Размер:
Цвет:

Ханты-Мансийск

Справка

по итогам анализа эффективности деятельности антинаркотической комиссии города Ханты-Мансийска за 2016, 2017 годы

 

 

Руководствуясь пп. «а» п. 5 и пп. «ж» п. 11 Положения об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года № 1374 и в соответствии с приказом Департамента внутренней политики автономного округа от 30 августа 2017 года № 02-ОД-195 межведомственной рабочей группой 26-27 сентября 2017 года проведен анализ эффективности деятельности антинаркотической комиссии города Ханты-Мансийска (далее – анализ, Комиссия).

Деятельность Комиссии организована в соответствии с постановлением администрации города Ханты-Мансийска от 01.12.2014 г. № 1149, которым утверждено положение о Комиссии, регламент работы комиссии, ее состав (в редакции от 15.03.2017 № 190).

Состав Комиссии представлен по должностям. Председателем Комиссии является заместитель главы города Ханты-Мансийска, курирующий вопросы отдела по вопросам общественной безопасности и профилактике правонарушений, заместитель председателя Комиссии – начальник Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Ханты-Мансийский» (далее – МОМВД России «Ханты-Мансийский»). В состав также входят 15 представителей исполнительных органов местного самоуправления, территориальных отделов федеральных органов государственной власти, секретарь Ханты-Мансийской епархии, имам-хатыб города Ханты-Мансийска. В 2017 году в состав Комиссии включен представитель Управления социальной защиты населения по городу Ханты-Мансийску и району.

Изучение Положения о Комиссии показало, что:

в перечне задач Комиссии не учтены анализ (мониторинг) наркоситуации на территории муниципального образования (рекомендован п. 1.2.4 решения совещания Государственного антинаркотического комитета от 20.11.2013 г.), рассмотрение вопросов по реализации мероприятий антинаркотической программы;

не предусмотрен порядок снятия с контроля поручений Комиссии.

При Комиссии созданы 2 межведомственные рабочие группы:

по детальному изучению летальных исходов в среде наркоманов. В состав рабочей группы включены представители МОМВД России «Ханты-Мансийский», отдела по здравоохранению администрации города Ханты-Мансийска. Руководство рабочей группой возложено на заместителя главы города Ханты-Мансийска Шашкова А.Н. (п. 2.2. протокола Комиссии от 15.02.2012 г. № 1);

рабочая группа по организации работы с лицами, привлеченными к административной ответственности за незаконное потребление наркотиков (п. 3 протокола Комиссии от 19.12.2014 г. № 4). В состав рабочей группы включены представители МОМВД России «Ханты-Мансийский», казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница», Управления социальной защиты населения по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району, казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийский центр занятости». Координация деятельности рабочей группы и организация ее работы возложена на Аппарат Комиссии. Руководство рабочей группой на конкретное должностное лицо не возложено.

 

Организация заседаний

Основной формой работы комиссии являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, в соответствии с годовым планом работы, принимаемым на заседании комиссии.

Проект плана работы на год разрабатывается отделом по вопросам общественной безопасности и профилактике правонарушений администрации города Ханты-Мансийска (далее – Отдел), после чего осуществляется процедура его согласования с членами комиссии и заинтересованными ведомствами.

В должностной инструкции заведующего Отделом от 1.12.2015 ДИ №18/15 в 9 абзаце п. 3.3 предусмотрена выработка предложений по устранению причин и условий, способствующих наркомании и преступности, а также минимизации и ликвидации их последствий на территории муниципального образования. Вместе с тем, не предусмотрен мониторинг (анализ) наркоситуации, в результате которого можно выявить указанные причины и условия.

В соответствии с п. 2.3 раздела 2 Положения об Отделе, утвержденном администрацией города Ханты-Мансийска 11.04.2016 №79-р, отдел обеспечивает противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, что относится к компетенции правоохранительных органов.

Председатель комиссии определяет дату проведения очередного заседания, утверждает его повестку, которая направляется членам комиссии и приглашенным лицам для подготовки тезисов выступлений докладчиков и предложений в проект решения.

В 2016 году заседания Комиссии проведены 24 марта, 30 мая, 29 сентября и 29 ноября. Рассмотрены 11 вопросов, в том числе:

1.                     О результатах оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия наркомании на территории города Ханты-Мансийска в 2015 году.

2.                     О наркоситуации в городе Ханты-Мансийске в 2015 году и принятии дополнительных мер по её улучшению.

3.                     О плане мероприятий I этапа городской акции «Мы выбираем будущее».  

4.                     О результатах деятельности организаций сферы образования и здравоохранения по раннему выявлению незаконных потребителей наркотиков среди обучающихся (студентов) общеобразовательных организаций, организаций профессионального и высшего образования города Ханты-Мансийска в 2015-2016 году.

5.                     Об эффективности принимаемых мер по вовлечению несовершеннолетних и молодежи в мероприятия по профилактике наркомании.

6.                     О плане мероприятий, посвященных Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков на территории города Ханты-Мансийска.

7.                     О проблемных вопросах в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.

8.                     О плане мероприятий, проводимых в рамках II этапа городской акции «Мы выбираем будущее».  

9.                     О принимаемых мерах по пресечению правонарушений, связанных с деятельностью кафе кальянной «Онегинъ».

10.                 Об эффективности реализации мероприятий подпрограммы «Профилактика незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ» муниципальной программы «Профилактика правонарушений в сфере обеспечения общественной безопасности и правопорядка в городе Ханты-Мансийске» на 2014-2020 годы».

11.                 Об утверждении плана работы Антинаркотической комиссии города Ханты-Мансийска на 2017 год.

Председателем Комиссии в 2016 году проведено 3 заседания из 4 состоявшихся. Кворум, необходимый для легитимности принимаемых комиссией решений (более половины членов комиссии), в соответствии с п. 6 Положения о Комиссии, обеспечен лишь на одном заседании (29.09.2016). На остальных заседаниях практикуется включение в протокол в качестве членов Комиссии лиц, не исполняющих их обязанности, что является нарушением п. 1.5 Регламента Комиссии.

В течение 2016 года в заседаниях Комиссии не принимали участие следующие члены Комиссии: начальник 3 отдела Службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Регионального управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тюменской области, имам хатыб города Ханты-Мансийска. Три заседания состоялись без участия представителя филиала по городу Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району федерального казенного учреждения «Уголовно- исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре».

На рассмотрение Комиссии в 2016 году не был представлен вопрос, рекомендованный п. 2.3 протокола заседания Антинаркотической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.07.2016 г. № 3, о реализации образовательными организациями в новом учебном году мер по предупреждению употребления психоактивных веществ несовершеннолетними и формированию здорового образа жизни с привлечением для обсуждения представителей негосударственных организаций, занимающихся реабилитацией и ресоциализацией наркозависимых, представителей общественности, в том числе лиц, успешно прошедших курс реабилитации и ресоциализации от наркотической зависимости.

В 2017 году заседания Комиссии проведены 26 января, 28 апреля,                     19 сентября. Рассмотрены 6 вопросов. в том числе:

1. О результатах оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия наркомании на территории города Ханты-Мансийска в 2016 году.

2.                     О наркоситуации в городе Ханты-Мансийске в 2016 году и дополнительных мерах по её улучшению.

3.                     О практике и тенденциях оказания комплексной помощи потребителям наркотиков в освобождении от зависимости.

4.                     О плане мероприятий I этапа городской акции «Мы выбираем будущее» и мероприятий, посвященных Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков на территории города Ханты-Мансийска.

5.                     О мерах профилактики наркомании в подростковой и молодежной среде, результатах деятельности по раннему выявлению незаконных потребителей наркотиков среди поступающих в средние и высшие профессиональные образовательные организации, обучающихся (студентов), граждан допризывного и призывного возраста, на территории города Ханты-Мансийска.

6.                     О плане мероприятий, проводимых в рамках II этапа городской акции «Мы выбираем будущее».

В 2017 году председателем Комиссии проведены 3 заседания из 3 состоявшихся, кворум участия в заседаниях Комиссии ее членов обеспечен на одном заседании (19.09.2017).

Изучение материалов заседаний Комиссии за 2016, 2017 годы показало следующее.

Выводы в докладе о наркоситуации в городе Ханты-Мансийске в 2015 году не соответствуют анализу.

В Плане мероприятий на 2016, 2017 годы вопросы «О плане мероприятий, посвященных Международному дню борьбы с наркоманией», «О плане мероприятий, I этапа городской акции «Мы выбираем будущее» не содержат проблематики. В связи с чем, исполнители мероприятий ежегодной городской акции «Мы выбираем будущее» представляют отчеты без анализа и выводов, констатируется мероприятие и охват его участников.

Члены комиссии пассивны в предоставлении предложений в ежегодный план работы Комиссии.

Решения, указанные в протоколах Комиссии от 24.03.2016 г. № 1, от 29.09.2016 г. № 3 не содержат проблематики и предложений по совершенствованию антинаркотической деятельности, в качестве мер предлагается провести анализ без нацеленности на конечный результат.

Например, «отделу по здравоохранению Администрации города Ханты-Мансийска изучить причины и условия, способствующие росту в 2015 году количества смертельных отравлений наркотическими средствами и психотропными веществами» (п. 2.2. протокола от 24.03.2016 г. № 1).

При этом в ходе изучения представленных документов не прослеживается деятельность межведомственной рабочей группы по детальному изучению летальных исходов в среде наркоманов.

«рекомендовать Управлению социальной защиты населения по городу Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району проанализировать реализацию в 2016 году (в сравнении с 2015 годом) на территории города Ханты-Мансийска постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.03.2013 № 91-п «О предоставлении гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями сертификатов на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации» (п.1.1 протокола от 29.09.2016 г. № 3);

«межмуниципальному отделу МВД России «Ханты-Мансийский» по итогам 2016 года провести анализ исполнения решений суда по административным делам в части прохождения диагностики, лечения от наркомании и реабилитации» (1.3 протокола от 29.09.2016 г. № 3);

«филиалу по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району ФКУ УИИ УФСИН России по ХМАО – Югре провести анализ исполнения решений суда в части прохождения лицами, состоящими на учете диагностики, лечения и реабилитации по приговорам» (п.1.4 протокола от 29.09.2016г. № 3).

На заседании комиссии 29.09.2016 года вопрос «О проблемных вопросах в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей» рассмотрен без участия представителей социальной защиты города и некоммерческой организации «Линия жизни», предоставлявщей такие услуги.

На заседаниях Комиссии при рассмотрении вопроса о проведении социально-психологического тестирования обучающихся и профилактических медицинских осмотров (30.05.2016 г. и 19.09.2017 г.) приглашенных представители бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия», в заседаниях участие не приняли и не представили необходимую информацию.

В информации департамента образования администрации города Ханты-Мансийска, представленной на заседании Комиссии 30.05.2016 года, о результатах деятельности организаций сферы образования по раннему выявлению незаконных потребителей наркотиков среди обучающихся в 2015-2016 учебном году указано, что тестированием охвачено 45% обучающихся в возрасте 12-18 лет. При этом не проведен детальный анализ по общеобразовательным организациям города, по количеству и причинам отказов, не указан запланированный охват обучающихся, не отражены причины низкого охвата социально-психологическим тестированием обучающихся. Аналогичная ситуация наблюдается при рассмотрении вопроса в 2017 году, в информации также не прослеживается анализ причин отказов от прохождения обучающимися тестирования, что свидетельствует о некачественной подготовке информации к заседанию.

 

Организация контроля, отчётность

 

Принятые комиссией решения оформляются протоколом, который подписывается председательствующим и направляется для сведения и исполнения членам комиссии и заинтересованным лицам.

Контроль за исполнением принятых комиссией решений обеспечен в полном объеме, на каждом заседании комиссии отдельным вопросом рассматриваются результаты реализации протокольных решений с истекшими сроками исполнения. Положение о комиссии, её состав, планы работы комиссии, протоколы заседаний размещены на официальной сайте администрации города Ханты-Мансийска в разделе «Антинаркотическая комиссия»: http://admhmansy.ru/.

 

Организация работы по профилактике наркомании

 

Мероприятия антинаркотической направленности в городе Ханты-Мансийске реализуются в рамках подпрограммы II «Профилактика незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ» муниципальной программы «Профилактика правонарушений в сфере обеспечения общественной безопасности и правопорядка в городе Ханты-Мансийске на 2016-2020 годы» (далее – подпрограмма), утвержденной постановлением администрации города от 11.10.2013 № 1502 (в ред. постановления Администрации города Ханты-Мансийска от 15.03.2017 № 201).

Подпрограмма включает 3 мероприятия:

Реализация мероприятий по информационной антинаркотической пропаганде.

Организация и проведение мероприятий с субъектами профилактики наркомании и общественностью.

Организация и проведение профилактических мероприятий антинаркотической направленности для детей, подростков и молодежи.

На весь период реализации подпрограммы запланировано финансирование в объеме 899 500 рублей. В 2016 году в подпрограмме из бюджета города выделено 219,5 тыс. рублей, средства освоены в полном объеме. 

В 2016 году проведено 223 мероприятия антинаркотической направленности, в том числе обучающие семинары, кинолектории, практические занятия, тематические классные часы, интерактивные уроки, различные конкурсы и спортивные мероприятия.  Охват мероприятиями составил 66 419 человек. В том числе:

в рамках ежегодной антинаркотической городской акции «Мы выбираем будущее» проведено 110 мероприятий, в которых приняли участие 26867 человек;

муниципальными учреждениями культуры проведено 69 тематических мероприятий, направленных формирование здорового образа жизни граждан Ханты-Мансийска, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака, участие в которых приняло 3 791 человек.
     Треть населения города постоянно занимается физической культурой и спортом (среди молодежи до 30 лет – две трети). На сегодняшний день город располагает современной инфраструктурой, включающей в себя 165 спортивных сооружений и 10 культурно-досуговых центров. В сфере культуры созданы 46 клубных формирований различных направлений, в 9 муниципальных организациях дополнительного образования действует 382 объединения, в которых занимается более 12,6 тыс. человек (или 97% возрастной категории 5-18 лет). 

На базе муниципальных учреждений спорта: «Спортивный комплекс «Дружба» и «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва» развиваются 29 видов спорта для разных возрастных категорий населения.

Общая численность занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью в городе Ханты-Мансийске по итогам 2016 года составляет 38 945 человек.

В 2016 году сформировано 47 молодежных трудовых отрядов, на временные рабочие места трудоустроено 713 несовершеннолетних.  
        В рамках досуговой деятельности молодежных трудовых отрядов организовано и проведено 24 мероприятия, в том числе лекции, направленные на профилактику наркомании в молодежной среде.  

Эффективность проводимой в муниципальном образовании в 2016 году работы по профилактике наркомании подтверждается:

отсутствием несовершеннолетних, состоящих на диагностическом учете в психоневрологическом диспансере; 

снижением количества совершенных несовершеннолетними преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств;

увеличением на 30% количества несовершеннолетних, охваченных профилактическими мероприятиями; 

увеличением количества молодежи, вовлеченных в добровольческую (волонтерскую) деятельность и участвующих в социально-значимой общественной деятельности (до 1 040 добровольцев).

Это свидетельствует о повышении информированности молодых людей, уровня подростковой компетенции и мотивации несовершеннолетних на ведение здорового образа жизни, отказа от вредных привычек.

В 2016 году целевой показатель подпрограммы «уровень первичной заболеваемости наркоманией» составил 13,3 случая на 100 тыс. населения (2015 г. – 52 случая) при плановом годовом значении 42 случая, что говорит о его достижении.

Оценка целевого показателя подпрограммы за 1 полугодие 2017 года показала, что «уровень первичной заболеваемости наркоманией» составил 2 случая на 100 тыс. населения (1 полугодие 2016 года – 11,2 случая) при плановом годовом значении – 40 случаев», что свидетельствует о его достижении.

В 2017 году в подпрограмме на реализацию антинаркотических мероприятий запланированы средства в размере 170 тыс. рублей, в 1 полугодии освоено 36,8 тысяч рублей.

Кроме того, в результате победы в конкурсе муниципальных образований автономного округа в сфере организации мероприятий по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании (далее – конкурс), проводимого в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 15 июля 2016 года № 251-п, городу Ханты-Мансийску из бюджета автономного округа представлен иной межбюджетный трансферт в размере 150 тысяч рублей.

В г. Ханты-Мансийске наркологическую помощи населению оказывают    5 врачей психиатров-наркологов бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница» (далее – психоневрологическая больница). Укомплектованность штатных должностей врачей-психиатров-наркологов составляет 72,5 %.

Антинаркотическую профилактическую деятельность в рамках просветительской работы в соответствии с планами проведения мероприятий, посвященных Международному дню борьбы с наркоманией, общегородской акции «Мы выбираем будущее» осуществляют 3 специалиста кабинета медицинской профилактики (1 специалист с высшим медицинским образованием и 2 психолога) психоневрологической больницы. Специалистами проводятся обучающие семинары для специалистов образовательных учреждений, лекции и круглые столы для учащихся старших классов и родительской общественности.

Органами местного самоуправления социальной сферы города Ханты-Мансийска заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с религиозными конфессиями, иными организациями:

соглашение Департамента образования администрации города Ханты-Мансийска, Управления физической культуры, спорта и молодежной политики администрации города Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского благочиния о взаимном сотрудничестве по реализации мероприятий в сфере духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания и допризывной подготовке детей подростков и молодежи города Ханты-Мансийска от 01.02.2016 г.;

соглашение о взаимном сотрудничестве Департамента образования администрации города Ханты-Мансийска и казенного учреждения автономного округа «Центр профилактики и борьбы со СПИД» от 22.09.2017 года;

соглашение Департамента образования администрации города Ханты-Мансийска, Управления физической культуры, спорта и молодежной политики администрации города Ханты-Мансийска, Управления культуры администрации города Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского благочиния о взаимном сотрудничестве по реализации мероприятий в сфере духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания и допризывной подготовке детей подростков и молодежи города Ханты-Мансийска от 01.03.2017 г. Приложением к соглашению предусмотрен план совместных мероприятий в сфере духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания и допризывной подготовке детей подростков и молодежи города Ханты-Мансийска, пункт 13 которого предусматривает организацию встреч священнослужителей Русской православной церкви с заместителями директоров по учебно-воспитательной работе на тему: «Трезвенное просвещение молодежи, профилактика алко и наркозависимости» срок проведения: в течение учебного года.

         соглашения муниципального бюджетного учреждения «Молодежный центр» с бюджетными учреждениями автономного округа:

«Центр медицинской профилактики» (от 9.02.2016 г., 20.01.2017 г.);

         «Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница» (от 20.02.2016 г.);

центр «Вега» (от 20.02.2016 г., 27.01.2017 г.).

На территории города Ханты-Мансийска профилактическая работа с лицами страдающими наркотической зависимостью, несовершеннолетними проводится в рамках деятельности Управления социальной защиты населения по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району и бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Вега» (далее – автономный округ, центр «Вега»).

В центре «Вега» организована работа службы «Экстренная детская помощь» (далее – ЭДП) с целью повышения эффективности профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, права и законные интересы которых нарушены, оказания им социальной, медицинской, правовой и иной помощи.

К деятельности службы ЭДП привлечены специалист Управления опеки и попечительства администрации города Ханты-Мансийска, инспектор ОДН МОМВД России «Ханты-Мансийский», представители православной церкви      г. Ханты-Мансийска Ханты-Мансийской Епархии.

При оказании ЭДП специалистами организованы плановые выезды в семьи, состоящие на учете в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, семьи граждан, ранее осужденных за хранение, распространение или употребление наркотических средств. В ходе выездов несовершеннолетние, употребляющие наркотические средства и психотропные вещества, не выявлены.

Специалистами центра «Вега» проводится профилактика табакокурения и алкоголизма среди подростков и молодежи на темы: «Уроки трезвости. Секреты манипуляции – табак»; «Уроки трезвости. Секреты манипуляции. Алкоголь»; «Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними», а также беседы с демонстрацией фильма. Вся профилактическая работа организована в школах города Ханты-Мансийска, автономного учреждения автономного округа «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж», Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»; бюджетного учреждения высшего образования автономного округа «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия».

Совместно с общественной организацией утверждения и сохранения трезвости «Трезвый Ханты-Мансийск» на базе центра «Вега» проводятся профилактические мероприятия с элементами психотренинга, направленные на утверждение и сохранение трезвости.

В 2016-2017 годах   Управлению социальной защиты населения по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району была определена квота:

на выдачу 12 сертификатов на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями;

1 несовершеннолетнему для прохождения курса реабилитации и ресоциализации в бюджетном учреждении автономного округа «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гелиос».

Сертификаты и квота освоены в полном объеме.

 

№ п/п

Полное наименование организации, территории

в 2016 году

в 2017 году

1

Количество реализованных сертификатов всего: в т. ч. в:

7

5

2

Межрегиональная благотворительной общественная организации социальной адаптации граждан «Линия Жизни», г. Ханты-Мансийск

4

0

3

Региональная общественная организация по профилактике и реабилитации лиц, страдающих заболеваниями алкоголизма и наркоманией «Чистый путь», г. Сургут

3

5


       

Всего за 2016 год в Межрегиональную благотворительную общественную организацию социальной адаптации граждан «Линия Жизни» на реабилитацию направлены 29 человек, 2 наркозависимых прошли реабилитацию в благотворительном фонде «Ника».

В 2016 году общественная организация «Линия жизни» была ликвидирована, на ее базе создана региональная благотворительная общественная организация социальной адаптации граждан «Путь к Себе», которая включена в реестр негосударственных организаций, осуществляющих комплексную реабилитацию и ресоциализацию лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, утвержденный приказом Департамента социального развития автономного округа – Югры от 20 февраля 2016 года № 99-р «Об утверждении реестра» (с изменениями от 29 сентября 2017 года № 852-р).

Информирование населения о проведении антинаркотических мероприятий в городе Ханты-Мансийске осуществляется при поддержке информационных агентств «Новости Югры», «Мангазея», «Ugra-NOW», «ФедералПресс», «Открытый регион». Всего в 2016 году антинаркотической тематике посвящены 13 сюжетов на городском телевидении «Новая студия», 11 публикаций – в городской газете «Самарово-Ханты-Мансийск», 9 материалов – на официальном информационном портале органов местного самоуправления города Ханты-Мансийска.

 

Состояние наркоситуации в городе Ханты-Мансийске

 

Проведенный на территории автономного округа в 2016 году социологический опрос показал, что признают проблему наркомании в своем населенном пункте «очень распространенной» 19,2 % опрошенных жителей города Ханты-Мансийска (в среднем по округу – 25,2 %), «распространенной не более чем везде» 36,7 % (по округу – 54,2%), «совсем не распространена» 28,3 % (по округу – 8,3 %).

При этом 13,3 % опрошенных жителей города считают, что достать наркотики трудно (по округу – 12,8 %), 80 % полагают, что приобрести наркотики «сравнительно легко» и «очень легко» (по округу показатель – 60,9%).

Оценка наркоситуации по распространённости употребления наркотиков (по данным социологических исследований) в городе Ханты-Мансийске характеризуется как «тяжелая».

По итогам мониторинга наркоситуации в автономном округе, проведенного в 2016 году, в городе Ханты-Мансийске, отмечен «кризисный» уровень по одному критерию:

«первичная обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями» (2016 г. – 17,5 по округу – 18,2).

По статистическим данным в городе Ханты-Мансийске отмечается:

стабильное число лиц, зарегистрированных с диагнозом «наркомания»: в 2016 году – 334 человека (342,6 на 100 тысяч населения), за 8 месяцев 2017 года – 334 человека;

снижение числа лиц, зарегистрированных впервые в жизни с диагнозом «наркомания»: в 2016 году – 13 человек (13,3 на 100 тысяч населения, 2015 г. – 50 человек), за 8 месяцев 2017 года – 5 человек (5,1 на 100 тысяч населения, за 8 месяцев 2016 года – 11 человек);

снижение числа лиц, зарегистрированных впервые в жизни с диагнозом «пагубное (с вредными последствиями) употребление наркотиков»: в 2016 году – 17 человек, за 8 месяцев 2017 года – 6 человек, за 8 месяцев 2016 года – 10 человек;

снижение числа больных, снятых с наркологического учета в связи со смертью в 2016 г. – 6 человек, за 8 месяцев 2017 года – 5 человек (на уровне 8 месяцев 2016 года);

увеличение числа лиц, снятых с наблюдения с диагнозом «наркомания» (2016 г. – 11 человек, за 8 месяцев 2017 г. – 133 человек), из них в связи с выздоровлением (длительным воздержанием) за указанный период пациенты не снимались.

несовершеннолетние на учете с диагнозами «наркомания» и «пагубное (с вредными последствиями) употребление наркотиков» на протяжении               2015-2016 годов и в 2017 году не значатся;

снижение количества зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков на 32,1 % за 8 месяцев 2017 года                            (110 преступлений) и на 15,4% по итогам 2016 года (165 преступлений);

снижение на 4,1 % объемов, изъятых из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ за 8 месяцев 2017 года (11 257,27 грамм) и на 79,2% по итогам 2016 года (4517 грамм);

снижение в 2,7 раза количества преступлений, совершенных наркоманами за 8 месяцев 2017 года (20 преступлений), в том числе на 50% количества наркопреступлений за 8 месяцев 2017 года (19 преступлений), по итогам 2016 года   на 40,2% (67 преступлений) и на 49,5% (50 преступлений) соответственно;

снижение на 17,5 % числа лиц, принявших участие в наркопреступлениях (33 человека, за 8 месяцев 2016 года – 40 человек), при этом лица, не имеющие постоянного источника дохода и безработные составляют свыше 54 % (за 8 месяцев 2016 года – 70 %);                          

увеличение количества административных протоколов, составленных по статье 6.9 КоАП РФ «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ» на 35,7% за 8 месяцев 2017 года (19 протоколов), по итогам 2016 года отмечалось снижение данного показателя на 11,5% (2016 год – 23 протокола).

Вызывают озабоченность:

увеличение числа лиц, зарегистрированных с диагнозом «пагубное (с вредными последствиями) употребление наркотиков»: в 2016 году – 27 человек (27,7 на 100 тысяч населения), за 8 месяцев 2017 года – 32 человека (32,8 на 100 тысяч населения);

ежегодные случаи смертельных отравлений наркотическими средствами и психотропными веществами среди лиц в возрасте 25-37 лет: по 4 факта – в       2016 году и за 8 месяцев 2017 года;

уменьшение числа больных «наркоманией», длительность ремиссии у которых составляет не менее 2-х лет: в 2016 г. – 31 человек, за 8 месяцев 2017 года – 21 человек;

увеличение на 85,7 % количества наркопреступлений, совершенных в группе (за 8 месяцев 2017 года – 13 преступлений);

увеличение на 6,4 % доли работающих в числе участников наркопреступлений (36,4%, за 8 месяцев 2016 года – 30 %).

Анализ наркоситуации на территории города Ханты-Мансийска за 2016-2017 годы свидетельствует о недостаточности мер, направляемых на профилактику наркомании среди взрослого населения, а также неучащихся и неработающих граждан, которые являются потенциалом для пополнения рядов как наркозависимых, так и наркодилеров.

Проведенный анализ эффективности работы Комиссии города Ханты-Мансийска позволяет признать ее удовлетворительной по 3 основным элементам:

1) организация работы по профилактике наркомании;

2) состояние наркоситуации в муниципальном образовании;

3) реализации положений Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года на муниципальном уровне;

Недостаточно организована работа по выполнению требований законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и контроля за их исполнением.

На основании изложенного и руководствуясь действующим законодательством,

ПРЕДЛАГАЕМ:

 

1.   Внести изменения в Положение о Комиссии, в соответствии с рекомендациями, изложенными в настоящей справке.

2. Исключить практику рассмотрения на заседаниях Комиссии вопросов, не содержащих проблематики, а также предоставление субъектами профилактики наркомании информации и докладов на заседания Комиссии, не отражающих проблем в деятельности по профилактике наркомании и не содержащих предложения по их решению.

      3. Взять под контроль уровень исполнительской дисциплины должностных лиц, обеспечивающего организацию деятельности Комиссии города в части подготовки и проведения заседаний, проектов протоколов.

      4. Включить в план работы Комиссии на 2018 год рассмотрение вопросов: «О практике реализации механизма правового побуждения наркопотребителей к лечению и реабилитации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25 ноября 2013 №313-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2014 года № 484», «Об осуществлении постреабилитационного патроната за лицами, прошедшими курс реабилитации и ресоциализации от наркотической зависимости по сертификатам».

5.   Предусмотреть участие общественных, религиозных организаций, занимающихся профилактикой наркомании и формированием здорового образа жизни, в реализации антинаркотических мероприятий города Ханты-Мансийска.

6.   Использовать потенциал межведомственных рабочих групп, созданных при Комиссии.

7.   Внести корректировки в целевой показатель «уровень первичной заболеваемости наркоманией» муниципальной программы «Профилактика правонарушений в сфере обеспечения общественной безопасности и правопорядка в городе Ханты-Мансийске на 2016-2020 годы».

8.   В срок до 31 января 2018 года проинформировать аппарат антинаркотической комиссии автономного округа об устранении выявленных недостатков и результатах рассмотренных рекомендаций.

 

 

Заместитель начальника отдела межведомственного взаимодействия

в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

          

       В.Л. Тычина

 

Директор казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной адаптации «Феникс»

 

 

 

         

 

Т.В. Маслова

 

Исполняющий обязанности заведующего организационно-методическим отделом Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский клинический психоневрологический диспансер»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Зырянов

Старший оперуполномоченный по ОВД Управления по контролю за оборотом наркотиков Управления

Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.В. Гноевой

 

Опубликовано: 16.08.2019 15:22        Обновлено: 16.08.2019 15:27