Размер:
Цвет:

Нягань

Справка

по итогам анализа эффективности деятельности антинаркотической комиссии города Нягани за 2014 год и 8 месяцев 2015 года

 

На основании пп. «г» п. 4 Положения об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года №1374, в соответствии с п. 5 Протокола № 1 заседания Антинаркотической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ) от 22 марта 2012 года, п. 2.7 Протокола № 3 заседания Антинаркотической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 июля 2015 года и в соответствии с приказом Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 июля 2015 года № 02-ОД-142 межведомственной рабочей группой 22-23 сентября 2015 года проведен анализ эффективности деятельности антинаркотической комиссии города Нягани (далее – анализ).

В ходе анализа изучены правовые акты, регламентирующие деятельность антинаркотической комиссии г. Нягани (далее – Комиссия) в муниципальном образовании, должностной регламент ответственного за работу Комиссии лица, материалы, послужившие основаниями для принятия Комиссией решений, план антинаркотических мероприятий и иные документы, характеризующие организацию работы по противодействию распространению и употреблению наркотических средств.

В целях координации деятельности органов местного самоуправления, взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, общественными объединениями и организациями в сфере профилактики и противодействия злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту, в г. Нягани постановлением Главы города от 09.04.2008 № 29-пг создана Комиссия, утверждено положение о данном органе, персональный состав (редакция от 14 сентября 2015 № 044-пг). Регламент работы Комиссии не разработан.

Председателем Комиссии является Глава города Нефедьев Владимир Александрович, заместители председателя Комиссии – начальник Няганского межрайонного отдела Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Баев Вячеслав Михайлович и заместитель начальника Отдела Министерства внутренних дел России по г. Нягани, начальник полиции Огарок Виталий Викторович.

В состав Комиссии входят 17 должностных лиц исполнительных органов местного самоуправления, территориальных подразделений федеральных органов государственной власти.

Представители общественных организаций не входят в состав Комиссии, вместе с тем, участвуют в каждом заседании в качестве приглашенных.

Выполнение полномочий по организационному обеспечению деятельности Комиссии и комиссии по вопросам профилактики правонарушений осуществляет главный специалист юридического отдела управления по организации деятельности Думы г. Нягани, Главы города Нягани, Аппарата Думы г. Нягани Господенко Виктория Вильевна.

Комиссия в 2014 и 2015 годах осуществляла свою работу в соответствии с планами работы на соответствующий год, утвержденными на заседаниях Комиссии в установленные сроки.

В 2014 году запланировано к рассмотрению 23 вопроса, проведено 4 заседания Комиссии (28 февраля, 23 мая, 21 октября и 17 декабря), рассмотрено 12 плановых и 3 внеплановых вопроса, принято 20 основных решений. Периодичность проведения заседания нарушена на одном заседании Комиссии (пункт 8 Положения о Комиссии: заседания Комиссии проводятся не реже одного раза в 3 месяца).

В 2014 году все заседания проведены председателем Комиссии.

На 4 проведенных в 2014 году заседаниях Комиссии обеспечен кворум, необходимый для легитимности принимаемых комиссией решений (1/2 членов комиссии).

В 2015 году запланировано к рассмотрению 9 вопросов, проведено 3 заседания Комиссии (4 марта, 18 мая, 11 августа), рассмотрено 7 плановых и 3 внеплановых вопроса, принято 12 основных решений.

Председателем Комиссии в 2015 году проведено 3 заседания из состоявшихся (4) заседаний комиссии.

В текущем году кворум участия в заседаниях Комиссии ее членов соблюдался.

Не все обозначаемые в повестке заседания Комиссии вопросы направлены на решение проблем в сфере наркомании.

Так, на заседании Комиссии рассматривались вопросы не содержащие проблематики: «Анализ результатов работы по пресечению преступлений на территории города Нягань в сфере незаконного оборота наркотиков за 2013 год» (протокол № 1 от 28 февраля 2014 года), «О результатах работы по профилактике употребления психоактивных веществ в КУ «Детский дом «Северяночка» во взаимодействии с Няганским МРО УФСКН по ХМАО-Югре» (протокол № 2 от 23 мая 2014 года), «О предоставлении гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями, сертификатов в 2015 году на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации» (протокол № 2 от 18 мая 2015 года). Ответственные докладчики ограничились в своих информациях констатацией статистики и отчетом о своей работе, конкретных управленческих предложений от них не поступало. Протокольные поручения по данным вопросам носят декларативный характер: «Няганскому межрайонному отделу УФСКН, ОМВД России по городу Нягани осуществлять анализ наркоситуации на территории города Нягани, определять антинаркотические приоритеты деятельности, оформлять их результаты в виде ежеквартальных отчетов, которые предоставлять в антинаркотическую комиссию города Нягани», «Детскому дому «Северяночка» внести совместные мероприятия в «План работы отделения социально-правового и психолого - педагогического сопровождения по профилактике преступлений, правонарушений, употребления ПАВ на 2015 год», «Информацию начальника Управления социальной защиты населения по городу Нягани и Октябрьскому району принять к сведению».

В информации Управления социальной защиты населения по г. Нягани и Октябрьскому району «О предоставлении гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями, сертификатов в 2015 году на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации» на заседание Комиссии 18 мая 2015 года не отражена работа, проводимая субъектами профилактики наркомании города по подбору кандидатов из числа наркопотребителей для прохождения комплексной реабилитации и ресоциализации по сертификатам.

В информациях, представленных на заседания Комиссии в 2014 и текущем году Комитетом образования и науки, Управлением по культуре и искусству администрации г. Нягани, Управлением социальной защиты населения по г. Нягани и Октябрьскому району отсутствуют предложения, направленные на решение проблем наркомании в городе.

Кроме того, Няганский МРО Управления ФСКН России по автономному округу детально не информирует Комиссию о судебной практике складывающейся в городе по возложению на лиц обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании, а также медицинскую и (или) социальную реабилитацию, в связи с потреблением наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача предусмотренных нормами Федерального закона от 25 ноября 2013 года № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», возможностях учреждений города для исполнения правонарушителями обязанностей, причинах уклонения правонарушителей от исполнения обязанностей.

Так, за период 2014 и текущий годы обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию возложены на 70 правонарушителей, 12 лиц от исполнения обязанностей уклонились.

Вопрос о реализации Федерального закона Российской Федерации от 25 ноября 2013 года № 313-ФЗ на заседании Комиссии в 2014 и текущем годах не рассматривался.

Исполнение собственных протокольных поручений рассматривается на каждом заседании Комиссии.

Все протокольные поручения заседаний антинаркотической комиссии автономного округа, состоявшихся 25 мая 2014 года, 17 марта 2015 года, 14 июля 2015 года исполнены в полном объеме и в установленный срок.

Мероприятия по добровольному тестированию обучающихся (студентов) общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в учебном 2014-2015 году в г. Нягани выполнены на 100%.

Проведенный на территории автономного округа в ноябре 2014 года социологический опрос показал, что признают проблему наркомании в своем населенном пункте «очень распространенной» 0 % опрошенных жителей г. Нягани (в среднем по округу – 19,6 %), «распространенной не более чем везде» 32,5 % (по округу – 46,9%), «совсем не распространена» 20 % (по округу – 12,9 %).

При этом 0 % опрошенных жителей г. Нягани считают, что достать наркотики «трудно» и «очень трудно» (по округу – 14,4 %), так же 0 % полагают, что приобрести наркотики «сравнительно легко» и «очень легко» (по округу показатель – 52,8%) и 100% (по округу – 32,8%) ответили, что «не знают».

Уровень оценки наркоситуации по распространённости употребления наркотиков (по данным социологических исследований) в г. Нягани характеризуется, как «удовлетворительный».

Анализ состояния наркоситуации г. Нягани проводился на основании статистических данных в динамике 2013, 2014 и 8 месяцев 2015 года.

По статистическим данным отмечается:

- уменьшение числа лиц, состоящих на диспансерном учете с диагнозом «наркомания» в г. Нягани: в 2013 году – 291, в 2014 года – 263, за 8 мес. 2015 года – 260 человек;

- уменьшение показателя снятых с наркологического учета: в 2013 году – 40 человек, в 2014 году – 24 человека, за 8 мес. 2015 года – 21 человек;

- увеличение показателя больных снятых с диспансерного наблюдения в связи со смертью: в 2013 году – 5 человек, 2014 году – 7 человек, за 8 мес. 2015 года – 3 человека;

- увеличение отравлений, связанных с передозировкой наркотиками без смертельных исходов: в 2013 году – 5 человек, 2014 году – 2 человека, за 8 мес. 2015 года – 3 человека;

- увеличение числа лиц, зарегистрированных впервые в жизни с вредными последствиями употребления наркотиков: в 2013 году – 99 человек, 2014 году – 86 человека, за 8 мес. 2015 года – 94 человека.

Наркологическую помощь в г. Нягани оказывает Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Няганская окружная больница».

Согласно штатному расписанию в оказании наркологической помощи населению в г. Нягани в 2013 году определено 9,5 ставки из них занято 9,5 ст., 4 физических лица, в 2014 году – 9,5 ставки из них занято 9,5 ст., 5 физических лиц. С 2015 года – 8,25 ставки, из них 8,25 занято, 4 физических лица. Анализ показал, что существует некомплект специалистов, оказывающих наркологическую помощь, как в амбулаторном звене, так и в стационарном наркологическом отделении.

 

№ п/п

Показатели

Данные

2013 года

2014 года

8 месяцев 2015 года

 

абс.

на 100 т.н.

абс.

на 100 т.н.

абс.

на 100 т.н.

1

Число лиц, состоящих на диспансерном учете с диагнозом «наркомания»

291

521,54

263

469,29

260

463,94

из них несовершеннолетних

0

0,00

0

0,00

0

0,00

2

Число лиц, снятых с наркологического учета

40

71,69

24

42,83

21

37,47

из них несовершеннолетних

0

0,00

0

0,00

0

0,00

3

Количество смертельных исходов, связанных с передозировкой наркотиками, всего

0

0,00

0

0,00

0

0,00

из них несовершеннолетних

0

0,00

0

0,00

0

0,00

4

Количество отравлений, связанных с передозировкой наркотиками, всего

5

8,96

2

3,57

3

5,35

5

Количество «койко-мест» для лечения больных наркоманией

25

25

25 

6

Количество врачей наркологов

9,5/9,5/4

9,5/9,5/5

8,25/8,25/4

7

Количество больных наркоманией, длительность ремиссии у которых составляет не менее 2-х лет

116

59

102

8

Число лиц, снятых с наркологического учета в связи со смертью

5

8,96

7

12,49

3

5,35

9

Число лиц, впервые взятых на учет (наркомании)

7

12,55

8

14,28

15

26,77

10

Число лиц, состоящих на профилактическом учете

382

684,64

366

653,08

408

728,03

из них несовершеннолетних

8

59,16

8

56,98

8

56,98

11

Зарегистрировано впервые в жизни с вредными последствиями употребления наркотиков, всего

99

86

94

из них несовершеннолетних

7

7

8

12

Среднегодовое население

55796

56042

56042

их них всего детей 0-17 (среднее)

13523

14041

14041

 

В сфере незаконного оборота наркотиков (далее – НОН) в г. Нягани в 2014 году выявлено 114 преступлений, что выше на 37,3 % показателя 2013 года (83 преступления).

Удельный вес преступлений в сфере НОН в общем массиве преступлений составляет 12,2 % (в среднем по округу – 15,7 %).

За 9 месяцев 2015 года выявлено 77 преступлений в сфере НОН (АППГ 78 преступлений), в том числе сбыт наркотических средств и психотропных веществ 37 преступлений (АППГ – 46 преступлений). Из незаконного оборота изъято 2576 грамм (за 9 месяцев 2014 г. – 326 гр.) наркотических средств и психотропных веществ.

Причинами роста отдельных показателей, характеризующих наркоситуацию в г. Нягани является:

- использование сотрудниками Няганского МРО Управления ФСКН России по автономному округу возможностей установленного в апреле 2014 года в Советском психоневрологическом диспансере медицинского оборудования для проведения химико-токсикологических исследований веществ, изъятых в ходе оперативно-розыскных мероприятий;

- совершенствование методов определения психоактивных веществ, что в свою очередь привело к увеличению выявленных наркотических веществ;

- активизация правоохранительных органов по выявлению и пресечению наркопреступлений, в том числе в сети «Интернет».

Для оздоровления социально-психологического климата в семьях на территории города функционирует Бюджетное учреждение Ханты Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Катарсис».

        Учреждением, с целью осуществления профилактических мероприятий заключены межведомственные соглашения:

с некоммерческой организацией Няганское станичное казачье общество о взаимодействии по совместному решению вопросов по военно-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних;

с Федеральным казенным учреждением «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ХМАО-Югре», с целью обеспечения социальной поддержкой лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества;

с Благотворительным фондом социальной и духовной помощи «Возрождение», с целью повышения эффективности профилактики употребления алкоголя и психотропных веществ среди населения.

В 2014 году Управлению социальной защиты населения по г. Нягани и Октябрьскому району была определена Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры квота на выдачу 1 сертификата на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями, который освоен полностью в Благотворительном фонде социальной и духовной помощи «Возрождение», г. Нягань.

В 2015 году Управлению социальной защиты населения по г. Нягани и Октябрьскому району Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры установлена квота в количестве 2 сертификатов. В настоящее время в г. Нягани реализован 1 сертификат (в межрегиональной благотворительной организации «Линия Жизни» г. Ханты-Мансийск) на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации и 1 сертификат перераспределен в другое муниципальное образование в соответствии с приказом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.09.2015 № 604-р «О внесении изменений в приказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 января 2015 года № 8-р».

В целях осуществления социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет, страдающих патологическими зависимостями, в соответствии с приказом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.12.2014 № 955-р «О порядке зачисления в отделение социальной реабилитации несовершеннолетних, страдающих паталогическими зависимостями», в 2015 году Управлению социальной защиты населения по г. Нягани и Октябрьскому району выделена квота в количестве 2 путевок в БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гелиос», г. Пыть-Ях.

          В результате 1 несовершеннолетний прошел реабилитацию в период с 28.05.2015 г. по 19.08.2015 г., 2-ой подросток реабилитацию не прошел по причине самовольного ухода из БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гелиос» и дальнейшего отчисления из учреждения. В настоящее время несовершеннолетний помещен в Алябьевский психоневрологический диспансер.

     В г. Нягани услуги по реабилитации и ресоциализации осуществляет негосударственный реабилитационный центр Благотворительный фонд социальной и духовной помощи «Возрождение», который в 2014 году прошел процедуру добровольной сертификации и отбор на предмет их соответствия требованиям к учреждениям, оказывающим социальные услуги по социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимым гражданам, в соответствии с государственным стандартом «Социальная реабилитация и ресоциализация лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ».

        В г. Нягани в 2014 и текущем году антинаркотические мероприятия реализовывались в рамках планов (далее – Планы), утвержденных распоряжениями Главы г. Нягани № 016-рг от 15.04.2014 года и № 003-рг от 23.01.2015 года соответственно.

Реализация Планов осуществлялась за счёт средств текущего финансирования деятельности структур муниципального образования.

Мероприятия Планов ориентированы на детей, подростков и молодежь и не охватывают все возрастные и социальные группы (работающее население, призывники), предусмотренные пунктом 27 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690.

В рамках реализации Плана ежегодно проводятся циклы мероприятий, направленные на формирование понятий о здоровом образе жизни:

- городской молодежный форум «Новое поколение выбирает…»;

- городские акции: «Молодежь Нягани за здоровый образ жизни!», «Здоровый город», «Волонтеры за ЗОЖ», «Волонтеры против наркотиков!», «Твой выбор!», «Нарко НЕТ»;

- концерт акция «Музыканты против наркотиков»;

- городские конкурсы: социальной рекламы «Будущее зависит от нас» и агитбригад «За трезвый разум, за ясность мысли, за детство, юность, за радость в жизни!», «Молодое поколение Югры делает правильный выбор»;

Отмечается, что Комиссия уделяет большое внимание информационно-пропагандистскому сопровождению антинаркотической деятельности.

Так, в 2014 году в средствах массовой информации и электронных ресурсах представлено 249 материалов, направленных на пропаганду здорового образа жизни, отрицание употребления психоактивных веществ, губительных последствиях немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, в том числе:

- в печатных изданиях размещено - 68 статей;

- в эфирах «Няганского ТелеКанала» - 52 сюжета;

- в радио эфирах «Европа+», «ХитFM», «Авторадио» - 22 информационных материала;

- на официальных сайтах органов местного самоуправления - 107 материалов.

За 8 месяцев 2015 года в средствах массовой информации и электронных ресурсах представлено 142 антинаркотических материала:

- в печатных изданиях размещено - 56 статей;

- в эфирах «Няганского ТелеКанала» - 28 сюжетов;

- на официальных сайтах органов местного самоуправления - 58 материалов.

Кроме того, осуществляется трансляция социальных видеороликов пропагандирующих здоровый образ жизни на большом видеоэкране многозального кинотеатра.

По итогам мониторинга наркоситуации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, проведенного в 2014 году, в г. Нягани, отмечен кризисный уровень по 2-м критериям (в 2013 г. кризисный уровень зафиксирован по 1 критерию):

- удельный вес молодежи в общем числе лиц, осужденных за совершение наркопреступлений (в г. Нягани – 79,1% по округу – 61%). Причем этот показатель с кризисной оценкой единственный в разрезе 22 муниципальных образований автономного округа;

        - общая заболеваемость наркоманией и обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями (в г. Нягани – 1124,3 на 100 тыс. населения, по округу – 457,9). В числовом выражении это самый высокий показатель из зарегистрированных по округу.

Проведенный анализ эффективности работы Комиссии города Нягани позволяет признать ее удовлетворительной по 3 из 4 основных элементам:

1) организация работы по профилактике наркомании;

2) состояние наркоситуации в муниципальном образовании;

3) организация работы по реализации положений Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года на муниципальном уровне.

Неудовлетворительно оценено выполнение требований законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков и контроля за их исполнением.

На основании изложенного и руководствуясь законодательством по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, и их прекурсоров,

 

ПРЕДЛАГАЕМ:

1. Принять муниципальную программу (подпрограмму), направленную на формирование приоритетов здорового образа жизни, в том числе профилактику потребления наркотических средств и психотропных веществ, с целевыми показателями, которые позволят характеризовать ее социально-экономическую эффективность. В выборе критериев необходимо ориентироваться на ожидаемые результаты и риски, изложенные в пп. 47-48 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, либо целевым показателем «общая распространенность наркомании на 100 тыс. человек» государственной программы автономного округа «О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2014-2020 годах».

2. Разработать регламент работы Комиссии, взяв за основу регламент антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденный Председателем Государственного антинаркотического комитета от 28.11.2007 года № ВЧ-3531 или актуализировать ранее действовавший.

3. Исключить предоставление на заседания Комиссии докладов, не отражающих актуальных проблем, связанных с профилактикой наркомании и их решений.

4. Организовать информирование населения о возможности получения сертификатов на социальную реабилитацию наркозависимых в сертифицированных негосударственных реабилитационных центрах.

5. Рассмотреть на очередном заседании Комиссии вопрос «О реализации механизма правового побуждения наркопотребителей к лечению и реабилитации, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25 ноября 2013 года № 313-ФЗ».

6. В срок до 29 января 2016 года проинформировать аппарат антинаркотической комиссии автономного округа об устранении выявленных недостатков.

 

 

Первый заместитель директора

Департамента внутренней

политики Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры                                                                    М.В. Есина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: главный специалист -эксперт отдела по взаимодействию

с территориальными органами федеральных

органов государственной власти Департамента внутренней

политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Давлетбагин Марат Газинурович, т. 8(3467) 392-530

Опубликовано: 28.08.2019 10:14        Обновлено: 28.08.2019 10:16