Размер:
Цвет:

Югорск

Справка

по итогам анализа эффективности деятельности антинаркотической комиссии города Югорска за 2014 год и 8 месяцев 2015 года

 

На основании пп. «г» п. 4 Положения об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года №1374, в соответствии с п. 5 Протокола № 1 заседания Антинаркотической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ) от 22 марта 2012 года, п. 2.7 Протокола № 3 заседания Антинаркотической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 июля 2015 года и в соответствии с приказом Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 июля 2015 года      № 02-ОД-142 межведомственной рабочей группой 24-25 сентября 2015 года проведен анализ эффективности деятельности антинаркотической комиссии города Югорска (далее – анализ).

В ходе анализа изучены правовые акты, регламентирующие деятельность Антинаркотической комиссии города Югорска (далее – Комиссия) в муниципальном образовании, должностной регламент ответственного за работу Комиссии лица, материалы, послужившие основаниями для принятия Комиссией решений, программные мероприятия в сфере профилактики наркомании и иные документы, характеризующие организацию работы по противодействию распространению и употреблению наркотических средств.

В целях координации деятельности органов местного самоуправления, взаимодействия с территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти, общественными объединениями и организациями в сфере профилактики и противодействия злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту, в городе Югорске постановлением главы города Югорска от 08.11.2011 г. № 24 создана Комиссия, утверждено положение о данном органе и состав Комиссии.

В ходе проведения анализа установлено, что в Положении о Комиссии не предусмотрена разработка регламента Комиссии, включающего в себя планирование и организацию работы Комиссии, порядок подготовки заседаний Комиссии, порядок проведения заседаний Комиссии, оформление решений, принятых на заседаниях Комиссии, исполнение поручений, содержащихся в решениях Комиссии.

Председателем Комиссии является глава города Салахов Раис Закиевич, заместители председателя Комиссии – глава администрации города Бодак Михаил Иванович и заместитель начальника Няганьского межрайонного отдела Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Чуркин Андрей Александрович.

В состав Комиссии входят 27 должностных лиц исполнительных органов местного самоуправления, территориальных отделов федеральных органов государственной власти, ООО «Газпром трансгаз Югорск», общественности, Благотворительного фонда «Югорск без наркотиков». В Комиссии представлены управление опеки и попечительства администрации г. Югорска и отдел по организации деятельности территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Вместе с тем, представитель отдела по организационно–массовой и досуговой деятельности, физической культуре, спорту, семейной и молодежной политике администрации города Югорска, как одного из значимых в профилактике наркомании направления, в состав Комиссии не вошел.

Выполнение полномочий по организационному обеспечению деятельности Комиссии, комиссии по вопросам профилактики правонарушений, осуществляет специалист-эксперт Управления по вопросам общественной безопасности администрации города Югорска Казаченко Татьяна Владимировна.

Комиссия в 2014 и 2015 годах осуществляла свою работу в соответствии с планами работы на соответствующий год, утвержденными на заседаниях Комиссии в установленные сроки.

В 2014 году запланировано к рассмотрению 17 вопросов, проведено 4 заседания Комиссии (26 марта, 25 июня, 16 сентября и 9 декабря), рассмотрено 17 плановых и 6 внеплановых вопросов, принято 25 основных решений.

Председателем Комиссии в 2014 году проведено 3 заседания из состоявшихся (4) заседаний комиссии.

На 4 проведенных в 2014 году заседаниях Комиссии обеспечен кворум, необходимый для легитимности принимаемых комиссией решений (1/2 членов комиссии).

В 2015 году запланировано к рассмотрению 20 вопросов, проведено 3 заседания Комиссии (24 марта, 20 мая, 16 сентября), рассмотрено 13 плановых вопросов, принято 24 основных решения.

Председателем Комиссии в 2015 году проведено 3 заседания из состоявшихся 3 заседаний комиссии.

В текущем году кворум участия в заседаниях Комиссии ее членов обеспечен.

Следует отметить, что не все обозначаемые в повестке заседания Комиссии вопросы направлены на решение проблем в сфере наркомании.

Так, на заседании Комиссии рассматривались вопросы не содержащие проблематики: «Информация о результатах работы общественной молодежной палаты при Думе города Югорска в сфере профилактики наркомании и популяризации здорового образа жизни среди молодежи города Югорска за 2013 года и за 6 месяцев 2014 года» (протокол № 2 от 25 июня 2014 года), «Отчет о деятельности МБОУ «СОШ № 6 среди обучающихся и их родителей (законных представителей) по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни в 2014-2015 учебном году» (протокол № 1 от 24 марта 2015 года), «Отчет о деятельности МБОУ «СОШ № 2 среди обучающихся и их родителей (законных представителей) по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни в 2014-2015 учебном году» (протокол № 2 от 20 мая 2015 года). Ответственные докладчики ограничились в своих информациях констатацией статистики и отчетом о своей работе, конкретных управленческих предложений от них не поступало, в связи с чем, протокольные поручения по данным вопросам декларативны: «Рекомендовать общественной молодежной палате при Думе города Югорска в управление социальной политики администрации города предоставить комплексный план по профилактике наркомании и популяризации здорового образа жизни среди молодежи города Югорска на 2 полугодие 2014 года», «Рекомендовать общеобразовательным учреждениям усовершенствовать меры общественного воздействия школьного коллектива на обучающихся, уклоняющихся от учебно-воспитательного процесса», «Продолжить работу по реализации программы «Спасибо, нет!» с последующей оценкой эффективности результатов педагогической деятельности по профилактике наркомании».

На Комиссии рассматриваются вопросы, относящиеся к полномочиям Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Югорска: «Итоги организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи, а также работы молодежных трудовых отрядов в период летних школьных каникул в 2014 году» (протокол № 3 от 16 сентября 2014 года), «Информация о качестве принимаемых мер отделом по организации деятельности Территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Югорска по предупреждению и недопущению злоупотребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними в городе Югорске» (протокол № 4 от 9 декабря 2014 года). Кроме того, на Комиссии принимаются поручения, относящиеся к должностным обязанностям отдела по организации деятельности территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Югорска: «Для повышения эффективности работы в сфере незаконного оборота наркотиков, предотвращения злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами среди несовершеннолетних рекомендовать отделу Министерства внутренних дел России по городу Югорску, отделению по городу Югорску и Советскому району Няганского межрайонного отдела Управления ФСКН России по ХМАО-Югре обеспечить взаимодействие с отделом по организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Югорска» (протокол № 2 от 25 июня 2014 года), «Отделу по организации деятельности территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав разработать конкретные меры и внедрить их в работу по профилактике наркомании среди детей, подростков, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении и (или) иной трудной жизненной ситуации» (протокол № 3 от 16 сентября 2014 года), «Отделу по организации деятельности территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Югорска усовершенствовать работу по трудоустройству несовершеннолетних, проживающих в неблагополучных семьях» (протокол № 3 от 16 сентября 2014 года).

Для эффективной и качественной подготовки к заседаниям Комиссии, целесообразно создать рабочую группу с участием представителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, специалистов органов местного самоуправления города, и привлечением общественности.

Исполнение собственных протокольных поручений рассматривается на каждом заседании Комиссии.

Все протокольные поручения заседаний антинаркотической комиссии автономного округа, состоявшихся 25 мая 2014 года, 17 марта 2015 года, 27 мая 2015 года, 14 июля 2015 года исполнены в полном объеме и в срок.

Мероприятия по добровольному тестированию обучающихся (студентов) общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в учебном 2014-2015 году в г. Югорска выполнены на 100%.

Проведенный на территории автономного округа в ноябре 2014 года социологический опрос показал, что признают проблему наркомании в своем населенном пункте «очень распространенной» 28 % опрошенных жителей г. Югорска (в среднем по округу – 19,6 %), «распространенной не более чем везде» 44 % (по округу – 46,9), «совсем не распространена» 12 % (по округу – 20,6 %).

При этом 12 % опрошенных жителей г. Югорска считают, что достать наркотики трудно (по округу – 14,4 %), 56 % полагают, что приобрести наркотики «сравнительно легко» и «очень легко» (по округу показатель – 52,8%).

Оценка наркоситуации по распространённости употребления наркотиков (по данным социологических исследований) в Югорске   характеризуется как «напряженная», по округу – «удовлетворительная».

Анализ состояния наркоситуации города Югорска проводился на основании статистических данных в динамике 2013, 2014 и 8 месяцев 2015 года.

По статистическим данным отмечается:

- снижение числа лиц, состоящих на диспансерном учете с диагнозом «наркомания» в г. Югорске: в 2013 году – 129 человек, в 2014 года – 118 человек, в тоже время увеличение за 8 мес. 2015 года – 120 человек;

- снижение отравлений, связанных с передозировкой наркотиками без смертельных исходов: в 2013 году – 16 человек, 2014 году – 12 человек, за 8 мес. 2015 года – 7 человек;

- увеличение числа лиц, снятых с наркологического учета: в 2013 году – 14 человек, в 2014 году – 24 человека, за 8 мес. 2015 года – 9 человек;

- не изменился показатель больных снятых с диспансерного наблюдения в связи со смертью: в 2013 году – 3 человек, 2014 году – 3 человека, за 8 месяцев 2015 года – 3 человека.

Наркологическую помощь в городе оказывает Югорский филиал Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Советский психоневрологический диспансер».

Согласно штатному расписанию в оказании наркологической помощи населению в городе Югорске определено 2,5 ставки из них занято 2,5 ставки, 4 физических лица.

В химико-токсикологической лаборатории сохраняется актуальной проблема по регулярному (не реже 2 раз в год) обновлению «библиотеки данных» газового хроматографа с масс-селективным детектором для обнаружения новых синтетических наркотических средств, ненаркотических психоактивных веществ в биологических средах человека с регулярным пополнением расходных материалов и реагентов для подготовки и проведения исследований.

 

Показатели

Данные

Данные

Данные

п/п

 

2013 года

2014 года

8 месяцев 2015 года

 

абс

на 100 т.н.

абс

на 100 т.н.

абс

на 100 т.н.

1.

Число лиц, состоящих на диспансерном учете с диагнозом «наркомания»

129

362,73

118

327,05

120

332,59

из них несовершеннолетних

0

0,00

0

0,00

0

0,00

2.

Число лиц, снятых с наркологического учета

14

39,37

24

66,52

9

24,94

из них несовершеннолетних

0

0,00

0

0,00

0

0,00

3.

Количество смертельных исходов, связанных с передозировкой наркотиками, всего

0

0,00

0

0,00

0

0,00

из них несовершеннолетних

0

0,00

0

0,00

0

0,00

4.

Количество отравлений, связанных с передозировкой наркотиками, всего

16

44,99

12

33,26

7

19,40

5.

Количество «койко-мест» для лечения больных наркоманией

0

0

0

6.

Количество врачей наркологов

0

0,25/0,25

2,5/2,0

7.

Число лиц, проходивших реабилитацию ежегодно (абм с нарк)

6

9

 2

8.

Количество больных наркоманией, длительность ремиссии у которых составляет не менее 2-х лет

15

34

 47

9.

Число лиц, снятых с наркологического учета в связи со смертью

3

8,44

3

8,31

3

8,31

10.

Число лиц, впервые взятых на учет (наркомании)

4

11,25

5

13,86

9

24,94

11.

Число лиц, состоящих на профилактическом учете

125

351,48

138

382,48

134

371,40

из них несовершеннолетних

2

23,22

10

113,61

6

68,17

12.

Среднегодовое население

35564

36080

36080

 

их них всего детей 0-17 (среднее)

8614

8802

8802

 

В сфере незаконного оборота наркотиков (далее – НОН) в г. Югорске в 2014 году выявлено 79 преступлений, что выше на 43,6 % показателя 2013 года (55).

В общем числе осужденных за совершение преступлений, наблюдается увеличение числа лиц осужденных за наркопреступления, в том числе несовершеннолетних и молодежи. Так в 2014 году число несовершеннолетних лиц, осужденных за совершение наркопреступлений составило 6 человек (в 2013 г. – 1), число лиц в возрасте 18-29 лет осужденных за совершение наркопреступлений составило 25 человек (в 2013 г. – 16).

Удельный вес преступлений в сфере НОН в общем массиве преступлений составляет 19,2 % (в среднем по округу – 15,7 %).

За 9 месяцев 2015 года выявлено 66 преступлений в сфере НОН (АППГ – 63 преступления), в том числе связанных со сбытом наркотических средств и психотропных веществ 33 преступлений (АППГ – 35). Из незаконного оборота изъято 740 грамм (за 9 месяцев 2014 г. – 294 гр.) наркотических средств и психотропных веществ.

Причинами роста отдельных показателей, характеризующих наркоситуацию в городе Югорске является:

- использование сотрудниками Няганского МРО Управления ФСКН России по автономному округу возможностей установленного в апреле 2014 года в Советском психоневрологическом диспансере медицинского оборудования для проведения химико-токсикологических исследований веществ, изъятых в ходе оперативно-розыскных мероприятий;

- совершенствование методов определения психоактивных веществ, что в свою очередь привело к увеличению выявленных наркотических веществ;

- активизация правоохранительных органов по выявлению и пресечению наркопреступлений, в том числе в сети «Интернет»;

- открытие автомобильного сообщения со Свердловской областью.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации         от 25 ноября 2013 года № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2014 году в г. Югорске судом возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую (или) социальную реабилитацию на 5 правонарушителей. Уклонившихся от исполнения возложенной судом обязанности не было.

За 8 месяцев 2015 года указанная обязанность возложена судом на 32 правонарушителя, из них 2 лица уклонились от исполнения возложенной судом обязанности. Данные лица привлечены к административной ответственности.

На практике судьями Югорска возлагается на правонарушителей обязанность пройти только диагностику. Вопрос о реализации Федерального закона Российской Федерации от 25 ноября 2013 года № 313-ФЗ», в части реализации механизма правового побуждения наркопотребителей к лечению и реабилитации, на заседании Комиссии не рассматривался.

Для удовлетворения потребности общества в оказании семьям, несовершеннолетним и отдельным категориям граждан, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, срочной социальной помощи, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса, предоставлении социальных услуг, функционирует Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Сфера».

В учреждении реализуются следующие профилактические программы, направленные на работу с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении, злоупотребляющими алкоголем, наркотическими веществами:

- на базе отделения дневного пребывания несовершеннолетних проводится профилактическая работа с детьми, направленная на профилактику вредных привычек, пропаганду здорового образа жизни;

- содействие в трудоустройстве родителей и несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;

- формирование и развитие мотивации на прохождение лечения и реабилитации;

- организуется индивидуально-профилактическая работа с семьями и несовершеннолетними.

В 2014 году Управлению социальной защиты населения по по г. Югорску и Советскому району Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры была определена квота на выдачу 4 сертификатов на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимым гражданам, сертификаты реализованы в полном объеме. Из 4 наркопотребителей 2 прошли курс реабилитации в Межрегиональной благотворительной организации социальной адаптации граждан «Линия жизни», г. Ханты-Мансийск, и 2 в Благотворительном фонде социальной и духовной помощи «Возрождение», г. Нягань.

В 2015 году установлена квота в количестве 2 сертификатов для наркопотребителей. В настоящее время минимальная квота реализована в Межрегиональной благотворительной организации социальной адаптации граждан «Линия жизни», г. Ханты-Мансийск.

В 2014 году в городе Югорске с целью профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни создан Благотворительный фонд «Югорск без наркотиков» (далее – Фонд).

Задачами фонда является:

- формирование стойкой жизненной позиции среди детей и молодежи в вопросах профилактики вредных привычек;

- содействие деятельности волонтерского движения по формированию здорового жизненного стиля;

- развитие спорта, как элемента пропаганды здорового образа жизни и антинаркотической пропаганды;

- повышения уровня духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних путем формирования ответственного поведения;

- организация консультационной деятельности.

        В городе Югорске действует муниципальная программа «Профилактика правонарушений, противодействие коррупции и незаконному обороту наркотиков в городе Югорске на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением главы администрации от 31 октября 2013 года № 3289.

        В рамках программы действуют подпрограмма III «Противодействие незаконному обороту наркотиков».

Объем финансирования подпрограммы в 2014 году составил 46 500 рублей, фактически профинансировано 46 500 рублей или 100%. В 2015 году финансирование подпрограммы не осуществлялось.

Задачи реализации подпрограммы муниципальной программы соответствуют задачам государственной подпрограммы автономного округа.

        Для контроля за ходом реализации подпрограммы предусмотрена система целевых показателей (показатели непосредственных результатов):

        1. Увеличение числа тематических программ, издание и распространение наглядных материалов в средствах массовой информации по проблеме незаконного оборота наркотиков, способствующих формированию у населения здорового образа жизни и негативного отношения к наркомании, а также баннеров, размещенных на рекламных конструкциях (указанное количество в 2014 году составило 7, запланировано - 6, следовательно, показатель достигнут).

        2. Достижение 100% доли вовлеченности подростков и молодежи в мероприятия антинаркотической пропаганды и здорового образа жизни.

        Показателем конечного результата подпрограммы является увеличение доли вовлеченности подростков и молодежи в мероприятия антинаркотической пропаганды и здорового образа жизни до 100% (в 2014 году доля вовлеченности подростков и молодежи составила 98%, что соответствует плановому показателю – 98 %).

        Соответственно, программные мероприятия ориентированы на детей, подростков и молодежь и не охватывают все возрастные и социальные группы (работающее население, призывники), предусмотренные пунктом 27 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690.

По итогам мониторинга наркоситуации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, проведенного в 2014 году, в г. Югорске, отмечен кризисный уровень по 4-м критериям (в 2013 г. кризисный уровень зафиксирован по 2-м критериям):

- распространенность противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков;

- удельный вес наркопреступлений в общем количестве зарегистрированных преступных деяний (в г. Югорске – 847,4 на 100 тыс. населения, по округу – 485,1);

- удельный вес лиц, осужденных за совершение наркопреступлений в общем числе осужденных (в г. Югорске – 19,2%, по округу – 15,8%);

        - общая заболеваемость наркоманией и обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями (в г. Югорске – 711,4 на 100 тыс. населения, по округу – 457,9).

Анализ наркоситуации на территории района за 2014 год и текущий период свидетельствует о недостаточности мер, направляемых на профилактику наркомании среди взрослого населения, в том числе неучащихся и неработающих граждан, которые являются потенциалом для пополнения рядов как наркозависимых, так и наркодиллеров.

Проведенный анализ эффективности работы Комиссии города Югорска позволяет признать ее удовлетворительной по 3 из 4 основных элементам:

1) организация работы по профилактике наркомании;

2) состояние наркоситуации в муниципальном образовании;

3) выполнение требований законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков и контроля за их исполнением.

Недостаточно организована работы по реализации положений Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года на муниципальном уровне.

На основании изложенного и руководствуясь законодательством по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, и их прекурсоров,

ПРЕДЛАГАЕМ:

1.                     Оптимизировать состав Комиссии.

2.                     Для решения вопросов, связанных с подготовкой заседаний Комиссии и проведением анализа наркотической ситуации в г. Югорске, создать постоянно действующую рабочую группу по аналогии с действующей межведомственной рабочей группой при Антинаркотической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (протокол Комиссии № 1 от 22.03.2012).

3.                     Разработать Регламент Комиссии, взяв за основу регламент антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденный Председателем Государственного антинаркотического комитета от 28.11.2007 года № ВЧ-3531, предусмотрев в нем положения о рабочей группе.

4.                     Исключить практику рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции других коллегиальных органов администрации г. Югорска.

5.                     В протоколах Комиссии указывать конкретные мероприятия и сроки их реализации.

6.                     Действующую муниципальную программу «Профилактика правонарушений, противодействие коррупции и незаконному обороту наркотиков в городе Югорске на 2014-2020 годы» дополнить целевыми показателями, в том числе в антинаркотической части, которые позволят характеризовать ее социально-экономическую эффективность. В выборе критериев необходимо ориентироваться на ожидаемые результаты и риски, изложенные в пп. 47-48 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, либо целевым показателем «общая распространенность наркомании на 100 тыс. человек» государственной программы автономного округа «О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2014-2020 годах».

7.                     Исключить практику предоставления субъектами профилактики наркомании информации и докладов на заседания Комиссии, не отражающих проблем в деятельности по профилактике наркомании и не содержащих предложения по их решению.

8.                     Рассмотреть на очередном заседании Комиссии вопрос «О реализации механизма правового побуждения наркопотребителей к лечению и реабилитации, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25 ноября 2013 года № 313-ФЗ».

9.                     В срок до 29 января 2016 года проинформировать аппарат антинаркотической комиссии автономного округа об устранении выявленных недостатков.

 

 

 

Первый заместитель директора

Департамента внутренней

политики Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры                                                               М.В. Есина

 

 

 

 

Исполнитель: главный специалист -эксперт отдела по взаимодействию

с территориальными органами федеральных

органов государственной власти Департамента внутренней

политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Давлетбагин Марат Газинурович, т. 8(3467) 392-530

Опубликовано: 28.08.2019 10:12        Обновлено: 28.08.2019 10:14