Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

О защите прав получателей финансовых услуг микрофинансовых организаций

1 июля 2017 года вступил в силу Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации, утвержденный Банком России 22 июня 2017 года (далее - Стандарт).

Стандарт устанавливает требования, которыми микрофинансовая организация должна руководствоваться в процессе осуществления микрофинансовой деятельности, в том числе требования к предоставлению информации получателям финансовой услуги, о взаимодействии микрофинансовой организации с получателем финансовой услуги при возникновении задолженности, рассмотрению обращений получателей финансовой услуги.

В частности Стандартом установлена обязанность микрофинансовой организации размещать в местах оказания финансовых услуг, в том числе на официальном сайте микрофинансовой организации, информацию о рисках, связанных с ненадлежащим исполнением получателем финансовой услуги своих обязательств по договору об оказании финансовой услуги, и о возможных негативных финансовых последствиях при использовании финансовой услуги, в том числе:

- информацию о возможном увеличении суммы расходов получателя финансовой услуги, по сравнению с ожидаемой суммой расходов, при несвоевременном исполнении обязательств по договору об оказании финансовой услуги и о применяемой к получателю финансовой услуги неустойке (штрафе, пени) за нарушение обязательств по договору об оказании финансовой услуги;

- информацию о том, что привлекаемые микрофинансовой организацией займы от физических лиц не являются вкладами, принимаемыми кредитными организациями, и не застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

К информации, размещаемой на официальном сайте микрофинансовой организации, предъявляются следующие требования:

- информация должна быть круглосуточно доступна получателю финансовой услуги на русском языке для ознакомления и использования, без взимания платы за ознакомление с информацией или иное ее использование и без иных ограничений;

- информация должна быть доступна получателю финансовой услуги с использованием бесплатного или широко распространенного программного обеспечения;

- информация не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление получателя финансовой услуги с ее содержанием, без использования программного обеспечения или технических средств иных, чем веб-обозреватель или общедоступное бесплатное программное обеспечение. Доступ к информации, размещенной на официальном сайте микрофинансовой организации (за исключением информации, размещенной в личном кабинете получателя финансовой услуги), не может быть обусловлен требованием регистрации получателя финансовой услуги или предоставления им персональных данных, а также требованием заключения им лицензионных или иных соглашений.

В случае возникновения по договору потребительского займа просроченной задолженности с целью предотвращения дальнейшего увеличения долговой нагрузки получателя финансовой услуги установлена обязанность микрофинансовой организации в течение 7 календарных дней с даты возникновения просроченной задолженности проинформировать получателя финансовой услуги о факте возникновения просроченной задолженности с использованием любых доступных способов связи с получателем финансовой услуги, согласованных с получателем финансовой услуги в договоре потребительского займа, в том числе электронных каналов связи, или иным способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В Стандарте закреплен перечень случаев, произошедших с получателем займа и существенно ухудшивших его финансовое положение, являющихся основанием для рассмотрения вопроса о возможности реструктуризации задолженности перед микрофинансовой организацией по договору потребительского займа (смерть, тяжелое заболевание, присвоение инвалидности 1 - 2 группы, несчастный случай, повлекший причинение тяжкого вреда здоровью получателя займа или его близких родственников; потеря работы или иного источника дохода, если получатель займа имеет несовершеннолетних детей либо семья относится к категории неполных, призыв в Вооруженные силы Российской Федерации и иные случаи).

С целью ограничения долговой нагрузки на получателей займа Стандартом вводится следующее ограничение: микрофинансовая организация не вправе заключать с получателем финансовой услуги договор потребительского микрозайма (срок возврата по которому не превышает 30 календарных дней) при наличии у данного получателя обязательств перед такой микрофинансовой организацией по иному договору потребительского микрозайма (срок возврата по которому не превышает 30 календарных дней).

В целях недопущения превышения предельного уровня платежеспособности получателя финансовой услуги между одной микрофинансовой организацией и одним получателем финансовой услуги с 1 октября 2017 года вводится запрет на предоставление заемщику более 10 (с 1 января 2019 года - более 9) договоров потребительского микрозайма, срок возврата потребительского микрозайма по которым не превышает 30 календарных дней, за исключением договоров, срок пользования денежными средствами по которым фактически составил не более 7 календарных дней.

Стандарт устанавливает обязанность микрофинансовой организации назначить работника или подразделение по рассмотрению обращений получателей финансовых услуг. Срок рассмотрения обращений составляет не более 15 рабочих дней со дня поступления обращения.

Опубликовано: 11.07.2017 17:14        Обновлено: 09.08.2017 10:44