Размер:
Цвет:

Сургут

Справка

по итогам анализа эффективности деятельности антинаркотической комиссии города Сургута за 2015 год и 11 месяцев 2016 года

 

На основании пп. «г» п. 4 Положения об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года № 1374, в соответствии с       п. 5 Протокола № 1 заседания Антинаркотической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ) от   22 марта 2012 года и в соответствии с приказом Департамента внутренней политики автономного округа от 7 декабря 2016 года № 02-ОД-291 межведомственной рабочей группой 15-16 декабря 2016 года проведен анализ эффективности деятельности антинаркотической комиссии города Сургута (далее – анализ, Комиссия).

Деятельность Комиссии организована в соответствии с постановлением администрации города Сургута от 08.07.2014 г. № 89, которым утверждено положение о Комиссии, регламент и состав Комиссии.

В состав Комиссии входят 20 должностных лиц исполнительных органов местного самоуправления, думы города, территориальных отделов федеральных органов государственной власти, представитель общественной организации «Чистый путь».

Состав Комиссии представлен персонально. Председателем Комиссии является глава города Сургута, заместители председателя Комиссии – заместитель главы города по вопросам безопасности и заместитель главы города по социальному вопросам, начальник Управления Министерства внутренних дел России по городу Сургуту.

Изучение Положения о Комиссии и Регламента Комиссии показало, что в них имеются дублирующие или противоречащие друг другу пункты. Так, пункты 4.3 Положения и 3.5 Регламента предусматривают периодичность проведения заседаний. Пункт 4.9 Положения предусматривает подписание протокола председательствующим на заседании Комиссии, в соответствии с пунктом 6.1. Регламента протокол готовится в 5-дневный срок после даты проведения заседания.

В соответствии с пунктом 4.11 Положения о Комиссии на заседаниях вправе присутствовать граждане, на практике официальный сайт администрации города не предусматривает информирование о предстоящих заседаниях Комиссии.

При подготовке к заседаниям Комиссии не используется возможность создания рабочего органа из числа членов Комиссии, представителей заинтересованных органов, экспертов, предусмотренная п. 4.4 Регламента Комиссии. Также членами комиссии не вносятся замечания и предложения по проектам решений, вынесенным на рассмотрение Комиссии и несогласие с решением Комиссии в письменной форме, как особое мнение, которое подлежит отражению в протоколе (пп. 2.3.4 и 2.3.5 Регламента Комиссии соответственно).

Представляется целесообразным утверждать план работы Комиссии пунктом протокола Комиссии, как коллегиального органа, а не председателем Комиссии, в связи с чем, внести соответствующие изменения в пункт 3.3 Регламента Комиссии.

Снятие поручений с контроля решением Комиссии предусмотрено пунктом 7.3 Регламента Комиссии, на практике в 2015 и 2016 году данная норма не использовалась.

 

Организация заседаний

Основной формой работы комиссии являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, в соответствии с годовым планом работы, принимаемым на заседании комиссии.

Проект плана работы на год разрабатывается отделом по вопросам общественной безопасности Управления по обеспечению деятельности административных и других коллегиальных органов администрации города Сургута (далее – Отдел), после чего осуществляется процедура его согласования с членами комиссии и заинтересованными ведомствами.

Председатель комиссии определяет дату проведения очередного заседания, утверждает его повестку, которая направляется членам комиссии и приглашенным лицам для подготовки тезисов выступлений докладчиков и предложений в проект решения.

В 2015 году заседания Комиссии проведены 3 марта, 4 июня, 24 сентября и 15 декабря. Рассмотрены 16 вопросов, в том числе:

1. О динамике основных показателей наркоситуации на территории муниципального образования городской округ город Сургут.

2. О противодействии правоохранительных органов деятельности страниц сайтов, интернет-адресов и электронной платежной системы QIVI Кошелек в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», рекламирующих наркотические средства и способствующих их приобретению на территории муниципального образования городской округ город Сургут.

3. О профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров, аналогов и других одурманивающих веществ среди несовершеннолетних в образовательных организациях города Сургута.

4. О системе взаимодействия и проблемах социального и трудового устройства лиц, прошедших курс лечения и реабилитации от наркотической зависимости, для решения вопроса ресоциализации (помощь в получении образования, специальности, в поиске работы, в решении других социальных проблем) и постановки на профилактический учет.

5. О проведении мероприятий, посвященных Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков.

6. О результатах добровольного тестирования обучающихся муниципальных бюджетных образовательных учреждений для выявления случаев немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ за период 2014 – 2015 года.

7. Об информационном сопровождении мероприятий, направленных на профилактику наркомании в городе Сургуте.

8. Об информации, подготовленной Государственным антинаркотическим комитетом по УрФО о наркоситуации и криминогенной обстановке в сфере незаконного оборота наркотиков за 1 квартал 2015 года.

9. О результатах анализа категорий лиц, потребляющих наркотические средства, постановке на профилактический учет, участников незаконного оборота наркотиков и постановке на учет в наркологической службе для возможного направления на лечение и реабилитацию, а также направление информации в трудовые коллективы, кадровые службы и службы безопасности для определения соответствия занимаемым должностям на техногенноопасных и важных производствах.

10. О развитии массового спорта, как факторе формирования здорового образа жизни.

11. О деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, военных комиссариатов в системе профилактики противодействия распространению наркотических средств и психотропных веществ среди студенческой молодежи и призывников на службу в Вооруженные силы Российской Федерации.

12. О деятельности сообщества «Анонимные наркоманы» в городе Сургуте и возможных путях его сотрудничества с муниципальными и государственными органами власти.

13. О деятельности правоохранительных органов по противодействию распространения наркотических средств и психотропных веществ на территории муниципального образования городской округ город Сургут.

14. О результатах антинаркотической деятельности в рамках Городского молодежного проекта «Профилактика».

15. О деятельности антинаркотической комиссии муниципального образования городской округ город Сургут.

16. Об утверждении плана работы антинаркотической комиссии муниципального образования городской округ город Сургут на 2016 год.

Председателем Комиссии в 2015 году проведено 3 заседания из 4 состоявшихся, кворум, необходимый для легитимности принимаемых комиссией решений (1/2 членов комиссии) не был обеспечен 15.12.2015 г. (33,3%), что является нарушением п. 4.6 Положения о Комиссии.

В 2016 году заседания Комиссии проведены 28 марта, 13 мая, 6 октября (четвертое заседание запланировано на 21 декабря), рассмотрено 9 вопросов, в том числе:

1. О динамике основных показателей наркоситуации на территории муниципального образования городской округ город Сургут за 2015 год. О причинах и условиях, способствовавших росту в 2015 году количества смертельных отравлений наркотическими средствами и психотропными веществами.

2. О результатах работы по выявлению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, с притоносодержательством, а также по выявлению преступлений, совершенных организованными преступными группами.

3. О системе взаимодействия и проблемах социального и трудового устройства лиц, прошедших курс лечения и реабилитации от наркотической зависимости в решении вопросов ресоциализации (помощь в получении образования, специальности, в поиске работы, в решении других социальных проблем).

4. О проведении мероприятий, посвященных Международному дню борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом.

5. О первичной профилактике наркомании в подростково-молодежной среде.

6. О противодействии правоохранительных органов деятельности страниц сайтов и интернет-адресов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», рекламирующих наркотические средства на территории муниципального образования городской округ город Сургут.

7. О деятельности муниципальных бюджетных общеобразовательных организаций по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров, аналогов и других одурманивающих веществ среди несовершеннолетних в 2015-2016 учебном году.

8. О результатах проводимых проверок по месту жительства лиц, состоящих на учете по категории «наркоман» и лиц, привлекавшихся к ответственности за немедицинское потребление наркотических средств. Меры принимаемые к данной категории лиц.

9. Актуальные проблемы системы профилактики с неработающими гражданами, потребляющими наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача.

2 заседания в 2016 году проведены заместителем главы администрации города и 1 - председателем Комиссии.

В текущем году кворум участия в заседаниях Комиссии ее членов не был обеспечен на 2 заседаниях (28 марта и 13 мая), из 18 членов Комиссии на заседаниях соответственно присутствовали 5 (27,8%) и 7 (39%) членов комиссии.

Изучение материалов заседаний Комиссии за 2015, 2016 годы показало следующее.

В Комиссии представлены отдел по организации работы комиссии по делам несовершеннолетних, защите их прав, Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре». Вместе с тем, на заседаниях Комиссии вопросы, касающиеся их участия в антинаркотической деятельности не рассматриваются.

Допускается некорректное формулирование вопросов (см. вопрос 9 за 2015 год), планируемых к рассмотрению и решений Комиссии, их содержание противоречит принципу соблюдения медицинской тайны, предусмотренного статьей 13 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Так, п. 2.3.2 протокола от 6.10.2016 г. № 3 предусматривает «направление в аппарат Антинаркотической комиссии автономного округа предложения о необходимости урегулирования вопроса предоставления наркологическими учреждениями в адрес правоохранительных органов персональных данных о всех лицах, страдающих наркологическими заболеваниями, состоящих на учете у психиатра-нарколога (вне зависимости от повода и основания постановки на учет)».

В информации правоохранительных органов о состоянии преступности по итогам полугодия/года не отражается социально-психологический портрет правонарушителей и преступников, что не позволяет определять группы социального риска и планировать соответствующие антинаркотические мероприятия с ними.

В протоколе от 04.06.2015 года № 2 не учтено предложение из тезисов выступления начальника управления информационной политики администрации города Сургута о рассмотрении возможности взаимодействия местных органов власти с администраторами групп в социальных сетях и сотовыми операторами с целью распространения социальной рекламы антинаркотического характера.

На заседании Комиссии 24 сентября 2015 года при обсуждении вопросов:

- «О развитии массового спорта, как фактора формирования здорового образа жизни в городе Сургуте с участием негосударственных организаций (объединений)» не были приглашены партнеры данной деятельности - представители таких организаций;

- «О деятельности сообщества «Анонимные наркоманы» в городе Сургуте и возможных путях его сотрудничества с муниципальными и государственными органами власти» решено «подготовить информацию о деятельности сообщества «Анонимные наркоманы» для размещения на официальном сайте администрации города», другие формы сотрудничества не рассматривались. Следует отметить, что не все обозначаемые в повестке заседания Комиссии вопросы направлены на решение проблем в сфере наркомании.

Так, ежегодно рассматриваемый на заседаниях Комиссии вопрос «О проведении мероприятий, посвященных Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков» с участием представителей негосударственного сектора, предусматривает отчеты о запланированных мероприятиях только представителей органов власти, без участия правоохранительных органов и общественных организаций. Для активного включения в подготовку и проведение Международного дня борьбы с наркоманией всех субъектов системы профилактики наркомании, их эффективного взаимодействия, представляется целесообразным при планировании рассмотрения данного вопроса в 2017 году, расширить состав выступающих и изменить тему в части обсуждения итогов и эффективности реализации мероприятия.

На заседании Комиссии 13 мая 2016 года по вопросу «О первичной профилактике наркомании в подростково-молодежной среде», 6 октября 2016 года по вопросу «Актуальные проблемы системы профилактики с неработающими гражданами, потребляющими наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача» заслушан всего один субъект профилактики наркомании – УМВД Росси по г. Сургуту. При том, что:

- первичная профилактика является неспецифической и наиболее массовой. В связи с чем, в ней задействован большой круг специалистов и основными способами реализации ее задач яв­ляется обучение здоровому поведению: осознание, развитие и тренировка определённых умений справляться с требованиями социальной среды, управ­лять своим поведением, а также оказание детям и подросткам психологиче­ской и социальной поддержки адекватными поддерживающими системами и структурами;

- в профилактической деятельности с неработающими наркозависимыми задействованы и другие субъекты профилактики наркомании, в том числе общественные организации.

При рассмотрении вопроса «О деятельности муниципальных бюджетных общеобразовательных организаций по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров, аналогов и других одурманивающих веществ среди несовершеннолетних в 2015-2016 учебном году» 6 октября 2016 года не было учтено протокольное поручение Антинаркотической комиссии автономного округа рассмотреть вопрос о реализации образовательными организациями в новом учебном году мер по предупреждению употребления психоактивных веществ несовершеннолетними и формированию здорового образа жизни с привлечением для обсуждения представителей негосударственных организаций, занимающихся реабилитацией и ресоциализацией наркозависимых, представителей общественности, в том числе лиц, успешно прошедших курс реабилитации и ресоциализации от наркотической зависимости (п. 2.3 протокола от 19.07.2016 № 3). В связи с чем, конструктивных и конкретных предложений от участников заседания в решение Комиссии не поступило.

В подавляющем большинстве информации докладчиков не содержат проблематики и предложений по совершенствованию антинаркотической деятельности, либо в качестве мер предлагается реализация должностных обязанностей. В результате решения Комиссии носят декларативный характер:

- «продолжить практику добровольного тестирования обучающихся» (п. 2.2. протокола от 04.06.2015);

- «в ходе проверок по месту жительства состоящих на учете наркоманов и лиц, привлекавшихся к ответственности за немедицинское потребление наркотических средств, отрабатывать их на причастность к преступлениям», «продолжить работу развития массового спорта», «продолжить работу с допризывной молодежью» (пп. 1.3, 2.2, 3.2 протокола от 24.09.2015 г.);

- «повысить охват участников проекта «PROфилактика, расширить комплекс профилактических мероприятий для детей» (п 2.2 протокола от 15.12.2015);

- «усилить работу по профилактике наркомании», «активизировать деятельность по выявлению и пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков», «наращивать противодействие деятельности страниц сайтов», «продолжить на постоянной основе работу согласно соглашению, реализовать план совместных мероприятий» (пп. 1.6, 3.2 протокола от 28.03.2016);

- «обеспечить участие сотрудников полиции в проведении родительских собраний, классных часах», «организовать профилактическую работу с несовершеннолетними в период летних лагерей» (пп.2.2, 2.3 протокола от 13.05.2016).

- «продолжить работу по документированию преступной деятельности лиц, занимающихся сбытом наркотических средств и психотропных веществ», «при планировании мероприятий по выявлению и пресечению фактов незаконного распространения наркотических средств уделять особое внимание противодействию незаконного оборота синтетических средств» (п. 1.3 протокола от 03.03.2015 г.).

Не прослеживается окончательный результат реализации таких решений, как: «Отделу по вопросам общественной безопасности провести анализ сведений трудоустройства в отношении лиц, ранее привлекавшихся к ответственности за немедицинское потребление наркотических средств» (п. 2.3.1 протокола от 06.10.2016 г.).

Имеют место протокольные поручения со сроком «постоянно» (пп.1.3, 3.2, 4.2 протокола от 03.03.2015 г., 2.2 протокола от 04.06.2015 г. пп. 2.2, 3.2, 3.4 протокола от 24.09.2015 г., п 1.3 протокола от 28.03.2016 г., п. 2.2.2 протокола от 06.10.2016), что затрудняет контроль их реализации и качество исполнения.

Для эффективной и качественной подготовки к заседаниям Комиссии, целесообразно:

- создать рабочую группу с участием представителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, специалистов органов местного самоуправления города и привлечением общественности;

- приглашать на заседания Комиссии представителей Центра молодежных инициатив, бюджетного учреждения автономного округа «Сургутский городской центр медицинской профилактики», филиала казенного учреждения автономного округа «Центр СПИД» в городе Сургуте, муниципального бюджетного учреждения «Центр специальной подготовки «Сибирский легион», муниципального автономного учреждения по работе с молодежью «Наше время» и т.д.

 

Организация контроля, отчётность

Принятые комиссией решения оформляются протоколом, который подписывается председательствующим и направляется для сведения и исполнения членам комиссии и заинтересованным лицам.

Контроль за исполнением принятых комиссией решений обеспечен не в полном объеме, отдельным вопросом результаты реализации протокольных решений с истекшими сроками исполнения на очередных заседаниях комиссии не рассматриваются. Необходимо на основании обобщенной информации аппарата Комиссии принимать решение о снятии мероприятия с контроля либо его продлении на определённый период. Положение о комиссии, её состав, планы работы комиссии, протоколы заседаний размещены на официальной сайте администрации города Сургута в разделе «Антинаркотическая комиссия»: http://admsurgut.ru/rubric/19958/Antinarkoticheskaya-komissiya-unicipalnogo-obrazovaniya-gorodskoy-o....

 

Организация работы по профилактике наркомании

Антинаркотические мероприятия реализуются в рамках «Комплекса мер по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории муниципального образования городской округ город Сургут на 2014-2016 годы», утвержденного постановлением администрации города Суртута от 21.05.2014 № 3373 (далее - Комплекс мер).

Запланированные мероприятия исполняются за счет средств текущего финансирования его участников, все антинаркотические мероприятия направлены на работу с несовершеннолетними, их родителями и молодежью. В Комплекса мер не предусмотрены предплановый анализ наркоситуации в городе, на основе которого формируется комплекс мероприятий, показатели оценки эффективности реализуемых мероприятий и участие общественных, религиозных организаций и объединений, за исключением детского и молодежного волонтерского движения.

В городе Сургуте развёрнуты 2 центра здоровья, которые занимаются вопросами пропаганды здорового образа жизни, профилактики разных видов зависимостей, в том числе наркомании:

для взрослого населения на базе Сургутской городской клинической поликлиники № 1;

для детского населения на базе Сургутской городской клинической поликлиники № 4.

Центры здоровья являются структурными подразделениями медицинских организаций, активно взаимодействуют с отделениями и кабинетами медицинской профилактики учреждений здравоохранения, врачебно-физкультурными диспансерами, психоневрологическими больницами, с организованными коллективами (воспитанниками детских садов, учащимися и студентами образовательных учреждений, трудовыми коллективами и работниками промышленных предприятий).

Наркологическую помощь населению города оказывает Бюджетное учреждение автономного округа «Сургутская клиническая психоневрологическая больница» (далее - Сургутская психоневрологическая больница). Согласно штатному расписанию в оказании наркологической помощи населению города определено 20 ставок, занято 16 ставок.

Сургутская психоневрологическая больница осуществляет комплексное взаимодействие с различными ведомствами.

Так, с 2014 года на базе муниципального бюджетного учреждения «Вариант» «Центр молодежных инициатив» проводятся циклы обучения волонтеров при по программе «Основы профилактики злоупотребления ПАВ».

С 2016 года принимается участие в реализации комплексного плана мероприятий, разработанного Департаментом образования администрации г. Сургута, по направлениям: профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних, вопросы профилактики злоупотребления психоактивных веществ и пропаганде здорового образа жизни. В рамках соглашения о сотрудничестве ведется работа с Сургутским профессиональным колледжем и Сургутским государственным университетом.

Совместно с филиалом бюджетного учреждения автономного округа «Центр медицинской профилактики» в городе Сургуте разработан план дополнительного обучения медицинских работников лечебно-профилактических организаций здравоохранения г. Сургута, медицинских работников муниципальных бюджетных образовательных организаций, руководителей Центров здоровьясбережения и муниципальных бюджетных дошкольных образовательных организаций по гигиеническому воспитанию и формированию норм и навыков здорового образа жизни среди детей и подростков.

Заключены договоры на оказание медицинских услуг по химико-токсикологическому исследованию на безвозмездной основе с бюджетными учреждениями автономного округа «Пыть-Яхская окружная клиническая больница», «Сургутская клиническая травматологическая больница», «Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И. Яцкив», «Нижневартовская участковая больница». В клинико-диагностической лаборатории Сургутской психоневрологической больницы функционируют 2 газовых хроматографа с масс-селективным детектором и газовый хроматограф с пламенно-ионизационным детектором для проведения химико-токсикологических исследований биологических жидкостей на предмет содержания в них психоактивных веществ (далее - ПАВ), психотропных средств. На 2017 год запланирована закупка жидкостного хроматографа с масс-селективным детектором для обнаружения новых синтетических наркотических средств, ненаркотических ПАВ в биологических средах человека.

На территории Сургутской психоневрологической больницы открыта и оборудована молельная комната, где Сестрами милосердия общества «Трезвение» при Кафедральном соборе Преображение Господа Иисуса Христа г. Сургута читаются молитвы и акафисты, проводятся беседы с пациентами о православной вере и добродетели трезвения. Главной целью общества является оказание духовной, психологической и социальной помощи лицам страдающих от наркотической и алкогольной зависимости, а также членам их семей. Также обществом «Трезвение» налажена взаимодействие с Нижневартовским мужским реабилитационным наркологическим центром «Надежда», в котором страждущим предлагается пройти дальнейшую реабилитацию. Практикуется проведение бесед о трезвости в православной гимназии и Сургутских колледжах с использованием выставки «Человеческий потенциал».

На территории г. Сургута в деятельности по профилактике наркомании среди населения участвуют Управление социальной защиты населения по г. Сургуту и Сургутскому району, бюджетные учреждения автономного округа «Комплексный центр социального обслуживания населения «Городская социальная служба», «Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье».

В решении вопросов развития системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркозависимых города участвуют:

региональная общественная организация «Чистый путь»;

     ООО «Лайфмед» Центр профилактики и реабилитации наркомании и алкоголизма «Седьмая вертикаль»;

    автономная некоммерческая организация духовно-нравственного возрождения и социальной помощи «Наследие».

Поддержка некоммерческих общественных организаций, занимающихся вопросами комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей осуществляется путем предоставления сертификатов на оплату услуг и на условиях компенсации поставщику социальных услуг.

Ежегодно Департаментом социального развития автономного округа по квоте выделяются 8 сертификатов на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями. С сертификатами в Региональную общественную организацию по профилактике и реабилитации лиц, страдающих заболеваниями наркоманией и алкоголизмом «Чистый путь» (далее – РОО «Чистый путь») обратились в 2016 году 6 наркозависимых, в 2015 году – 8, в филиал Межрегиональной благотворительной организации социальной адаптации граждан «Линия жизни», г. Ханты-Мансийск в 2016 году - 2.

Кроме того, РОО «Чистый путь» компенсированы расходы на оказание услуг по реабилитации 11 наркозависимых - получателей социальных услуг, признанных Комиссией об организации работы по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании, жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда автономного округа.

Для прохождения социально-психологической и трудовой реабилитации в бюджетное учреждение автономного округа «Центр социальной адаптации «Феникс», г. Нижневартовск направлены в 2016 году 15 наркозависимых лиц, в 2015 году – 3.

В текущем году в бюджетное учреждение автономного округа «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гелиос», г. Пыть-Ях направлены для прохождения курса реабилитации и ресоциализации 2 несовершеннолетних, страдающих паталогическими зависимостями, в 2015 году - 3 несовершеннолетних.

С целью формирования информационной политики в области антинаркотической пропаганды, разъяснения жителям города Сургута последствий пагубного употребления наркотиков, мер уголовной ответственности за участие в незаконном обороте наркотических средств в 2016 году в средствах массовой информации опубликовано более 320 материалов, в том числе в печатных изданиях – 19, на телевидении -155 сюжетов, в информационных агентствах – 137 информационных поводов.

 

Состояние наркоситуации в городе Сургуте

Проведенный на территории автономного округа в ноябре 2015 года социологический опрос показал, что признают проблему наркомании в своем населенном пункте «очень распространенной» 23,9 % опрошенных жителей города Сургута (в среднем по округу – 28,4 %), «распространенной не более чем везде» 21,8 % (по округу – 41,0%), «совсем не распространена» 22,3 % (по округу – 16,1 %).

При этом 19,7 % опрошенных жителей города считают, что достать наркотики трудно (по округу – 18,5 %), 37,7 % полагают, что приобрести наркотики «сравнительно легко» и «очень легко» (по округу показатель – 49,4%).

Оценка наркоситуации по распространённости употребления наркотиков (по данным социологических исследований) в городе Сургуте характеризуется как «напряженная».

По итогам мониторинга наркоситуации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, проведенного в 2015 году, в городе Сургуте, отмечен кризисный уровень по одному критерию - «первичная обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями». Кризисное состояние данного показателя отмечается на протяжении 4-х лет (2012 год – 8,8 на 100 тыс. населения, 2013 г. – 21,2; 2014 –20,8 и 2015 г. - 21,1, по округу – 36,6).

По статистическим данным в городе Сургуте отмечается снижение:

- числа лиц, состоящих под наблюдением с диагнозом «наркомания» (2014 год – 1596 человек, 2015 год - 1204 человека, 11 месяцев 2016 года – 798 человек), в том числе несовершеннолетних (2014 г. – 1 человек, 2015 г. – 5 человек, 11 месяцев 2016 г. – 4 человека);

- числа лиц, состоящих под наблюдением с диагнозом «потребление наркотических средств и психотропных веществ с вредными последствиями» (2014 год – 307 человек, 2015 год - 246 человек, 11 месяцев 2016 года – 135 человек), в том числе несовершеннолетних (2014 г. – 12 человек, 2015 г. – 14 человек, 11 месяцев 2016 г. – 7 человека);

- смертельных исходов, связанных с передозировкой наркотиками (2014 г. – 8, 2015 г. – 14, 11 месяцев 2016 г. - 6);

- отравлений, связанных с передозировкой наркотиками (2014 г. – 54 человека, 2015 г. – 29 человек, 11 месяцев 2016 г. - 1 человек);

- числа больных, снятых с наркологического учета в связи со смертью (2014 г. – 18 человек, 2015 г. – 31 человек, 11 месяцев 2016 г. - 19 человек).

Вызывает тревогу сокращение числа больных «наркоманией», длительность ремиссии у которых составляет не менее 2-х лет (2014 г. – 18 человек, 2015 г. – 31 человек, 11 месяцев 2016 г. - 19 человек).

За 11 месяцев 2016 года на территории города Сургута при снижении на 2,7% зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков (611 преступлений, за 11 месяцев 2015 года – 628 преступлений) и кратном сокращении объемов, изъятых из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (39 924,96 грамм, за 11 месяцев 2015 года – 113 433,44 гр.) увеличилось количество:

преступлений, совершенных в группе по предварительному сговору на 53,1% (75 преступлений, за 11 месяцев 2015 года -49);

         участников преступлений в сфере НОН на 23,4% (316 человек, за 11 месяцев 2015 года - 256 человек);

составленных административных протоколов за правонарушения в данной сфере в 2,1 раза (608 протоколов, за 11 месяцев 2015 года - 278).

Анализ наркоситуации на территории города Сургута за 2015 год и текущий период свидетельствует о недостаточности мер, направляемых на профилактику наркомании среди взрослого населения, а также неучащихся и неработающих граждан, которые являются потенциалом для пополнения рядов как наркозависимых, так и наркодилеров.

Проведенный анализ эффективности работы Комиссии города Сургута позволяет признать ее удовлетворительной по 3 из 4 основных элементам:

1) организация работы по профилактике наркомании;

2) состояние наркоситуации в муниципальном образовании;

3) выполнение требований законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и контроля за их исполнением;

Недостаточно организована работа по реализации положений Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года на муниципальном уровне, исполнение Положения о Комиссии и Регламента Комиссии.

На основании изложенного и руководствуясь действующим законодательством,

ПРЕДЛАГАЕМ:

1.   Для решения вопросов, связанных с подготовкой заседаний Комиссии и проведением анализа наркотической ситуации в городе Сургуте, создать постоянно действующую рабочую группу по аналогии с действующей межведомственной рабочей группой при Антинаркотической комиссии автономного округа (протокол Комиссии № 1 от 22.03.2012).

2.   Вести звуковую и видеозапись заседания Комиссии.

3.   Взять под контроль уровень исполнительской дисциплины должностных лиц, обеспечивающего организацию деятельности Комиссии города в части подготовки заседаний, проектов протоколов, контроля исполнения поручений.

4.   Внести изменения в Положение о Комиссии, Регламент Комиссии в соответствии с рекомендациями, изложенными в настоящей справке.

5.   Исключить практику рассмотрения вопросов, не содержащих проблематики, а также предоставления субъектами профилактики наркомании информации и докладов на заседания Комиссии, не отражающих проблем в деятельности по профилактике наркомании и не содержащих предложения по их решению.

Включить в план работы Комиссии на 2017 год рассмотрение вопросов «О практике реализации механизма правового побуждения наркопотребителей к лечению и реабилитации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25 ноября 2013 №313-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2014 года № 484», «Об осуществлении постреабилитационного патроната за лицами, прошедшими курс реабилитации и ресоциализации от наркотической зависимости по сертификатам», «Об итогах реализации антинаркотических мероприятий в рамках комплекса мер по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории муниципального образования городской округ город Сургут на 2014-2016 годы».

6.   При формировании плана антинаркотических мероприятий на 2017 год запросить у ответственных исполнителей показатели результатов реализации плана, которые позволят характеризовать его социальную эффективность. В выборе критериев необходимо ориентироваться на ожидаемые результаты и риски, изложенные в пп. 47-48 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, либо целевым показателем «общая распространенность наркомании на 100 тыс. человек» государственной программы автономного округа «О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2016-2020 годах».

7.   Предусмотреть в реализации антинаркотических мероприятий города Сургута на 2017 год участие общественных, религиозных организаций, занимающихся профилактикой наркомании и формированием здорового образа жизни.

8.   Рассмотреть возможность участия муниципального образования город Сургут в 2017 году в конкурсе муниципальных образований автономного округа в сфере организации мероприятий по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, включив реализуемые антинаркотические мероприятия, в одну из муниципальных программ города.

10. В срок до 31 марта 2017 года проинформировать аппарат антинаркотической комиссии автономного округа об устранении выявленных недостатков.

 

Заместитель начальника отдела по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов государственной власти Департамента

внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

 

 

 

 

 

 

 

В.Л. Тычина

Директор казенного учреждения

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной адаптации «Феникс», г. Нижневартовск

 

 

 

 

Т.В. Маслова

Заведующий организационно-методическим отделом Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская клиническая психоневрологическая больница»

 

 

 

 

 

С.А. Зырянов

 

 

 

Консультант отдела по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов государственной власти Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

 

 

 

 

 

 

 

 

М.Г. Давлетбагин

Опубликовано: 16.08.2019 16:15        Обновлено: 16.08.2019 16:17