Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Возмещение вреда


Вопрос: На мой автомобиль упал снег с крыши многоквартирного дома, в котором я проживаю (имею в собственности квартиру). В результате автомобиль поврежден. Я припарковала автомобиль в своем дворе. Никаких предупредительных надписей и объявлений о возможном сходе снега не было. Какие права я имею в данном случае? Какие требования я вправе предъявить своей управляющей организации? Действует ли в данном случае Закон о защите прав потребителей?

В данной ситуации автомобиль был поврежден в результате схода снега с крыши многоквартирного дома.

В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации крыши относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома.

В соответствии с частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц.

Граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, и использующие эти помещения исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по договору управления, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о защите прав потребителей и статьей 1095 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков работы, услуги подлежит возмещению в полном объеме лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем) независимо от его вины и от того, состоял потерпевший с ним в договорных отношениях или нет.

В силу пункта 5 статьи 14 Закона о защите прав потребителей,
статьи 1098 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки результата работы, услуги.

Исполнителем услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома в данном случае является управляющая организация.

Потребитель (собственник жилого помещения в многоквартирном доме), имуществу которого причинен вред в результате ненадлежащего оказания управляющей организацией услуги по содержанию общего имущества, вправе требовать от управляющей организации возмещения причиненного вреда.

При предъявлении требований к управляющей организации потребителю следует представить доказательства, подтверждающие факт причинения вреда (протокол, составленный сотрудниками полиции, акт, составленный представителем управляющей организации, свидетельские показания, иные доказательства, фиксирующие факт причинения вреда), размер причиненного вреда (акт, заключение, отчет, смета, иной документ об определении стоимости восстановительного ремонта), иных убытков.

В случае отказа управляющей организации удовлетворить требование потребителя о возмещении вреда в добровольном порядке потребитель вправе обратиться в суд.

Статьей 15 Закона о защите прав потребителей потребителю предоставлено право требовать компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя. В соответствии с пунктом 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2012 года № 17
«О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» достаточным условием для удовлетворения иска о требовании компенсации морального вреда является установленный факт нарушения прав потребителя.

Согласно пункту 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя суд взыщет с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Вопрос: Что такое моральный вред и в каких случаях можно требовать компенсации морального вреда в связи с нарушением законодательства о защите прав потребителей?

 Согласно статье 151 и 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и блага, либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага, либо нарушающими имущественные права гражданина в случаях прямо предусмотренных законом.

Более подробная характеристика понятия морального вреда дается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда". В соответствии с пунктом 2 указанного постановления  под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

В соответствии с пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» достаточным условием для удовлетворения иска о требовании компенсации морального вреда является установленный факт нарушения прав потребителя.

Обращаем Ваше внимание, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Это означает, что если продавец (изготовитель) уже возместил потребителю имущественный вред, компенсацию морального вреда все равно можно потребовать.

Моральный вред компенсируется только в денежной форме. Размер компенсации определяется судом в каждом конкретном случае с учетом характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Вопрос: Ребенок случайно разбил в магазине стеклянную банку с соком. Администрация магазина потребовала оплатить стоимость данного товара. Я сначала отказывалась и объясняла им,  что банки стояли очень близко к краю полки, и поэтому ребенок их случайно задел. Но продавцы сказали, что мне лучше надо смотреть за ребенком. Стали составлять акт, но я отказалась его подписать. Так как сок стоил недорого, я оплатила его стоимость. Но у меня остался вопрос, кто по закону должен был оплатить разбитый товар? 

Правоотношения в таких  ситуациях регулируются положениями  Гражданского Кодекса Российской Федерации о  возмещении вреда (глава 59) и о риске случайной гибели имущества (статья 211).

В соответствии со статьей 1064 Гражданского Кодекса РФ вред, причиненный  имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине (статья 1073 ГК РФ).

Поэтому для ответа на Ваш вопрос важно установить наличие или отсутствие вины в Ваших действиях. Различают две формы вины: умысел и неосторожность.

В силу статьи 401 Гражданского Кодекса РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

К примеру, усмотреть вину в форме неосторожности в Ваших действиях возможно, если Вы оставляли малолетнего ребенка в зале магазине без присмотра, он ходил по залу, размахивая руками либо какими-то игрушками, брал в руки банки и мог в силу своего возраста не удержать банку и уронить ее.

Другое дело, если  ребенок ходил с Вами за руку, ничего не трогал, а, когда проходил мимо полки с банками, банка упала, так как стояла неровно, на краю полки, либо полка была неустойчива и т.п.

Таким образом, если Вы докажете, что в Ваших действиях не было вины (ни в форме умысла, ни в форме неосторожности), то Вы не обязаны оплачивать данный товар. В этом случае в соответствии со статьей 211 Гражданского Кодекса РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник (т.е. магазин).

Обращаем также внимание, если вина была и в Ваших действиях и в действиях магазина (т.е., к примеру, Вы действовали недостаточно осмотрительно, а магазин недостаточно заботливо), то в соответствии со статьей 1083 Гражданского кодекса РФ в зависимости от степени вины каждой стороны размер возмещения должен быть уменьшен.

В Вашей ситуации Вам можно было в предложенном акте либо заявлении изложить Вашу версию, указать свидетелей случившегося (если таковые были) либо попросить просмотреть записи камер наблюдения (если они были). И если Вы считали, что в Ваших действиях вины нет, то письменно отказаться оплатить товар.

Как правило, когда речь идет о товарах недорогостоящих, такие ситуации разрешаются в досудебном порядке.

Но обращаем Ваше внимание, что если администрация магазина не согласна с Вашей точкой зрения, то лицо, являющееся собственником товара (индивидуальный предприниматель, торговая организация) может обратиться в суд с требованием взыскать с Вас стоимость причиненного вреда.



Опубликовано: 16.03.2016 12:54        Обновлено: 30.03.2017 10:21