, противодействию экстремистской деятельности, обеспечению безопасности дорожного движения при администрации города), а также взаимодействие комиссий города с правоохранительными органами города осуществляет сектор по организационному обеспечению деятельности комиссий города Когалыма и взаимодействию с правоохранительными органами (далее – Сектор). В штат Сектора входят секретарь и методист. Секретарем Комиссии с 2014 года по настоящее время является Михалева Светлана Евгеньевна. В данном случае, в целях качественной реализации политики в сфере профилактики наркомании, предлагаем перераспределить часть обязанностей вышеуказанных специалистов на иное должностное лицо.

Кроме того, для эффективной подготовки к заседаниям Комиссии, целесообразно создать рабочую группу или возобновить практику работы аппарата Комиссии, существовавшего в 2011 году (далее – Аппарат) с участием представителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, территориальных подразделений органов исполнительной власти автономного округа, действующих на территории города, специалистов органов местного самоуправления города, и привлечением общественности.

Комиссия в 2014 и 2015 годах осуществляла свою работу в соответствии с планами работы на соответствующий год, утвержденными на заседаниях Комиссии в установленные сроки.

В 2014 году запланировано к рассмотрению 14 вопросов, проведено 4 заседания Комиссии (28 февраля, 30 мая, 12 сентября и 28 ноября), рассмотрено 11 плановых и 13 внеплановых вопросов, принято 48 основных решений.

Из запланированных к рассмотрению в 2014 году вопросов, не были рассмотрены следующие:

- О работе, проводимой на предприятиях города, общественных и религиозных организациях, направленной на профилактику немедицинского потребления наркотиков (плановый срок – сентябрь);

- О реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года на территории муниципального образования (плановый срок – декабрь);

- О подведении итогов работы Комиссии за 2014 год (плановый срок – декабрь).

Кроме того, в 2014 году не был рассмотрен вопрос о реализации антинаркотических программ, что является нарушением регламента комиссии (п.3.5. Регламента Комиссии «подлежит обязательному рассмотрению»).

Председателем АНК в 2014 году не проведено ни одного из состоявшихся (4) заседаний комиссии. Все заседания Комиссии проведены заместителем председателя Комиссии Подивиловым С.В.

На 3 из 4 проведенных в 2014 году заседаний Комиссии отсутствовал кворум, необходимый для легитимности принимаемых комиссией решений (1/2 членов комиссии). На заседании комиссии 28 ноября 2014 года присутствовало только 7 из 21 члена комиссии (33,3%).

Начальник Когалымского межрайонного отдела Управления ФСКН по автономному округу в 2014 году, входя в состав комиссии и являясь заместителем председателя, не присутствовал ни на одном из состоявшихся заседаний.

В 2015 году запланировано к рассмотрению 12 вопросов, проведено 2 заседания Комиссии (20 марта и 26 мая), рассмотрено 6 плановых и 4 внеплановых вопроса, принято 20 основных решений.

В 2015 году из 2-х состоявшихся заседаний Комиссии 1 проведено председателем Комиссии.

В текущем году кворум участия в заседаниях Комиссии ее членов соблюдался.

На практике на заседания Комиссии приглашаются только представители религиозных конфессий, другие представители общественности в обсуждении рассматриваемых вопросов участия не принимают.

Градообразующим предприятием города является компания «Когалымнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», ее возможности и потенциал в антинаркотической деятельности города не используются.

Не все обозначаемые в повестке заседания Комиссии вопросы направлены на решение проблем в сфере наркомании.

Так, на 2-х заседаниях Комиссии 20 марта и 26 мая 2015 года рассматривался вопрос «Об анализе текущей ситуации в области противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту», не содержащий проблематики. В связи с чем, ответственные докладчики (ОМВД и МРО УФСКН России по г. Когалыму) ограничились в своих информациях констатацией статистики о наркоситуации и отчетом о своей работе, предложений по устранению причин и условий от них не поступило. В представленной аналитической информации не отражается социально-возрастной портрет лиц, совершивших, преступления в сфере НОН. В связи с чем, протокольное поручение по данному вопросу носит декларативный характер и переписывается из протокола в протокол: «рекомендовать УФСКН принять дополнительные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в городе Когалыме и проинформировать Комиссию на следующем заседании» (п. 1.2. протоколы № 1, 2).

Как правило, поручения касающиеся деятельности правоохранительных органов, учреждений органов исполнительной власти декларируют должностные обязанности сотрудников и специалистов: «Рекомендовать Управлению социальной защиты, ОМВД, БУ ХМАО-Югра «Когалымская городская больница», ФКУ УИИ УФСИН России по автономному округу организовать индивидуально-профилактическую работу с наркопотребителями, профилактику рецидивов административных правонарушений, связанных с потреблением наркотиков, и побуждение указанных лиц к прохождению курсов лечения и реабилитации» (пункт 4.2. протокола № 4 от 28.11.2014 г).

Протоколы заседаний Комиссии направляются ее членам с нарушением сроков, предусмотренных п.6.1, 6.3 регламента работы Комиссии, Так, протокол № 4 от 28.11.2014 года направлен 28.01.2015, протокол № 2 от 26.05.2015 года – 15.06.2015 года.

Протокольные поручения Комиссии города исполняются с нарушением установленных сроков (пункты 4.2, 4.3 и 5.1. протокола № 3 от 12.09.2014 г., пункта 3.1.2. протокола № 4 от 28.11.2014 г.)

Так, по пункту 3.1.2. документ об исполнении бюджетным учреждением «Когалымский политехнический колледж» датирован от 19.02.2015, установленный срок исполнения - 16.02.2015 г. Также по данному пункту содержится информация о том, что в ходе добровольного тестирования сотрудниками наркологического отделения бюджетного учреждения «Когалымская городская больница» ведутся лекции и беседы с учащимися (исх. от 19.02.2015 № 151). В ходе анализа установлено, что тестирование началось с марта 2015 года, ранее специалист был в отпуске.

В отчете об исполнении пунктов 1.3, 1.4 3.1.2.,3.1.3 протокола № 1 от 28.02.2014 г., 1.2, 3.2 протокола № 3 от 12.09.2014 г. отсутствуют исходящие номера и даты документов об исполнении.

Исполнение собственных протокольных поручений рассматривается на каждом заседании Комиссии.

Все протокольные поручения заседаний антинаркотической комиссии автономного округа, состоявшихся 25 мая 2014 года, 17 марта 2015 года исполнены в полном объеме и в срок.

На территории г. Когалыма, как и в целом по автономному округу, проводятся мероприятия по раннему выявлению немедицинского употребления наркотиков. В 2014-2015 учебном году во всех городских округах муниципальных образований автономного округа охват добровольным тестированием обучающихся общеобразовательных организаций составил практически 100%, кроме 2-х территорий, в их числе г. Когалым, где тестирование прошли 62,7% учащихся (протестировано 1066 человек, выделено тестов 1700). Случаев подтвержденного употребления наркотических средств зафиксировано не было. Исполнительно-распорядительным органам городского округа Когалыма на заседании антинаркотической комиссии автономного округа 27 мая 2015 года рекомендовано завершить процедуру добровольного тестирования обучающихся (студентов) в срок до 1 сентября 2015 года (п. 1.5. протокола №2).

Проведенный на территории автономного округа в ноябре 2014 года социологический опрос показал, что признают проблему наркомании в своем населенном пункте «очень распространенной» 15 % опрошенных жителей Когалыма (в среднем по округу – 19,6 %), «распространенной не более чем везде» 41,3 % когалымчан (по округу – 46,9), «совсем не распространена» 13 % (по округу – 20,6 %).

При этом 20 % когалымчан считают, что достать наркотики трудно (по округу – 14,4 %), большинство же (53,3 %) полагают, что приобрести наркотики «сравнительно легко» и «очень легко» (по округу показатель – 52,8%).

С целью профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения, формирования негативного отношения детей, подростков, молодежи к употреблению наркотических средств и психоактивных веществ, алкоголя, табака в городе Когалыме создана городская лекторская группа, утвержденная постановлением администрации города Когалыма от 30.05.2011 № 1282

Ежегодно в соответствии с составленным на учебный год планом в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального высшего профессионального образования членами лекторской группы (медицинские работники, сотрудники правоохранительных органов, специалисты сферы социальной защиты, педагоги, психологи) проводятся лекции для учащихся и их родителей. В 2013-2014 году состоялось 38 лекций. Для наиболее активных лекторов предусмотрено поощрение.

Для оказания стационарной наркологической помощи лицам, допускающим немедицинское потребление наркотиков на базе бюджетного учреждения «Когалымская городская больница» предусмотрено 10 круглосуточных коек. Согласно штатному расписанию в городе имеется 4 ставки врачей наркологов, из них занято 3 ставки, 2 физических лица. За последние три года сохраняется численность специалистов, задействованных в оказании наркологической помощи населению г. Когалыма.

По статистическим данным в 2014 году в городе отмечено уменьшение:

- болезненности «наркоманией» на 8,7% (192,75 на 100 тыс. населения) по сравнению с 2013 годом (со 128 чел., состоящих на учете с диагнозом «наркомания» в 2013 году до 119 чел. в 2014 году).

- числа лиц, снятых с наркологического учета (в динамике 2013-2014 г. - 57,72 и 25,92 на 100 т.н. соответственно, в 2015 году снято с наркологического учета 67 человек или 108,52 на 100 т.н.);

- число лиц, снятых с учета в связи со смертью (в 2014 году 6 человек, в 1 полугодии 2015 года -1 человек).

Наряду с данными тенденциями в 2015 году в г. Когалыме отмечается увеличение:

- числа лиц, состоящих на диспансерном учете с диагнозом «наркомания» (с 122 до 124 чел.), и состоящих на профилактическом учете (с 33 до 54 чел.);

- в разы количества отравлений, связанных с передозировкой наркотиками без летальных исходов (2015 года – 9, полугодие 2014 года – 0).

Несовершеннолетних на диспансерном учете за анализируемый период с диагнозом «наркомания», «вредные последствия употребления наркотиков» не зарегистрировано.

Случаев смертельных исходов, связанных с передозировкой наркотиками в анализируемом периоде не зарегистрировано.

В ходе анализа установлен факт расхождения статистических данных по количеству несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества, с которыми специалисты БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» в 2014 и 2015 годах проводили индивидуальную профилактическую работу, социально-психологические мероприятия (10 подростков в 2014 г. и 6 чел. в 2015 году). По данным БУ «Когалымская городская больница» на диспансерном и профилактическом учете подростки с диагнозом «наркомания», «употребление наркотиков с вредными последствиями» не значатся. Прослеживается несогласованность взаимодействия вышеназванных учреждений.

В сфере незаконного оборота наркотиков (далее – НОН) в г. Когалыме в 2014 году выявлено 191 преступление, что почти на 30,0 % больше показателя 2013 года (147).

По количеству выявленных преступлений данной категории Когалым уступает только Нижневартовску, Сургуту, Нефтеюганску и Ханты-Мансийску.

Удельный вес преступлений в сфере НОН в общем массиве преступлений составляет в Когалыме 29,7 % (в среднем по округу – 15,7 %).

Из всех преступлений, выявленных в сфере НОН, 140 (73,2 %) связаны со сбытом наркотиков (по округу – 60,3 %).

Количество совершенных наркоманами преступлений увеличилось на 50,0 % (с 6 до 9 фактов).

При сокращении в г. Когалыме за 5 месяцев 2015 года числа зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, (с 93 пр. за 5 месяцев 2014 г. до 81 пр.), в их структуре продолжается тенденция кратного увеличения количества преступлений, совершенных наркоманами (с 1 пр. за 5 месяцев 2014 г. до 25 пр. в т. г.).

Из незаконного оборота изъято 602 грамма (за 5 месяцев 2014 г. – 134 гр.) наркотических средств и психотропных веществ.

В городе Когалыме реализуется муниципальная программа «Обеспечение прав и законных интересов населения города Когалыма в отдельных сферах жизнедеятельности в 2014-2017 годах», утвержденная постановлением администрации города Когалыма от 15.10.2013 №2928 (в ред. от 01.06.2015 №1605).

В рамах программы действуют подпрограмма II. «Профилактика незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ».

Задачи реализации подпрограммы муниципальной программы соответствуют задачам государственной подпрограммы автономного округа.

Для контроля за ходом реализации подпрограммы предусмотрена система целевых показателей (показатели непосредственных результатов):

- увеличение количества специалистов субъектов антинаркотической деятельности повысивших профессиональный уровень в ежегодно проводимых мероприятиях на 10 человек.

- увеличение количества тематических радио- и телепередач газетных и журнальных рубрик, интернет - проектов, направленных на антинаркотическую пропаганду до 3 шт.;

- увеличение количества молодёжи, вовлеченной в мероприятия, направленные на профилактику незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ до 90% (от количества молодёжи города);

Показателем конечного результата подпрограммы является увеличение количества обучающихся в городе Когалыме, участников мероприятий, вовлеченных в антинаркотические профилактические мероприятия, от общей численности детей, молодежи до 100 %.

Соответственно, программные мероприятия ориентированы на детей, подростков и молодежь и не охватывают все возрастные и социальные группы (работающее население, призывники), предусмотренные пунктом 27 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года №690.

Объем финансирования подпрограммы в 2014 году составил 3457,0 тыс. рублей, фактически профинансировано 3457,0 тыс. рублей или 100%, на 2015 год – 863,9 тыс. рублей, освоено – 432,46 тыс. рублей.

Для оздоровления социально-психологического климата в семьях на территории города функционирует бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» (далее – Центр).

Одним из направлений деятельности Центра является профилактика различных форм зависимостей, у несовершеннолетних употребляющих наркотические вещества и несовершеннолетних, проживающих в семьях, где один или оба родителя употребляют наркотические вещества.

По данному направлению работают три отделения учреждения: отделение психолого-педагогической помощи семье и детям, консультативное отделение, отделение дневного пребывания для несовершеннолетних.

В 2014 году Управлению социальной защиты по г. Когалыму (далее – Управление) была определена квота на выдачу 2 сертификатов на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями. Несмотря на проводимую разъяснительную работу среди прошедших лечение наркозависимых, за получением сертификатов граждане не обращались. Квоты были перераспределены в другие муниципалитеты.

На 2015 год Когалыму выделено 2 сертификата для взрослых граждан и 2 сертификата для несовершеннолетних.

На момент анализа деятельности Комиссии города Когалыма в адрес Управления информация о гражданах, страдающих наркологическими заболеваниями и нуждающихся в социальной реабилитации (ресоциализации) от вышеуказанных структур города, а также заявления на получение сертификата от граждан, желающих пройти реабилитацию, не поступали.

В отделении социальной реабилитации несовершеннолетних, страдающих патологическими зависимостями бюджетное учреждение автономного округа «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гелиос», г. Пыть-Ях проходят курс трое несовершеннолетних из города Когалыма.

В рамках реализации Федерального закона от 25 ноября 2013 года №313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в г. Когалыме судом при назначении административного наказания лицам, признанным больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, практикуется возложение обязанности по прохождению диагностики, что не способствует прохождению целостного процесса лечения, реабилитации и ресоциализации наркозависимого и его возвращению к нормальной полноценной жизни.

Отмечается, что Комиссия уделяет большое внимание информационно- пропагандистскому сопровождению антинаркотической деятельности.

В 2014 году в средствах массовой информации и электронных ресурсах представлено свыше 130 материалов, направленных на пропаганду здорового образа жизни, отрицание употребления психоактивных веществ, губительных последствиях немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, в том числе:

- в газете «Когалымский вестник» размещено более 60 статей, приуроченные всероссийским, окружным, городским антинаркотическим акциям.

- в эфирах телекомпании «Инфосервис +» размещено более 70 сюжетов, посвящённых Всероссийской антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью», Международному дню борьбы с наркоманией, прохождению ежегодной городской осенней антинаркотической акции «Миссия жить!», городской антинаркотической акции «Шаг навстречу!». В эфире выступали представители субъектов профилактики по наиболее значимым для города вопросам;

- в эфире радио «Европа + Когалым» население города информируется о преступлениях по линии НОН, а также об уголовной ответственности за участие в НОН;

- на сайте администрации города Когалыма в разделе «Коллегиальные органы» («Городские комиссии») размещена информация о Комиссии (законодательная база, документы, регламентирующие деятельность, состав комиссии, материалы заседаний, планы).

В 2014 году в рамках антинаркотической подпрограммы:

- закуплена и распространена печатная продукция – буклеты «Мы за здоровый образ жизни! Когалым без наркотиков!» в количестве 1260 штук;

- приобретён баннер социальной направленности «Мы за здоровый образ жизни! Когалым без наркотиков!» и выполнены работы по его монтажу (установке);

- подготовлен тираж и распространены брошюры «Путь к семейному благополучию» в количестве 80 штук;

- издан тематический журнал «Грани жизни» тиражом 200 экземпляров.

В ходе проведения анализа сведения об информационно-пропагандистском сопровождении антинаркотической деятельности за 5 месяцев 2015 года представлены не были.

Проведенный анализ эффективности работы Комиссии города Когалыма позволяет признать ее удовлетворительной по 3 из 4 основных элементам:

1) организация работы по профилактике наркомании;

2) состояние наркоситуации в муниципальном образовании;

3) организация работы по реализации положений Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года на муниципальном уровне.

Неудовлетворительно оценено выполнение требований законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков и контроля за их исполнением.

На основании изложенного и руководствуясь законодательством по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, и их прекурсоров,

ПРЕДЛАГАЕМ:

 

1. Взять под контроль исполнение регламента Комиссии города Когалым в части:

- делегирования председателем Комиссии полномочий по проведению заседаний;

- соблюдения сроков направления протоколов членам Комиссии, контроля за своевременным предоставлением в сектор документов об исполнении протокольных поручений;

- получения от исполнителей, ответственных за подготовку материалов по вопросам Комиссии, проекта решения по рассматриваемой проблеме.

2. Действующую муниципальную программу «Обеспечение прав и законных интересов населения города Когалыма в отдельных сферах жизнедеятельности в 2014-2017 годах» дополнить целевыми показателями, в том числе в антинаркотической части, которые позволят характеризовать ее социально-экономическую эффективность. В выборе критериев необходимо ориентироваться на ожидаемые результаты и риски, изложенные в пп. 47-48 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, либо целевым показателем «общая распространенность наркомании на 100 тыс. человек» государственной программы автономного округа «О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2014-2020 годах».

         3. В целях исключения нарушений исполнительской дисциплины рассмотреть возможность перераспределения обязанностей специалистов Сектора на иное должностное лицо.

4. Для решения вопросов, связанных с подготовкой заседаний Комиссии и проведением анализа наркотической ситуации в г. Когалыме, создать постоянно действующую рабочую группу по аналогии с ранее действующим аппаратом Комиссии или с действующей межведомственной рабочей группой при Антинаркотической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (протокол Комиссии № 1 от 22.03.2012).

5. Ввести практику участие в заседаниях Комиссии представителей общественности, наряду с включенными в состав Комиссии, для обсуждения актуальных вопросов реализации антинаркотической деятельности.

6. В протоколах Комиссии указывать конкретные мероприятия и сроки их реализации.

7. В срок до 1 ноября 2015 года проинформировать аппарат антинаркотической комиссии автономного округа об устранении выявленных недостатков.

 

Консультант отдела по взаимодействию

с территориальными органами

федеральных органов государственной власти

Департамента внутренней политики

Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры                                                         В.Л. Тычина

Главный специалист-эксперт

отдела по взаимодействию

с территориальными органами

федеральных органов государственной власти

Департамента внутренней политики

Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры                                                М.Г. Давлетбагин

Директор казенного учреждения

Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

«Центр социальной адаптации «Феникс»,

г. Нижневартовск                                                                    Т.В. Маслова

 

 

Исполняющий обязанности

заведующего организационно-методическим

отделом Казенного учреждения

Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

«Сургутский клинический

психоневрологический диспансер»                                         С.А. Зырянов

 

 

Опубликовано: 28.08.2019 10:06        Обновлено: 28.08.2019 10:07