Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

гарантийный ремонт

Вопрос: Автомобиль длительное время находился в сервисном центре на гарантийном ремонте (более 3 месяцев вместо обещанных 45 дней). За это время цена такой же модели автомобиля возросла, в связи с чем при расчете размера неустойки за нарушение срока ремонта я использовал новую цену такой же модели автомобиля. Я направил претензию об уплате неустойки за нарушение срока ремонта. В сервисном центре не согласились с моим расчетом неустойки и в подтверждение цены товара потребовали чек об оплате за автомобиль. Как правильно рассчитать размер неустойки в данном случае?

 

Ответственность продавца, уполномоченной организации (сервисного центра) за нарушение срока безвозмездного устранения недостатков товара (гарантийного ремонта) предусмотрена пунктом 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которой продавец (уполномоченная организация), допустивший такое нарушение, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Данной статьей также установлен порядок определения цены товара для начислении неустойки: цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (уполномоченной организацией) в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

Таким образом, потребитель вправе для расчета размера неустойки использовать новую цену такого же автомобиля, существовавшую в том месте, в котором находится сервисный центр.

 

Вопрос: В каких случаях и в какой срок продавец обязан предоставить аналогичный товар потребителю на период гарантийного ремонта товара длительного пользования?

 

Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1
«О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1) потребителю предоставлено право предъявить продавцу, уполномоченной организации (уполномоченному индивидуальному предпринимателю), изготовителю требование о предоставлении во временное пользование аналогичного товара на период проведения гарантийного ремонта товара длительного пользования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона № 2300-1 при предъявлении потребителем указанного требования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация (уполномоченный индивидуальный предприниматель) обязаны в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.

Исключение из данного правила составляют товары, включенные в Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55 (далее - Перечень).

В Перечень входят следующие товары:

1. Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства.

2. Мебель.

3. Электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла, электрофены-щетки, электробигуди, электрические зубные щетки, электрические машинки для стрижки волос и иные приборы, имеющие соприкосновение со слизистой и кожными покровами).

4. Электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары).

5. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.

Таким образом, на период ремонта товара длительного пользования потребителю может быть предоставлен товар, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, при соблюдении следующих условий: во-первых, потребителю необходимо предъявить указанное требование (т.е. заявить о своем желании на получение подменного товара), во-вторых, товар не должен входить в Перечень.

 

Вопрос: Стиральная машина находилась в сервисном центре на гарантийном ремонте 45 дней. При сдаче в ремонт мне не предложили подменный товар. Через две недели я обратилась в сервисный центр и стала требовать аналогичную стиральную машину на период ремонта. Через 5 дней мне предоставили стиральную машину другой марки и бывшую в употреблении. Правомерны ли действия сервисного центра? Предусмотрена ли какая-нибудь ответственность за несвоевременное предоставление подменного товара?

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1) предоставление товара длительного пользования в пользование потребителя на период гарантийного ремонта товара длительного пользования осуществляется только по требованию потребителя. Законодательством не возложена обязанность на продавца (изготовителя, уполномоченную организацию) по своей инициативе передавать потребителю на период ремонта подменный товар.

Законодатель предъявляет к подменному товару единственное требование: товар, предоставляемый на подмену, должен обладать теми же основными потребительскими свойствами, как и тот, недостатки которого устраняются. Данное понятие является оценочным и в каждом конкретном случае следует определять отдельно, какие свойства товара являются основными потребительскими. Как правило, это свойства товара, связанные с его использованием по назначению.

В случае предъявления потребителем требования о предоставлении подменного товара уполномоченная организация (сервисный центр) обязана в течение трех дней безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.

В силу пункта 1 статьи 23 Закона № 2300-1 за задержку выполнения требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта аналогичного товара уполномоченная организация (сервисный центр) допустившая такое нарушение, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Таким образом, срок для начисления неустойки следует считать, начиная с четвертого дня после предъявления потребителем соответствующего требования. В данном конкретном случае просрочка составила 2 дня (начиная с четвертого дня после предъявления потребителем соответствующего требования до дня фактической передачи подменного товара).

Обращаем также внимание на то, что цена товара при начислении неустойки определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено уполномоченной организацией в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

 

Вопрос: Предъявил продавцу претензию об устранении недостатков в микроволновой печи и попросил предоставить аналогичную печь на период ремонта. Продавец проинформировал меня о том, что ремонт будет проведен в 30-дневный срок, но на период ремонта отказался предоставить аналогичную печь. Правомерны ли действия продавца?

 

Пункт 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1) предусматривает в отношении товаров длительного пользования обязанность продавца при предъявлении потребителем требования об устранении недостатков товара в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами.

Однако указанное требование распространяется не на все товары длительного пользования. Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от
19 января 1998 года № 55 (далее - Перечень).

Электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи, в том числе бытовые печи СВЧ, входят в данный Перечень.

Исходя из вышеизложенного, потребителю правомерно отказано в удовлетворении заявленного им требования о предоставлении подменной микроволновой печи (печи СВЧ) на период гарантийного ремонта.


Вопрос: В сервисных центрах устанавливают очень большие сроки гарантийного ремонта – 45 рабочих дней, что в пересчете на обычные дни составляет  2 месяца.  Это правильно?

 

Вопрос: В какой срок должны произвести гарантийный ремонт сотового телефона?

 

В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатка в товаре вправе потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа.

Потребитель также может заключить с продавцом (уполномоченной организацией) письменное соглашение о сроке ремонта.

Это означает, что продавец (уполномоченная продавцом организация - сервисный центр) не может диктовать потребителю  условие о длительности ремонта – это должно быть обоюдное, устраивающее обе стороны, решение. В противном случае за потребителем остается право выбора другого требования (уменьшение цены, замена на аналогичный  товар, возврат уплаченных денег).

В соответствии со статьей 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» срок устранения недостатков, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней, т.е. стороны вправе  установить  срок ремонта и меньшей продолжительности. Причем речь в законе идет о календарных, а не рабочих днях.

В случае если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.

Таким образом, устанавливая срок гарантийного ремонта в 45 рабочих дней, сервисные центры  ущемляют права потребителя. Такие условия договора признаются недействительными в соответствии со статьей 16 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии с пунктом 2  статьи  14.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, является административным правонарушением. Составлять протоколы и рассматривать дела о данном административном правонарушении уполномочены должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора).

 

Вопрос: Забрал сотовый телефон после гарантийного ремонта. Спрашиваю у мастеров, что было с телефоном, меняли ли они какие-нибудь детали.  На мой вопрос ответа не получил, тогда попросил письменно написать, какой недостаток они устранили,  на что мне сказали, что ничего они писать не будут.   Должны ли в сервисном центре предоставлять информацию о проведенном ремонте?

 

Да, обязательно. Законодатель закрепил такую обязанность  в статье 20 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»: при выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме  потребителю  информацию:

- о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков;

- о дате передачи товара потребителем для устранения  недостатков товара;

- о дате  устранения недостатков товара с их  описанием;

- об использованных запасных частях (деталях, материалах);

- о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара

 

Вопрос: Продлевается ли гарантийный срок на товар после гарантийного ремонта?

 

В соответствии со статьей 20 Закона РФ «О защите прав потребителей»  в случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный срок исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.

          При устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые  комплектующее изделие  или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.

Вопрос:  Сотовый телефон сдал на гарантийный ремонт, обещали отремонтировать за месяц, но прошло уже больше 2 месяцев, а  до сих пор телефон не отремонтировали. Что делать?

 

В соответствии  с пунктом 2 статьи 23  Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае если телефон не был отремонтирован в установленный срок Вы  вправе предъявить  к продавцу (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю)  иные требования, предусмотренные статьей 18 Закона:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать возмещения расходов на  исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Кроме того, продавец несет ответственность за нарушение срока удовлетворения Вашего требования о безвозмездном устранении недостатка (гарантийном ремонте): обязан уплатить Вам за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1 %  цены товара.

Таким образом, Вы можете обратиться к продавцу с новым требованием (любым из перечисленных выше), а также потребовать уплаты неустойки за нарушение срока удовлетворения Вашего первоначального требования о ремонте.


Опубликовано: 16.03.2016 12:54        Обновлено: 07.11.2016 11:00